Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Финансовая система государства схема

Финансовая система и ее структура

Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики образует финансовую систему государства.

Финансовая система включает в себя субъекты отношений, объекты отношений, финансовые методы, финансовые рычаги, органы, способствующие осуществлению финансовых взаимоотношений.

Финансовые отношения складываются между:

государством и хозяйствующими субъектами – при уплате налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;

самими хозяйствующими субъектами – в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, а также реализации товаров и услуг;

руководителями организаций и работниками – при выплате заработной платы;

предприятиями и вышестоящими организациями – при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении;

государством, отдельными гражданами внебюджетными фондами – при внесении платежей в госбюджет, получении пенсий, пособие, стипендий;

отдельными звеньями бюджетной системы;

страховыми организациями, предприятиями и населением – при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая.

Основными звеньями финансовой системы являются государство, организации, граждане.

Каждое звено финансовой системы выполняет конкретные задачи:

1. Задачей государственных финансов является сосредоточение финансовых ресурсов в фондах государства или территориальных органов власти и направление их на финансирование нужд общества.

2. Задачей финансов хозяйствующих субъектов является формирование своих денежных фондов и использование их на основе эффективного управления денежным потоком.

3. Задачей финансов граждан является формирование доходов и их использование.

Рассмотрим структуру финансовой системы.

Основные финансовые потоки проходят через такие звенья, как государство и хозяйствующие субъекты. В самом общем виде (с учетом этих звеньев) финансовая система РФ представлена на рис. 10.1).

Государственным финансам принадлежит ведущая роль:

— в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства;

— в перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, а также формами собственности и отдельными слоями населения.

Основой единой финансовой системы служат финансы хозяйствующих субъектов. Государственные финансы органически связаны с финансами промышленных предприятий. С одной стороны, главным источником доходов госбюджета является национальный доход. С другой стороны, предприятия привлекают бюджетные ассигнования, банковские кредиты.

В структуре государственных(централизованных)финансов главным элементом выступает государственный бюджет, а точнее, бюджеты трех уровней (в соответствии с Бюджетным кодексом РФ):

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов Федерации (бюджеты республик, краев, областей);

3) местные бюджеты – городские, районные, сельские.

Рис. 10.1. Финансовая система Российской Федерации

Через государственный бюджет государство концентрирует основную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления.

Государственный бюджет служит основным государственным планом страны, утверждаемым как закон.

С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общегосударственного производства, что позволяет осуществлять единую финансовую политику на всей территории страны.

Второй элемент государственной финансовой системы – внебюджетные фонды.

Они находятся в собственности государства, но имеют определенную самостоятельность. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение. По наименованию фонда можно судить о направлении использования его средств.

Фонды подразделяют на социальные и экономические.

Средства внебюджетных фондов направлены на расширение социальных услуг населению; на стимулирование развития остальных отраслей инфраструктуры; на обеспечение дополнительными ресурсами приоритетных отраслей экономики.

К социальным внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ.

К экономическим внебюджетным фондам относятся: Российский фонд технического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР, финансовые фонды поддержки отраслей, инвестиционные фонды и др.

В России насчитывается более 40 федеральных внебюджетных фондов. Общие доходы всех внебюджетных фондов превышают 60% доходов государственного бюджета. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости продукции и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда.

Следующим элементом государственной финансовой системы выступает государственный кредит.

Дефицит государственного бюджета приводит к тому, что возникает потребность привлечения дополнительных ресурсов физических и юридических лиц. Такая форма привлечения средств – кредит.

Существуют два вида государственного кредита: внутренний и внешний. Внутренний государственный кредит формируется:

— путем выпуска государственных займов, в том числе за счет обращения части вкладов населения в Сбербанке РФ в государственные займы;

— за счет казначейских ссуд.

Государственный займ осуществляется путем выпуска в обращение и продажи государственных ценных бумаг:

— ГКО – государственных краткосрочных облигаций;

— ОФЗ – облигаций федерального займа;

— ОГСЗ – облигаций государственного сберегательного займа;

— других ценных бумаг.

В России они выпускаются Министерством финансов,

Казначейские ссуды также выдаются на условиях срочности, платности, возвратности.

Государственный займ, размещенный в других странах – внешний государственный кредит.

Следующийэлемент государственной финансовой системыфонды страхования, обеспечивают возмещение возможных убытков в результате стихийных бедствий и несчастных случаев и способствуют их предупреждению.

Страхование может быть добровольным и обязательным.

Различают следующие разновидности страхования:

— страхование предпринимательских рисков.

Фондовое звено – следующий элемент государственных финансов. Задача фондового рынка – обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода.

Фондовый рынок служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств. Участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого дохода по сравнению с вложением в банк.

Финансы хозяйствующих субъектов представляют вторую сферу финансовых отношений (децентрализованную) и являются основой финансовой системы, так как здесь формируется преобладающая часть всех финансовых ресурсов. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих же организаций.

Таким образом, между централизованными и децентрализованными финансами имеется единый источник формирования – национальный доход. Кроме того, аккумулировав денежные ресурсы предприятий в централизованных государственных фондах, государство направляет их на удовлетворение общественных потребностей, в том числе на развитие производственных предприятий, наиболее значимых для экономики. Во взаимосвязи и взаимозависимости составных звеньев финансовой системы проявляется единая сущность финансов, а также единство финансовой системы России

Финансы и финансовая система Российской Федерации

Основой для благополучия и процветания любой страны является экономика. Стабильно развивающаяся экономика, которая обеспечивает высокий уровень жизни, достойные зарплаты и экономический рост должна быть построена на правильном распределении финансов. Правильное распределение финансов – это работа правительства и финансовых институтов страны.

Правильное построение экономики базируется на правильном управлении финансовой системой. Как и любая система, финансовая система является совокупностью различных правил, объектов и законов, по которым формируются финансовые отношения в государстве.

Читать еще:  Цели и задачи государственного финансового контроля

Из чего состоит данная система?

Финансовая система состоит из следующих подсистем:

  • Подсистема государственного бюджета,
  • Подсистема внебюджетных фондов,
  • Подсистема кредитований (государством и банками),
  • Подсистема фондов страхования (имущества, жизни, финансов),
  • Подсистема различных финансов предприятий, хозяйств и органов, которые выполняют цели регулирования экономики и стабилизации экономического курса.

Первые три подсистемы являются централизованными подсистемами регулирования и управления экономикой.

Главный орган, который руководит финансовой системой – Министерство финансов России. Данный орган руководит исполнительными механизмами в бюджетной, налоговой и золотовалютной политике. Также эти функции выполняют и органы власти в субъектах Российской Федерации.

Финансовой системе подчиняется и кредитная подсистема, которая выполняет функции управления деньгами государства и кредитования населения и компаний.

Важный орган государственного управления финансами – Центральный банк России, который обеспечивает регулирование и управление банковскими организациями и осуществляет регулирование курса национальной валюты и кредитную политику.

Финансовой контроль за государственным бюджетом страны осуществляет счетная палата России. А контроль за своевременную уплату налогов физическими и юридическими лицами осуществляет Федеральная налоговая служба. Она управляет сбором налоговых средств, контролирует правильность налоговых сборов, их своевременность и правомерность.

Также пополнение казны государства осуществляет таможенная служба России, которая отвечает за контроль экспортных и импортных пошлин в частности.

Система финансовых институтов РФ

Данная система образована следующими подсистемами:

  • Подсистема бюджетных фондов (государственный бюджет),
  • Подсистема внебюджетных фондов,
  • Подсистема страховых фондов и кредитов,
  • Денежно-валютная подсистема,
  • Подсистема финансов компаний и предприятий.

Все подсистемы или фонды образуются за счет реализации денежно-валютных отношений. Каждая подсистема выполняет функцию распределения национального дохода государства.

Принципы, по которым формируется финансовая система РФ

Чтобы построить правильную систему, нужно изложить ряд принципов (своеобразных правил), которым должна удовлетворять система:

  • Единство системы – общая материальная база всех подсистем. Все подсистемы подчиняются единым правовым актам и законам. Все планы по развитию экономики и расходованию средств непрерывно связаны в всех уровнях подсистем.
  • Конкретность выполнения задачи. Каждое звено выполняет определенную функцию. Например, Пенсионный фонд должен обеспечивать только социальное обеспечение, фонд медицинского страхования – только медицинское страхование граждан, налоговая служба должна обеспечивать только исполнение налогового законодательства и т.д.

Методы, по которым осуществляется деятельность финансовой системы

Метод (или способ) собирания денег:

  • Налоги (на прибыль, налог на доходы физических лиц, налог на землю и т.д.),
  • Сборы и пошлины (от торговых операций),
  • Штрафы,
  • Добровольные внесения средств (банковские вклады, покупка ценных бумаг, обеспечение облигаций, инвестирования крупных частных организаций),
  • Средства по страхованию.

Методы распределения денег:

  • Финансирование (предоставление средств безвозмездно),
  • Кредитование – предоставление средств с условиями возврата (чаще всего с процентами).
  • Выплаты, расчеты (пенсии, пособия, зарплаты, страховки и т.п.).

Бюджетная система России

Данная система состоит также из подсистем трех уровней:

  • Общий бюджет (федеральный бюджет),
  • Совокупность бюджетов субъектов РФ (республик, краев, автономных округов, областей, автономных областей),
  • Совокупность местных бюджетов (городские, поселковые, районные).

Данная система является самой главной составляющей финансовой системы государства. Она организовывает распределение бюджета на нужды граждан страны: на оборону, промышленность, образование, инфраструктуру, здравоохранение, торговлю и прочее.

Государственный бюджет страны пополняется за счет налоговых поступлений, пошлин на товары. Также огромную долю доходов в бюджет Российской Федерации составляют доходы от экспорта энергоресурсов – нефти и газа. Поэтому финансовая деятельность государства образует все доходные и расходные статьи бюджета. Формирование статей дохода регламентировано налоговым и бюджетным законодательством.

Внебюджетная подсистема

Это все средства, которые не включаются в основной бюджет государства и направлены на строго определенные цели. Они имеют собственные источники пополнения и не зависят от налоговой и бюджетной политики.

Эта подсистема обособлена от госбюджета и направлена на привлечение капитала для инвестиций в приоритетные отрасли экономики и инфраструктуры. Значимые для общества проекты и институты, такие как социальное страхование, пенсионное обеспечение и обеспечение пособий также частично исполняются внебюджетными фондами.

Подсистема страховых фондов и кредитов

Финансовые кредиты представляют собой систему получения финансов и предоставления гарантий выплат по кредитам. В кредитах нуждаются многие граждане страны и компании. Средства, выданные по кредитным договорам являются дополнительными инвестициями в экономику субъектов Российской Федерации.

Государственное страхование представляет собой систему, одним из участников договора по страхованию в которой выступает государство. В эту подсистему входит важная составляющая социального страхования – выплата государством пенсий и пособий, обеспечение медицинского страхования граждан, страхование военных и служащих правоохранительных органов. Эта подсистема формирует специальные страховые фонды для обеспечения этих функций (например, Пенсионный фонд РФ, Фонд медицинского страхования, федеральные фонды страхования).

В сфере страхования жизни или имущества фонд аккумулирует средства, полученные исключительно от участников программ страхования. .к. выплаты наступают не в каждом случае (а только в случае страховой ситуации), часть средств может инвестироваться в другие виды потребностей.

Финансы компаний и предприятий

Это самостоятельная часть финансовой системы России и представляет собой совокупность средств, полученных в результате финансовой деятельности предприятий.

Финансы компаний образуют базовую и самую важную составляющую общей финансовой системы государства, т.к. на этом уровне образуется большое количество капиталов, преобразуются ресурсы, которые превращаются в товары потребления. Именно на товарах и услугах завязана большая часть товарно-денежных отношений, формирующих систему финансов государства в виде налогов, пошлин и страховых взносов.

Основной источник финансов в финансовой системе образуется за счет предприятий – материальные ресурсы. Товары, услуги. Все это формирует национальное богатство и национальный доход.

Органы, контролирующие систему финансов России

Данные органы называют специально уполномоченными и они осуществляют функцию управления финансами.

ВОПРОС №2. Финансовая система, ее звенья и их взаимосвязь

Финансовая система — это совокупность различных сфер или звеньев финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, финансы предприятий различных форм собственности, финансы населения.

Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена. Ведущее место в системе занимают государственные финансы, т.к. они аккумулируют и перераспределяют большую часть финансовых ресурсов страны, оказывая тем самым большое влияние на остальные сферы финансовых отношений.

Читать еще:  Основной целью государственного финансового контроля является

Каждой сфере финансовых отношений соответствуют свои денежные фонды, которые формируются и используются с помощью этих финансовых отношений, а также органы, осуществляющие управление финансовыми отношениями.

Внутри каждой сферы финансовой системы выделяются отдельные звенья.

Структура финансовой системы:

Подробное пояснение рисунка.

В составе госфинансов обычно выделяют 3 звена: бюджетная система; внебюджетные фонды; государственный кредит.

Государственные финансы — это централизованные фонды денежных ресурсов, которые создаются путем распределения, перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.

Связь общегосударственных финансов и финансов предприятий объясняется не только тем, что они имеют единый источник своего формирования, созданный в сфере материального производства, но и из бюджета на свое воспроизводство. Тут и взаимосвязь, и взаимозависимость звеньев финансовой системы.

Государственный бюджет — централизованный доход государства (роспись доходов и расходов).

Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. В доходной части показываются источники поступления денежных средств и их количественные характеристики. В расходной части указываются направления, сферы в которых расходуются деньги, и их количественные параметры. По размерам государственного бюджета можно судить об уровне экономического развития страны.

Если расходы превышают доходы, то это дефицит.

Если расходы равны доходам, то это бездефицитный бюджет.

Если доходы превышают расходы, то это профицит.

Главным источником бюджета являются налоги (70-80%), остальная часть таможенные пошлины, государственный заем, денежная эмиссия.

Бюджетная система состоит из следующих уровней : федеральный бюджет + бюджеты субъектов федерации + местные бюджеты (самая многочисленная часть бюджетной системы).

Бюджетная система — самое крупное звено госфинансов, в которой аккумулируется основная часть налоговых поступлений, через нее осуществляется финансирование важнейших направлений государственной политики (расходы, связанные с содержанием государственных органов власти, оборону, экономические и социальные цели).

Внебюджетные фонды подразделяются на 3 уровня государственной власти. Их основное назначение в РФ в настоящее время — решение социальных задач. (Пенсионный фонд РФ; Государственный фонд социального страхования; Обязательные фонды медицинского образования).

Исключительная особенность внебюджетных фондов — то, что они осуществляют финансирование ограниченного круга целей по сравнению с бюджетными фондами.

Государственный кредит — объединяет в себе специфические финансовые отношения, существующие для мобилизации государством дополнительных финансовых ресурсов, а также предоставления средств предприятиям, организациям, другим государствам на условиях срочности, платности, возвратности.

В сфере страхования финансовые отношения возникают по поводу формирования страховых фондов, за счет страховых взносов, уплачиваемых страхователю с целью возмещения ущерба, возникающего у участников страхования при наступлении страховых случаев. Страхование объединяет большое количество отношений, отсюда разделение на звенья: социальное страхование, медицинское страхование личное страхование, имущественное страхование, страхование ответственности.

Финансы предприятий и организаций — выделяют финансы товариществ, обществ, госпредприятий, учреждений, общественных организаций, общественных фондов.

В зависимости от степени централизации :финансы предприятий; финансы объединений, корпораций, холдингов; финансы филиалов, дочерних предприятий.

В зависимости от характера хоз. деятельности выделяют некоммерческие и коммерческие (1. Главная цель — прибыль 2. Она распределяется между учредителями) финансы предприятий и организаций.

Финансы домашнего хозяйства (домохозяйства), как и финансы общества в целом, представляют собой экономические денежные отношения по формированию и использованию фон­дов денежных средств в целях обеспечения материальных и социальных условий жизни членов хозяйства и их воспроизводства. В отличие от финансов коммерческих предприятий и организаций, имеющих решающие значение в создании, первичном распределении и использовании стоимости валового внутреннего продукта и национального до­хода, финансы домохозяйства не стали приоритетным звеном финансовой системы и играют подчиненную, хотя и важную роль в общей совокупности финансовых отношений.

Финансовая политика

Финансовая политика — Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий:

1) разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;

2) создание адекватного финансового механизма;

3) управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством, в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов

Задачи финансовой политики:

1) обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

2) установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

3) организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

4) выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

5) создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Финансовая политика – это особая область деятельности государства, которая направлена на мобилизацию финансовых ресурсов, их равномерное распределение и использование для осуществления государством своих функций

ЛЕКЦИЯ № 2 Финансовая система

1. Общая характеристика финансовой системы

Понятие «финансовая система» является развитием более общего понятия – «финансы».

Финансы определяют экономические общественные отношения, проявляющиеся по-разному. Финансы имеют свою особенность в каждом звене финансовой системы. Звено финансовой системы – это определенная сфера финансовых отношений, а финансовая система в целом является совокупностью различных сфер финансовых отношений. При этом образуются и используются фонды денежных средств.

Финансовая система – это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Ведущим звеном финансовой системы выступает государственный бюджет. По своему материальному содержанию это главный централизованный фонд денежных средств государства, главное орудие перераспределения национального дохода. Через это звено финансовой системы перераспределяется до 40 % национального дохода страны.

Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90 % и более общей суммы его доходов (подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины).

Из государственного бюджета производятся и основные расходы: на военные цели, развитие экономики, содержание государственного аппарата, социальные расходы, субсидии и кредиты.

Второе звено финансовой системы – местные (региональные) финансы, включающие местные бюджеты, финансы предприятий, принадлежащих муниципалитетам, и автономные местные фонды.

За местными бюджетами закреплены второстепенные налоги в основном имущественные). В местных бюджетах по сравнению с государственным более высокая доля средств направляется на социальные цели. Местные бюджеты хронически дефицитны и получают необходимые им средства путем субсидий и кредитов из государственного бюджета и выпуска местных займов, гарантированных правительством.

Читать еще:  Финансы предприятия отношения с государством

Третье звено финансовой системы – внебюджетные специальные фонды. Средства этих фондов направляются на выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, при потере кормильца; пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице; на строительство и ремонт дорог и пр. Внебюджетные фонды – это Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд занятости населения, Фонд социального страхования, Дорожный фонд, фонды финансового регулирования в различных отраслях, Фонд содействия конверсии военного производства и др.

Государственный кредит представляет собой кредитные отношения между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает в качестве заемщика средств. Увеличение внутреннего долга за последние годы связано с эмиссией банкнот для покрытия бюджетного дефицита и является мощным инфляционным фактором.

В страховой сфере в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков.

Финансы предприятий различных форм собственности составляют основу финансов и подразделяются на три основных звена: финансы коммерческих предприятий, финансы некоммерческих предприятий, финансы общественных объединений. Здесь формируется основная часть финансовых ресурсов. Главным источником производственного и социального развития становится прибыль, которой предприятия распоряжаются по своему усмотрению.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Структура финансовой системы России

ОСущность и функции финансовой системы

Финансовая система страны – это совокупность отношений, складывающихся между экономическими агентами в ходе осуществления денежных взаиморасчетов при распределении совокупного общественного продукта.

Структура финансов тесно связана с экономикой как отдельных субъектов, так и страны в целом. Основой экономики является производственный процесс, включающий в себя этапы от создания до полного потребления готовой продукции и услуг. Выгода экономических агентов формируется преимущественно за счет денежного дохода. Капитал, в том числе финансовый, необходим для создания благ.

В условиях рыночной экономики каждый субъект стремится к получению собственной выгоды. Продавцы хотят увеличить прибыль, покупатели — получить полезность от вложений. Государство заинтересовано в финансовом благополучии субъектов, так как за счет обязательных платежей в бюджет, поступающих от индивидов и предприятий, оно осуществляет свои функции.

По своему устройству и принципу формирования доходов финансовая система может быть централизованной и децентрализованной. Для удобства учета все деньги, находящиеся в обращении, делят на государственные, частные, личные и международные, а также финансовые инструменты фондового рынка. Финансовая система является индикатором состояния национальной экономики и тенденций в ней.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Она выполняет следующие функции:

  1. Концентрация финансов с помощью специальных механизмов сбора денежных средств и накопления их в бюджете страны.
  2. Распределение финансовых ресурсов согласно политике страны между субъектами экономики.
  3. Осуществление регулирования экономики с помощью финансовых рычагов воздействия.
  4. Реализация финансового контроля через комплекс государственных организаций и специализированных органов управления.

Финансовая система пронизывает всю экономику страны, создавая условия для ее независимости, стабильности, а также для ее роста и развития.

Структура финансовой системы России

Структурно система финансов включает в себя укрупненные элементы, а именно, финансы государства, предприятий и сферы страхования. Государственные денежные средства включают в себя:

  1. Бюджет. В России он делится на федеральный, региональный и местный.
  2. Внебюджетные фонды, средства которых идут на определённые цели.
  3. Государственные кредитные деньги.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Страхование подразделяется на личное, имущественное, страхование ответственности. Реальный сектор так же является крупнейшим владельцем финансовых средств. Их делят на финансы коммерческих организаций, посредников, некоммерческих субъектов хозяйствования. Российская система финансов имеет структуру, отвечающая принципам сочетания отраслевых и территориальных подходов, обеспечения финансовой самостоятельности регионов с сохранением централизованного управления в целом. Так же финансовой структуре России присуща дифференциация управления по сферам денежного обращения.

Основу финансовой системы России составляет бюджет или государственные финансы. Они представляют собой отношения, складывающиеся между аппаратом управления, предприятиями, индивидами, учреждениями и организациями. Бюджет аккумулирует средства, которые впоследствии распределяются между отраслями, субъектами народного хозяйства, а также идут на обеспечение социальных программ, и поддержание обороны страны.

Бюджет включает в себя федеральные, региональные и местные финансы, которые в свою очередь строятся на государственном кредите, деньгах государственных предприятий, внебюджетных фондах. Основные проблемы государственных финансов в России связаны с несбалансированностью бюджетов, несовершенством налоговой системы, низкой эффективностью использования муниципального и регионального имущества. Так же необходимо обеспечить единство денежно-кредитной и финансовой политики, укрепить финансовый контроль.

Государственный кредит и финансы реального сектора

Государственный кредит является самостоятельным звеном финансовой структуры РФ. Для него характерны специфические формы отношений, связанных с привлечением средств бюджет. По сути, это форма денежных отношений между государством, предприятиями и домашними хозяйствами в части предоставления гарантий и кредитов. Государство обычно выступает в качестве кредитора, хотя может выполнять роль заемщика. Государственные займы являются одним из действенных инструментов мобилизации денежных средств для социальных и общественных нужд. Они осуществляются через выпуск долговых обязательств различного срока действия. Однако, основная часть средств, которые распределяются в стране формируется в сфере обращения денежных средств предприятий и некоммерческих организаций.

Звенья финансов реального сектора включают в себя:

  1. Финансы коммерческих организаций и предприятий. Это финансовые отношения, складывающиеся в процессе создания и применения ресурсов для различных видов деятельности с целью получения прибыли. В данной области функционируют предприятия материального производства и финансовые посредники.
  2. Средства некоммерческих организаций. Финансы, создаваемые предприятиями, чья основная деятельность не связана с получением прибыли. Полученный доход не распределяется между сотрудниками предприятия, а идет на улучшение оказываемых социальных услуг населению. Стоит отметить, что некоммерческая организация может быть создана не только государством, но и отдельным индивидом или юридическим лицом.
  3. Деньги государственных учреждений, которые оказывают различного рода государственные услуги гражданам, с целью реализации их прав, свобод и обязательств, предусмотренных законодательством России.

Если коммерческий сектор в России развивается по законам рынка, то бюджетная сфера требует постоянного пересмотра принципов субсидирования. Для того, чтобы общественные услуги и товары были доступны всем гражданам страны, необходимо создавать предпосылки для повышения их качества, внедрять элементы рыночных отношений, учитывать интересы потребителей, проводить реструктуризацию бюджетного сектора, привлекать квалифицированные кадры, создавать механизмы для распределения ответственности работников бюджетной сферы.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector