Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Финансовая система государства и ее состав

Финансовая система государства и ее состав

Совокупность финансовых отношений национальной экономики образует финансовую систему государства.

Она состоит из централизованных, децентрализованных финансов и финансов домохозяйств.

Централизованные финансы — это государственная бюджетная система, государственный кредит, специальные внебюджетные фонды, фонды имущественного и личного страхования. Они используются в качестве инструмента регулирования национальной экономики в целом, решения целого ряда важнейших экономических и социальных задач.

Децентрализованные финансы — финансы фирм и предприятий различных форм собственности. Это финансовые отношения между юридическими лицами, юридическими лицами и государством, юридическими и физическими лицами.

В своей стимулирующей функции они используются для регулирования экономических и социальных отношений в рамках отдельных хозяйственных субъектов. Финансы фирм, предприятий и отраслей народного хозяйства составляют основу финансов.

Здесь формируется подавляющая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий различных форм собственности во многом зависит общее финансовое положение страны.

Особую роль играют бюджеты регионов (районов) страны, что можно было именовать муниципальными финансами. Для России эта часть финансовой системы весьма значимы, так как наша страна состоит из 83 субъектов.

В условиях рыночных отношений предприятия осуществляют свою деятельность на основе коммерческого расчета, при котором доходы должны соответствовать расходам, а главным источником производственного и социального развития коллективов является прибыть. За счет прибыли формируются производственные и социальные фонды, средства для инвестирования. Используются, в том числе, и ресурсы финансового рынка.

Финансы домохозяйств — это личные финансы, т. е. финансовые отношения между физическими лицами, совместно проживающими и ведущими общее хозяйство. (В отличие от семьи, домохозяйство может включать, кроме родственников, также людей, которые полностью или частично вносят свою долю в бюджет домохозяйства, а также может состоять и из одного человека, обеспечивающего себя материально).

Каждый элемент финансовой системы особым образом влияет на производство, имеет свои, присущие ему функции. Так, с помощью централизованных финансов мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства, и происходит их распределение и перераспределение между отраслями национального хозяйства, экономическими регионами, отдельными группами населения.

Внебюджетные фонды в рамках централизованных финансов имеют строго целевое назначение: крупнейший из них Пенсионный фонд РФ мобилизует средства на выплату пенсий гражданам страны.

Фонды имущественного и личного страхования предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению, а также для выплаты застрахованному лицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая.

Государственный кредит как элемент централизованных финансов представляет собой форму кредитных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает, главным образом, в качестве заемщика средств.

Финансы фирм обслуживают производство. При их участии создается ВНП, распределяемый внутри фирм и отраслей народного хозяйства.

Финансы домохозяйства являются материальной основой их жизни, так как предполагают контроль за предстоящими доходами и расходами в рамках отдельной экономической ячейки общества.

Таким образом, каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом — совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Особое значение имеют государственные финансы. Принципом их построения, характерным для финансовых систем современных развитых стран, является фискальный федерализм, при котором осуществляется четкое разграничение функций между различными уровнями системы.

В соответствии с данным принципом в унитарных государствах местные бюджеты не входят в государственный бюджет, в федеративных государствах местные бюджеты не входят в бюджеты членов федерации, а последние не включаются в государственный федеральный бюджет.

Финансовая система и ее структура

Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики образует финансовую систему государства.

Финансовая система включает в себя субъекты отношений, объекты отношений, финансовые методы, финансовые рычаги, органы, способствующие осуществлению финансовых взаимоотношений.

Финансовые отношения складываются между:

государством и хозяйствующими субъектами – при уплате налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;

самими хозяйствующими субъектами – в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, а также реализации товаров и услуг;

руководителями организаций и работниками – при выплате заработной платы;

предприятиями и вышестоящими организациями – при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении;

государством, отдельными гражданами внебюджетными фондами – при внесении платежей в госбюджет, получении пенсий, пособие, стипендий;

отдельными звеньями бюджетной системы;

страховыми организациями, предприятиями и населением – при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая.

Основными звеньями финансовой системы являются государство, организации, граждане.

Каждое звено финансовой системы выполняет конкретные задачи:

1. Задачей государственных финансов является сосредоточение финансовых ресурсов в фондах государства или территориальных органов власти и направление их на финансирование нужд общества.

Читать еще:  Понятие и виды финансовой деятельности государства

2. Задачей финансов хозяйствующих субъектов является формирование своих денежных фондов и использование их на основе эффективного управления денежным потоком.

3. Задачей финансов граждан является формирование доходов и их использование.

Рассмотрим структуру финансовой системы.

Основные финансовые потоки проходят через такие звенья, как государство и хозяйствующие субъекты. В самом общем виде (с учетом этих звеньев) финансовая система РФ представлена на рис. 10.1).

Государственным финансам принадлежит ведущая роль:

— в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства;

— в перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, а также формами собственности и отдельными слоями населения.

Основой единой финансовой системы служат финансы хозяйствующих субъектов. Государственные финансы органически связаны с финансами промышленных предприятий. С одной стороны, главным источником доходов госбюджета является национальный доход. С другой стороны, предприятия привлекают бюджетные ассигнования, банковские кредиты.

В структуре государственных(централизованных)финансов главным элементом выступает государственный бюджет, а точнее, бюджеты трех уровней (в соответствии с Бюджетным кодексом РФ):

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов Федерации (бюджеты республик, краев, областей);

3) местные бюджеты – городские, районные, сельские.

Рис. 10.1. Финансовая система Российской Федерации

Через государственный бюджет государство концентрирует основную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления.

Государственный бюджет служит основным государственным планом страны, утверждаемым как закон.

С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общегосударственного производства, что позволяет осуществлять единую финансовую политику на всей территории страны.

Второй элемент государственной финансовой системы – внебюджетные фонды.

Они находятся в собственности государства, но имеют определенную самостоятельность. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение. По наименованию фонда можно судить о направлении использования его средств.

Фонды подразделяют на социальные и экономические.

Средства внебюджетных фондов направлены на расширение социальных услуг населению; на стимулирование развития остальных отраслей инфраструктуры; на обеспечение дополнительными ресурсами приоритетных отраслей экономики.

К социальным внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ.

К экономическим внебюджетным фондам относятся: Российский фонд технического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР, финансовые фонды поддержки отраслей, инвестиционные фонды и др.

В России насчитывается более 40 федеральных внебюджетных фондов. Общие доходы всех внебюджетных фондов превышают 60% доходов государственного бюджета. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости продукции и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда.

Следующим элементом государственной финансовой системы выступает государственный кредит.

Дефицит государственного бюджета приводит к тому, что возникает потребность привлечения дополнительных ресурсов физических и юридических лиц. Такая форма привлечения средств – кредит.

Существуют два вида государственного кредита: внутренний и внешний. Внутренний государственный кредит формируется:

— путем выпуска государственных займов, в том числе за счет обращения части вкладов населения в Сбербанке РФ в государственные займы;

— за счет казначейских ссуд.

Государственный займ осуществляется путем выпуска в обращение и продажи государственных ценных бумаг:

— ГКО – государственных краткосрочных облигаций;

— ОФЗ – облигаций федерального займа;

— ОГСЗ – облигаций государственного сберегательного займа;

— других ценных бумаг.

В России они выпускаются Министерством финансов,

Казначейские ссуды также выдаются на условиях срочности, платности, возвратности.

Государственный займ, размещенный в других странах – внешний государственный кредит.

Следующийэлемент государственной финансовой системыфонды страхования, обеспечивают возмещение возможных убытков в результате стихийных бедствий и несчастных случаев и способствуют их предупреждению.

Страхование может быть добровольным и обязательным.

Различают следующие разновидности страхования:

— страхование предпринимательских рисков.

Фондовое звено – следующий элемент государственных финансов. Задача фондового рынка – обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода.

Фондовый рынок служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств. Участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого дохода по сравнению с вложением в банк.

Финансы хозяйствующих субъектов представляют вторую сферу финансовых отношений (децентрализованную) и являются основой финансовой системы, так как здесь формируется преобладающая часть всех финансовых ресурсов. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих же организаций.

Таким образом, между централизованными и децентрализованными финансами имеется единый источник формирования – национальный доход. Кроме того, аккумулировав денежные ресурсы предприятий в централизованных государственных фондах, государство направляет их на удовлетворение общественных потребностей, в том числе на развитие производственных предприятий, наиболее значимых для экономики. Во взаимосвязи и взаимозависимости составных звеньев финансовой системы проявляется единая сущность финансов, а также единство финансовой системы России

Читать еще:  Финансы и государство

Финансовая система государства и ее состав

Разнообразие финансов обусловило возможность объединения их в различные однородные и взаимосвязанные между собой группы, получившие в литературе название «финансовые институты». Взаимозависимость и взаимообусловленность финансовых институтов позволяют объединить их в понятие «финансовая система».

Финансовая система рассматривается в двух аспектах:

1) как совокупность финансовых институтов, т. е. совокупность различных групп денежных отношений, однородных по методам и формам мобилизации и использования денежных средств в различных фондах, необходимых для обеспечения выполнения задач и функций государства, местного управления и самоуправления, субъектов хозяйствования;

2) как совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность. В экономической литературе в связи с этим используется понятие «финансовый аппарат». В данном случае органы, осуществляющие финансовую деятельность в государстве, подразделяют на две группы: а) государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных функций и задач; б) органы, для которых финансовая деятельность является основной (например, Министерство финансов Республики Беларусь).

Финансовая система как совокупность финансовых институтов состоит из следующих звеньев:

  • бюджетная система, включающая в себя государственный (республиканский) и местные бюджеты, а также государственные целевые бюджетные фонды;
  • внебюджетные государственные целевые фонды, к числу которых относятся Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь, инновационные фонды и ряд других фондов, которые имеют конкретное целевое назначение. Средства данных фондов образуются за счет обязательных платежей и отчислений физических и юридических лиц;
  • финансы предприятий различных форм собственности, являющиеся основой всей финансовой системы в связи с тем, что напрямую связаны с процессом материального производства, создающего национальный доход, который распределяется и перераспределяется за счет финансовой системы;
  • имущественное и личное страхование, направленное на возмещение материального ущерба от различных несчастных случаев и стихийных бедствий физическим и юридическим лицам. Средства данных фондов образуются за счет взносов физических и юридических лиц, а также государственного бюджета;
  • кредит государственный и банковский. Государственный кредит представляет собой отношения по временному использованию денежных средств юридических и физических лиц самим государством, которое в конкретной ситуации выступает в роли заемщика этих средств. Суть банковского кредита состоит в предоставлении банками временно свободных средств на принципах платности и возвратности юридическим лицам на социальные и производственные нужды, а также физическим лицам на их различные потребности.

Каждому звену финансовой системы присущи определенные свойства и функции, не повторяющиеся в других институтах данной системы. Однако каждое звено взаимодействует с другими институтами и может интегрироваться с ними, что является признаком целостности финансовой системы.

Конституция Республики Беларусь (далее — конституция) регламентирует основные положения финансовой системы государства. Она определяет финансово-кредитную систему и финансовые средства субъектов финансовой деятельности.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь на территории государства проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика.

На основе Конституции определяется бюджетная система и порядок формирования доходной и расходной частей бюджетов, образуются различные внебюджетные фонды.

Большое значение придается вопросам исполнения бюджетов всех уровней и составления отчетов об их исполнении. Конституция устанавливает основу банковской системы Республики Беларусь, определяя ее как двухуровневую. Важным моментом в деятельности Национального банка Республики Беларусь является его конституционное исключительное право эмиссии денег.

Всем этим проблемам посвящен раздел VII Конституции Республики Беларусь. Однако этим разделом не ограничиваются конституционные основы финансовой деятельности Республики Беларусь.

Многие статьи других разделов Конституции Республики Беларусь являются основополагающими началами той или иной сферы финансовой деятельности. Так, ч. 3 ст. 7 обязывает своевременно доводить до сведения нормативно-правовые акты государственных органов, в том числе и в отношении налогового законодательства. Статья 56 Конституции Республики Беларусь возлагает на граждан обязанность участвовать в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей.

Системный анализ норм Конституции Республики Беларусь дает основания полагать, что и ряд других ее статей прямо или косвенно регулирую общественные отношения, связанные с финансовой деятельностью.

Состав финансовой системы

Реферат: Финансовая система Российской Федерации

Содержание

Введение

Возникновение финансовых отношений не есть результат деятельности государства, его волеизъявления. Финансы объективно необходимы в связи с потребностями общественного развития. Но несмотря на это, государство своей деятельностью может активно влиять на развитие финансовых отношений. Тем не менее, оно не в состоянии ни создавать финансовые отношения, ни отменять их. Оно может определить формы финансовых отношений.

Финансы составляют целостную систему, включающую несколько взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов. Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности. Под финансовой системой Российской Федерации понимают: а) совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов; б) совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Читать еще:  Финансовая политика государства это

Тема данной курсовой работы является особо актуальной потому, что она затрагивает финансовые отношения, которые по своей природе являются распределительными. Причем распределение осуществляется прежде всего по субъектам.

Тема «Финансовая система» представляет собой огромный и обширный материал и включает в себя много сложных дискуссионных вопросов. Поэтому в своей курсовой работе я попытался рассмотреть самые важные и наиболее актуальные вопросы.

Курсовая работа состоит из введения, трех частей основной работы и заключения. В первой части я рассмотрел сущность и состав финансовой системы. Вторая часть курсовой работы посвящена вопросу сфер и звеньев финансовой системы: бюджету и бюджетному устройству, государственному кредиту, внебюджетным фондам, финансам хозяйствующих субъектов. В третьей части рассматривается механизм функционирования финансовой системы и основные финансовые институты. В заключении курсовой работы представлены выводы по изученному материалу и предложения по усовершенствованию финансовой системы РФ.

Сущность и состав финансовой системы

Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.

Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное отделение отдельных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система». Как и всякая другая система, она является не простым набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов, которые имеют однородные признаки.

Финансовая система государства является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике и соответственно к задействованной модели экономики в значительной мере обозначается ею.

Финансовые системы некоторых государств могут отличаться по своей структуре, но они все имеют общий признак – это различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использования фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев.

Можно утверждать, что каждое звено финансовой системы является независимым её элементом, но эта самостоятельность относительна в среде единого целостного. Финансовая система – это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.

Состав финансовой системы.

Финансовая система рассматривается с двух сторон: по внутреннему строению и организационной структуре.

Финансовая система — совокупность относительно обособленных взаимосвязанных финансовых отношений, которые отображают специфические формы и методы распределения и перераспределения ВВП.

Финансовая система – совокупность финансовых органов и институтов, которые управляют денежными потоками.

Внутреннее строение финансовой системы отображает объективную совокупность финансовых отношений и является общей для всех стран. Она состоит из сфер и звеньев.

Сфера характеризует обобщенную по определённому признаку совокупность финансовых отношений.

Звенья показывают обособленную часть финансовых отношений. В основу выделения сфер и звеньев положен уровень экономической системы.

Организационная структура финансовой системы – совокупность финансовых органов и институтов, которая характеризует систему управления финансами.

В основе выделения органов управления финансовой системой лежит её внутренняя структура. Общее управление финансовой деятельностью в какой-либо стране осуществляют органы государственной власти и управления.

Подсистемами называют крупные составляющие сложных систем, которые обычно, в свою очередь, являются сложными си­стемами.

В качестве подсистем финансовой системы могут рассматри­ваться: казначейская система, фондовый рынок, финансовое право, страхование и т.д.

Структура финансовой системы — это совокупность ее эле­ментов и связей между ними. Известно, что государственная финансовая система развитых капиталистических стран включает четыре звена (подсистемы)

1. государственный бюджет;

2. местные финансы;

3. специальные внебюджетные фонды;

4. финансы государственных корпораций.

Вместе с тем возможны и другие варианты структуризации финансовой системы. Например, выделение финансов холдингов, финансово-промышленных групп, финансов семей и граждан.

Выбор принципа декомпозиции является важным этапом ис­следования. Чаще всего декомпозицию производят по функциональ­ному (обеспечение воспроизводства рабочей силы, обеспечение обороноспособности и т.п.) или агрегатному принципу (казначейство, налоговая инспекция и т.п.). Это отражается в типовом пред­ставлении финансовой системы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector