Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Финансовая система государства включает в себя

Финансовая система государства

Финансы — совокупность всех экономических отношений в процессе создания и использования централизованных и децент­рализованных фондов денежных средств в стране. Финансы суть совокупность стоимостных потоков, связанных с распределением и использованием денежных ресурсов. Основными субъектами, между которыми постоянно происходит движение денежных пото­ков, являются: государство и его институты, фирмы и население.

Финансовая система — это совокупность всех взаимосвязан­ных финансовых структурных элементов. Структура финансовой системы включает в себя:

а) совокупность бюджетов всех уровней (государства, адми­нистративных единиц, местных органов власти);

б) внебюджетные фонды (социального, имущественного, лич­ного страхования);

в) валютные резервы государства;

г) денежные фонды предприятий и организаций.

Финансовую систему определяют и как взаимосвязь финансов государства, хозяйственных

субъектов и населения.

Функционирование финансовой системы предполагает два этапа:

1. Составление планов по расходованию и получению дохо­дов.

2. Организация движения самих денежных потоков.

Когда финансовая система ориентирована на достижение оп­ределенных целей на уровне государства, то речь идет о государс­твенной финансовой политике. Последняя имеет два аспекта:

а) регулирование экономики с помощью доходов и расходов — фискальная политика;

б) регулирование бюджетных процессов (достижение бюд­жетного равновесия) — бюджетная политика.

Фискальная политика — это система регулирования экономи­ки посредством изменений государственных расходов и доходов. Она делится на два вида: дискреционная фискальная политика и автоматическая. Дискреционная политика представляет собой сознательное манипулирование государством налогами и расхо­дами (например, ставками налогов, размерами пособий) в целях выравнивания экономической конъюнктуры (активная фискальная политика). Автоматическая фискальная политика проводится ав­томатически с помощью встроенных стабилизаторов (прогрессив­ной ставки подоходного налога, пособий по безработице и т.д.), это пассивная фискальная политика, при которой необходимые изменения в уровнях государственных расходов и налогов вводятся автоматически.

Государственный бюджет — это финансовая программа де­ятельности государства, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).

По своей структуре расходные статьи бюджета подразделяют­ся: на расходы по государственному управлению, на социально-экономические цели, на хозяйственную деятельность государства, осуществление им внешнеэкономической деятельности, укрепле­ние обороны и национальной безопасности.

В экономической литературе предлагается различная клас­сификация государственных расходов. Так, А. Пигу делит их на трансформационные и трансфертные. В первом случае потокам государственных средств противостоит услуга, выраженная в то­варе или труде (государственные инвестиции, государственное потребление товаров и услуг, выплата из бюджета заработной пла­ты)- Трансфертные расходы не предполагают встречную услугу и выступают как прямая передача средств (трансферт: субсидии, по­собия домашним хозяйствам, социальное обеспечение).

Другая классификация госрасходов связана с институциональ­ным направлением: за основу берется их распределение по минис­терствам, агентствам, ведомствам. Такая систематизация облегча­ет контроль за расходованием средств, но не позволяет судить об эффективности их использования.

На основе функционального принципа классификации расхо­ды группируются по целевому назначению (оборона, образование, промышленность и т.д.). Этот подход позволяет судить о приори­тетах экономической политики государства.

Расходы государства на хозяйственную деятельность приво­дят к мультипликационному росту чистого национального про­дукта. Мультипликатор государственных расходов определяется как отношение изменения ЧНП к изменению правительственных расходов.

Доходы государственного бюджета состоят, в первую очередь, из налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти, государственных займов, а также поступлений из так называемых, внебюджетных или целевых фондов.

В экономической литературе дается следующая классифика­ция государственных доходов:

— налоговые и неналоговые;

— обычные (постоянные) и чрезвычайные (временные, пе­риодические);

— от частного сектора и от государственного сектора.

В свою очередь, доходы, получаемые от государственного сектора, делятся на средства, полученные от национального госу­дарства и поступившие из-за рубежа (помощь, репарации). Госу­дарственные доходы от частного сектора обусловлены прямым и косвенным участием государства в рыночных процессах. Прямой вариант предполагает доходы от продажи товаров и услуг, произ­водимых государственными предприятиями. Косвенный — предус­матривает доходы в виде налогов, сборов, взносов, пошлин, штра­фов и т.п.

Известны два принципа построения финансовой системы: а) демократический централизм; б) фискальный федерализм. При демократическом централизме местные органы не могут самосто­ятельно распределять денежные средства. При фискальном феде­рализме центральные и местные финансы строго разграничены, и местные власти самостоятельно определяют направления финан­совых расходов.

Налоги — это обязательные платежи физических и юридичес­ких лиц в государственный и местный бюджеты. Налоговая систе­ма—совокупность форм и методов сбора финансовых средств.

1. Система взимания налогов должна быть построена так, чтобы затраты государства на ее содержание, а также за­траты налогоплательщика, связанные с самой процедурой
выплаты, были максимально низкими.

2. Налоговое бремя не должно снижать экономическую ак­тивность налогоплательщика.

3. Процесс получения налогов должен быть организован так, чтобы в наибольшей степени способствовать реализации политики конъюнктуры и занятости.

4. Процесс налогообложения должен влиять на распределе­ние доходов в направлении обеспечения большей социаль­ной справедливости.

5. Комбинация налогов должна образовывать единую систе­му, в которой каждый налог имеет свою конкретную цель.

6. При определении «налоговой платежеспособности» част­ных лиц следует требовать предъявления лишь минимума сведений, затрагивающих личную жизнь граждан.

Основные виды налогов можно классифицировать по следую­щим пяти признакам.

1. По объектам налогообложения различают: а) налог на до­ходы, б) налог на имущество, в) налог на расходы покупателей оп­ределенных товаров и услуг.

2. По способам взимания налоги делятся на прямые (взима­ются непосредственно с получателей доходов или владельцев иму­щества: подоходный налог, налог на собственность) и косвенные (включаются в цены определенных товаров и взимаются с потре­бителей этих товаров при их продаже — акцизы и таможенные пош­лины).

3. По способу определения размера различают три основ­ные системы налогов: а) пропорциональными считаются налоги с неизменной процентной ставкой, не зависящей от суммы дохода, расхода или стоимости имущества; б) прогрессивными называют
налоги, ставка которых растет по мере роста доходов; в) регрес­сивными называют налоги, ставка которых снижается по мере рос­та доходов.

4. По уровню бюджета, в который поступают налоговые сум­мы, выделяют общегосударственные и местные налоги.

5. По порядку использования различают общие налоги — пос­тупают в единую кассу государства, и целевые или специальные, имеющие определенное назначение.

Рост чистого объема налоговых поступлений в государствен­ный бюджет расширяет возможности государственного инвес­тирования и кредитования частного бизнеса и государственных предприятий. Это приводит к мультипликационному росту чистого национального продукта. Налоговый мультипликатор определяет­ся как отношение изменения ЧНП к изменению объема налоговых поступлений.

Однако государство не должно забывать о том, что чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы фирм отбивает у послед­них стимулы к капиталовложениям. Наглядно это отражает на гра­фике кривая Лаффера (рис. 3).

Рис. 3. Кривая Лаффера

Первоначально с ростом налоговых ставок растут поступления в бюджет. Однако в какой-то момент чрезмерные ставки налогов начинают тормозить развитие производства, а при стопроцентной ставке налогов предприниматели сворачивают свое производство в силу отсутствия какого-либо стимула, и поступления в бюджет совершенно прекращаются.

В Казахстане действуют следующие налоги, установленные Налоговым кодексом РК:

1. Корпоративный подоходный налог.

2. Индивидуальный подоходный налог.

3. Налог на добавленную стоимость.

5. Налоги и специальные платежи недропользователей.

6. Социальный налог.

7. Земельный налог.

8. Налог на транспортные средства,

9. Налог на имущество.

Кроме этих налогов в бюджет поступают 13 видов сборов, 9 различных плат, государственная пошлина и таможенные платежи.

Бюджетный процесс предполагает сбалансированное состоя­ние государственных доходов и расходов. Превышение государс­твенных расходов над доходами вызывает бюджетный дефицит по причинам:

а) возрастания роли государства в различных сферах жизни;

б) роста расходов на обеспечение национальной безопасности:

в) увеличения численности государственного аппарата;

г) колебаний хозяйственной конъюнктуры, периодических спадов и подъемов производства.

Способы погашения дефицита госбюджета:

1) дополнительная эмиссия денег;

2) увеличение налогов;

3) государственные займы, государственный кредит;

4) сокращение расходов.

В результате выпуска государственных займов и их размеще­ния государство привлекает временно свободные денежные средс­тва населения, банков, страховых и промышленных компаний. В результате образуется внутренний долг государства, погашаемый постепенно. В результате привлечения международного кредита образуется внешний долг государства.

Экономические последствия государственного долга можно свести к следующим четырем моментам:

1. Необходимость обслуживания внешнего долга приводит к существенному сокращению возможностей потребления для населения данной страны.

2. Долг приводит к вытеснению частного капитала, что может ограничить дальнейший рост экономики.

3. Увеличение налогов для оплаты растущего государственно­го долга выступает в качестве антистимулятора экономи­ческой активности.

4. Государственный долг приводит к усилению неравенства в доходах.

Методические рекомендации к лекции

Для усвоения материала лекции необходимо обратить особое внимание на составляющие экономической политики, ее содержание, основные приоритеты развития.

Выводы

Денежная система — форма организации денежного обраще­ния в каждой стране. Социальная политика- согласованная деятельность экономических субъектов, направленная на обеспечение благоприятных условий жизни и труда членов общества. Основным субъектом, координирующим эту деятельность, является государство. Мировое хозяйство — система национальных хозяйств, связанных между собой международным разделением труда, торгово-экономи­ческими, финансовыми, научно-техническими, политическими и дру­гими международными отношениями.

Данное хозяйство включает в себя как развитые, так и развива­ющиеся страны. Формирование мирового хозяйства началось од­новременно с возникновением товарного обмена

Тема 13. РОЛЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Цель Рассмотреть роль денежно-кредитной политики в обеспечении экономического роста.

Понятие финансовой системы государства и ее структура

Многоуровневый термин «финансы» выполняет основопологающую роль в определении такого понятия, как финансовая система. Исторической категорией в действительности являются финансы. С целью приведения в жизнь своих амбиций и корректного функционирования, государство сильно зависимо от финансовых средств. В связи с приходом докапиталистического мирового строя, само понятие натурального обмена кануло в лету. Государственная казна стала наполняться при помощи различного, в своих проявлениях, сбора повинности и натуральных поступлений.

Читать еще:  Финансовая система государства схема

Важные факты

С исчезновением феодальной формы правления и с расцветом капиталистических производств, государственные формы расчета начали приобретать все большее значение, натуральные сборы начали значительно сокращаться. Расширяя свою сферу влияния товаро — денежные отношения, значительно усилили все эти процессы. Начался значительный рост и усложнение функционирования государства. Распределения финансирования в ранних эпохах государственных формаций, имело ярко выраженный обобщенный характер, монарх распоряжался финансами страны полностью на свое усмотрение. Государственные бюджеты, финансы и кредиты возникли с появлением такого понятия, как государственная казна.

Жизнедеятельность государства все больше стала зависеть от финансового оборота, регулирующего стоимостные показатели. Образовывать, распределять и использовать фонды денежных средств, распределяя и перераспределяя национальный доход, и есть сама сущность финансовых экономических отношений.

Многогранность финансовых сторон становится важнейшим фактором регулирования государственной деятельности в самых разных ее направлениях. В структуру финансовой системы страны входят непосредственно государственный бюджет, и множество экономических структур различных субъектов предпринимательской деятельности.

Государственную финансовую систему в эпоху ее поглощения домонополистическим строем ярко характеризовали, помимо общего бюджета страны, различные местные финансы. В процессе формирования фондов денежных средств, они давали государству возможность для самостоятельного регулирования своей деятельности. Но в процессе экономического развития и усовершенствования производственных мощностей, неизбежно, изменениям свое структуры подвергается и финансовая система. Появляются новые финансовые звенья, они развиваются и становятся самостоятельными.

Современная финансовая система

На современном этапе экономически развитыми странами выделяется четыре этапа формирования финансовой системы. В эти звенья входят: государственные бюджеты, явления местных фондов, наличие специальных внебюджетных фондов, а также финансовые средства предприятий страны. И государственному бюджету здесь уделена ведущая роль. Уровень его материального содержания, делает его главным источником распределения денежных средств страны. На его долю приходится чуть менее половины всего денежного государственного дохода. Его регуляторная деятельность курирует важнейшие политические и социальные расходы страны. Государственный бюджет выступает связующим звеном таких экономических понятий как: расход, внутренний займ и налог.

Последние как раз и есть основными источниками доходов, наполняющими государственную казну. На их долю приходится практически две трети всего денежного дохода бюджета страны. Во всех экономически развитых странах мира основные налоги закреплены за государственным бюджетом. В их число входят акцизы, таможенные сборы, НДС, а также подоходный налог физических лиц. Военная сфера, вмешательства в различные внутренние экономические процессы, социальный сектор, обеспечение работы государственного аппарата, кредиторство и субсидирование других стран, все эти статьи прописываются в структуру расходов бюджета страны.

Другие финансовые звенья также тесно связаны с государственным бюджетом в силу его особого положения. Оказание им помощи, являет его основной задачей в условиях современных экономических отношений. Таким образом, обеспечивается нормальное функционирование небольших разрозненных финансовых звеньев, которые при помощи кредитов и субсидий продолжают выполнять возложенные на себя функции.

Само понятие финансовой системы, с учетом вышеизложенного, является крайне обширным и многогранным. Каждое звено этой длинной и сложной цепи играет очень важную роль в процессе распределения и перераспределения денежных средств внутри финансовых отношений государства. Они включают в себя всевозможные сферы деятельности, которые обеспечивают жизнедеятельность страны. Если выражаться по-другому, то распределения всех денежных средств между государством и его предприятиями, и есть финансовая система страны.

Финансовая система государства и ее структура

Во времена первобытнообщинного строя не было классов, не было и государства, соответственно не было и финансов. Только тогда, когда стало происходить первое крупное деление общества на классы – появилось рабовладельческое государство и соответвенно стали зарождаться и формироваться финансы.

С развитием государств развивались, формировались, усложнялись и менялись финансовые отношения.

На протяжении всего периода развития и усложнения финансовых отношений финансовая наука ставила перед собой задачу решения вопросов наиболее эффективного управления ограниченными денежными ресурсами на протяжении определенного периода времени. Это связано с тем, что формирование доходов и необходимость их использования чаще всего не совпадают по времени. При этом у одних субъектов хозяйственной деятельности, территорий, домашних хозяйств возникают излишки (профициты) средств, у других, наоборот, их не хватает, и возникает дефицит. Соответственно требуется определенная система, обеспечивающая перераспределение этих средств на наиболее приемлемых для всех участников этого процесса условиях. Такое перераспределение призвана осуществить именно финансовая система (в широком понимании финансов) как «кровеносная система», питающая тело всей экономики.

В американской специальной литературе финансовая система характеризуется как «совокупность рынков и других институтов, используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками». При этом уточняется, что «финансовая система включает в себя рынки, посредников, фирмы, предоставляющие финансовые услуги, и другие институты, с помощью которых домохозяйства, частные компании и правительственные организации реализуют принимаемые ими финансовые решения». Однако данное определение не подходит к условиям рыночной экономики, так как отражает только отношения «идеального рынка» без участия в нем государства (рисунок 1.1). В реальности такого рынка не бывает (рисунок 1.2).

Рисунок 1.1 – Структура идеальной финансовой системы (американский подход)

Структура финансовой системы, представленной на рисунке 1.2 носит упрощенный характер и далеко не пол­ностью отражает реальное движение денежных средств, финансовых потоков и капитала в рыночной экономике. Здесь, в частности, не по­казаны финансовые потоки, направляемые бюджетополучателям (ин­ституциональное финансирование), часть из которых также принима­ет форму заработной платы (дохода) домашних хозяйств.

Рисунок 1.2 – Структура реальной финансовой системы

Однако данная схема показывает то, что в условиях рыночной экономики государственные финансы выполняют свое общественное назначение — перераспределение ограниченных финансовых ресурсов с помощью специфического государственного посредника — бюджетного фонда. Это перераспределение играет важную роль в достижении равновес­ного состояния экономики, обеспечении экономического роста и соци­ального мира.

Таким образом, финансовая система государства представляет собой, совокупность всех финансовых отношений в стране.

Финансовая система представляет собой совокупность финансовых звеньев, призванных обеспечить государству осуществление своих политических и экономических функций и состоит, с одной стороны, из государственных финансов, а с другой – из финансов частных предприятий, корпораций, монополий.

В эпоху домонополистического капитализма государственная финансовая система имела два звена: государственный бюджет и местные финансы. Они давали возможность формировать фонды денежных средств, с помощью которых государство выполняло свои функции. Под влиянием развития производительных сил, глубоких изменений в экономике структура финансовой системы меняется. Происходит выделение и развитие новых финансовых звеньев, рост их самостоятельности.

На современном этапе государственная финансовая система в развитых зарубежных странах включает четыре звена, которые представлены на рисунке 1.3.

Рисунок 1.3 – Финансовая система развитых зарубежных стран

Ведущим звеном государственных финансов выступает государственный бюджет, через который перераспределяется до 40% национального дохода страны. В государственном бюджете сосредоточиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении общегосударственные расходы. В нем находят органическую увязку основные финансовые институты – налоги, внутренние займы, расходы.

Государственный бюджет, в силу своего положения, тесно связан с другими звеньями финансовой системы. Он выступает координирующим центром, оказывающим помощь в форме бюджетных субсидий, кредитов, гарантий обеспечивает нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы, решение возложенных на них задач.

Следующим по своему значению финансовым звеном является система местных финансов. В современных условиях под влиянием развития производительных сил, научно-технического прогресса происходит повышение роли и влияния местных органов власти. Растут масштабы местного хозяйства, их связь и зависимость от крупного капитала, расширяются и усложняются функции местных властей. Все это усиливает значение местных финансов, повышает их роль и удельный вес в финансовой системе.

Местные финансы охватывают широкую группу второстепенных налогов (в основном поимущественных), систему местного кредита, специальных фондов. Центральное место в этом звене принадлежит местным бюджетам, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность.

В современных условиях это звено финансовой системы все больше используется в экономических целях, для регулирования хозяйственных процессов. С этой целью значительная часть средств местных бюджетов направляется на развитие экономической и социальной инфраструктуры.

Особое финансовое звено образуют специальные правительственные фонды, которые отделены от государственного бюджета и управляются непосредственно центральными, а в отдельных случаях – и местными властями. К ним относятся фонды социального страхования, различные целевые фонды, а также государственные и полугосударственные финансово-кредитные учреждения.

Самостоятельным финансовым звеном являются финансы государственных предприятий. Его возникновение связано с развитием государственного сектора в экономике ряда стран Западной Европы (Великобритания, Франция, Италия, ФРГ, Австрия) – процессом, который получил наибольшее распространение после второй мировой войны. Его главной задачей является оказание поддержки частному сектору путем сохранения и развития важных отраслей производства, которые в силу своей специфики имеют низкую рентабельность и тем самым невыгодны для предпринимательства (железнодорожный, воздушный транспорт, электроэнергетическая, газовая, угольная промышленности и т.п.). Государственные предприятия, таким образом, представляют собой попытку разрешить противоречие между частнопредпринимательскими интересами и общенациональными экономическими проблемами. В то же время финансы государственных предприятий – это звено финансовой системы, посредством которого государство участвует в первичном распределении национального дохода, аккумулируя в своих руках часть дохода, создаваемого на этих предприятиях.

Читать еще:  Основными принципами финансовой деятельности государства являются

Государственные организации имеют закрепленные за ними основные и оборотные фонды, находятся на самостоятельной смете и осуществляют регламентированные законом взаимоотношения с государственным бюджетом. В зависимости от типа организации они обладают различной степенью автономности, производственной и финансовой самостоятельности.

Государственные организации в зарубежных странах различаются по правовому положению, системе управления, организации экономики и финансов, характеру взаимоотношений с бюджетом (таблица А. 1, Приложение А.). Их можно разделить на три основные группы: государственные корпорации; смешанные организации; организации, находящиеся на бюджетном финансировании.

Следующей сферой финансовой системы развитых зарубежных стран выступают финансы частных фирм, корпораций и монополий, которые возникают в ходе экономической деятельности и обеспечивают процесс производства и получения максимальной прибыли.

В связи с тем, что деятельность организаций осуществляется на основе индивидуального кругооборота капитала, эти денежные фонды носят обособленный, децентрализованный характер. В то же время государство имеет непосредственные взаимоотношения с финансами частных фирм. Они выражаются в виде взимания платежей в государственный бюджет, формирования амортизационного фонда, регламентации кредитных отношений, предоставления государственных субсидий.

Частные фирмы составляют подавляющую часть материального производства зарубежных стран, на них приходится главная доля создаваемого валового внутреннего продукта и национального дохода. Поэтому государство использует различные методы (в т.ч. финансовые) для стимулирования деятельности этих предприятий, роста их накоплений, различных денежных фондов, связанных с ускорением научно-технического прогресса, созданием резервов, повышением квалификации работающих. Кроме того, государство устанавливает льготный режим налогообложения прибыли для таких организаций систему ускоренной амортизации, предоставляет в ряде случаев бюджетные кредиты, оказывает другие формы финансовой поддержки. В свою очередь частные организации своими платежами участвуют в формировании доходной базы государственного бюджета, других государственных фондов.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

CATBACK.RU

СПРАВОЧНИК

ДЛЯ ЭКОНОМИСТОВ

Финансы. Финансовая система

Процесс денежного обращения можно рассматривать как цепь взаимодействий между субъектами экономики. Эти взаимодействия имеют экономическую природу в виде товарного обмена, обеспечивающего производство, потребление и государственное регулирование и опосредованного деньгами. Иначе говоря, субъекты экономики вступают между собой в определенные денежные отношения, суть которых состоит в распределении и перераспределении национального дохода. Процесс распределения происходит у субъектов экономики, производящих национальный продукт (предприятия – производители товаров и услуг), а перераспределение – у субъектов, получающих национальный доход (население, государство, торговые предприятия и т.п.). Совокупность такого рода отношений является особой экономической категорией и носит название финансов.

Финансы – это денежные отношения, возникающие в ходе распределения и перераспределения национального дохода в связи с формированием денежных доходов и накоплений у отдельных субъектов экономики для удовлетворения производственных, потребительских и государственных потребностей.

На схеме денежного обращения каждый поток представляет собой макроэлемент финансов. На микроуровне (уровне отдельных субъектов экономики) возникают частные потоки, объем и направление которых зависит от объемов и эффективности их деятельности или заданы нормативно. Очевидно, что в любом случае объем денежных средств, которыми располагает каждый субъект экономики, ограничен, а, следовательно, ограничены и возможности удовлетворения их потребностей. В этих условиях особое значение приобретает то, каким образом организованы денежные отношения, как на макро-, так и на микроуровне: качество организации финансов (помимо объемов денежных средств) прямо определяет степень удовлетворения потребностей субъектов экономики (эффективность использования денежных средств).

Способы организации финансов весьма многообразны и зависят от специфики деятельности конкретного субъекта. Однако в основе любого из этих способов лежит фондовый принцип. Суть этого принципа состоит в том, что в общем объеме денежных ресурсов субъекта экономики выделяются отдельные части, предназначенные для удовлетворения определенных потребностей – денежные фонды.

Формирование денежных фондов характерно для всех субъектов экономики, хотя их состав и структура могут существенно отличаться. Предприятия создают фонды заработной платы, фонды развития производства, фонды различных платежей, резервные фонды и др.; состав и объемы этих фондов в большинстве случаев определяются самим предприятием. Государство в законодательном порядке формирует бюджетный фонд и внутри него отдельные фонды – статьи бюджета, внебюджетные фонды и другие Население, распределяя свои доходы на различные нужды, фактически (в неформальном виде) создает собственные денежные фонды каждой семьи.

Использование фондовой формы позволяет внести в финансы каждого субъекта экономики высокую степень упорядоченности. Возникает возможность планомерно и целенаправленно решать поставленные задачи: наиболее эффективно использовать денежные ресурсы. Фондовая форма организации финансов не должна быть чрезмерно жесткой и категорически не допускать перераспределения средств между ними, как это было свойственно централизованной экономике. В случае необходимости, если нет законодательных ограничений, допустимо и необходимо оперативное регулирование объемов денежных фондов на уровне каждого субъекта.

Состав и структура денежных фондов определяется спецификой деятельности конкретного субъекта экономики, который таким образом формирует специфику его финансов. Используя такой подход можно выделить сферы финансов и их звенья, которые образуют финансовую систему.

Сферы финансов – это макроэлементы финансовой системы, выделенные по принципу назначения денежных фондов. Звенья финансов – это элементы более низкого уровня, которые отражают специфику формирования и расходования денежных фондов соответствующих субъектов.

Финансовая система – это совокупность сфер и звеньев финансов, которые взаимодействуют друг с другом и обеспечивают эффективное денежное обращение в экономической системе.

В сфере производства сосредоточены финансы предприятий, организаций и учреждений, т.е. субъектов экономики, которые имеют своей целью удовлетворение разнообразных общественных потребностей: в товарах и услугах, образовании и профессиональной подготовке, в защите отдельных социальных групп населения и духовных благах и т.п. (термин “производство” используется здесь в ином, нежели обычно, смысле).

В сфере государственного регулирования сосредоточены государственные финансы, т.е. денежные отношения, которые возникают при выполнении государством своих функций, для чего предназначены определенные денежные фонды. По способу формирования и использования эти фонды существенно отличаются друг от друга и образуют бюджетный и внебюджетные фонды, а также средства, полученные в ходе кредитных операций государства.

В сфере страхования сосредоточены финансы страховых организаций, целью которых является защита отдельных субъектов экономики в определенных случаях через их материальную (денежную) поддержку. Страховые случаи в этой сфере строго разделены и привязаны к отдельным целевым денежным фондам, которые образуют звенья системы страхования.

Разделение финансовой системы на сферы и звенья имеет классификационное и методическое значение. Следует ясно представлять, что в этой системе постоянно происходит горизонтальное взаимодействие между ее элементами, которое является фактором, обеспечивающим целостность системы, ее динамику и смысл ее функционирования. Так, например, существуют тесные и непрерывно возобновляемые связи между сферой государственного регулирования и производства в виде финансирования субъектов последней и обратные в виде налоговых и иных платежей. Связи между сферой страхования и сферой производства очевидны, но в то же время часть страхования (в основном социального и личного) осуществляется через внебюджетные фонды. Аналогичные связи существуют и внутри сфер финансов между их различными звеньями, например, взносы на деятельность общественных организаций коммерческими предприятиями, или пополнение бюджета и внебюджетных фондов за счет государственного кредита.

Главная цель финансовой системы (эффективное денежное обращение) достигается через реализацию в ней двух функций: распределительной и контрольной. Поскольку в самом определении финансов заложена идея распределения, то именно первая функция является главной.

Распределительная функция финансов заключается в том, что через эффективное денежное обращение каждый субъект экономики должен получить в свое распоряжение такую долю национального дохода, которая позволит ему нормально существовать и развиваться.

Реализация распределительной функции финансов предполагает одновременное решение следующих задач.

1. Обеспечение эффективной работы предприятий, т.е. покрытие ими издержек производства и создание нормальной прибыли через денежный валовой доход. Эта задача является первичной, т.к. именно предприятия создают национальный доход. Если финансовая система противоречит требованию эффективной работы предприятий (например, в результате действий государства по налогообложению), то исчезает сам объект распределения и финансовая система перестает существовать. Все остальные задачи распределения национального дохода могут быть решены только на основе решения данной.

2. Обеспечение нормального уровня реальных доходов населения. Эта задача имеет несколько инструментов решения, но главным из них является эффективная работа предприятий, которые за счет своего дохода (доли национального продукта) могут справедливо оплачивать труд своих работников и производить выплаты государству, обеспечивая, таким образом, доходы населения через трансфертные платежи государства. Кроме этого, уровень решения данной задачи зависит от того, насколько продуманной и соответствующей возможностям экономики является система государственной защиты населения, а также от того, насколько развита система страхования.

3. Обеспечение ликвидации временных затруднений, возникающих у предприятий и населения, путем их страховой защиты. Эта задача имеет в основе своего решения надежную и хорошо организованную систему страхования, располагающую значительными по объему страховыми фондами. Взносы в эти фонды представляют собой добровольные и обязательные выплаты предприятий и населения, т.е. долю той части национального дохода, которая попадает в их распоряжение. Следовательно, задача страховой защиты может быть решена только при достаточных размерах этой доли.

4. Обеспечение эффективного выполнения государством его функций и, таким образом, социальной и экономической стабильности. Основной решения этой задачи является четкое определение сферы деятельности государства, которая в нормальных условиях может быть достаточно узкой. Чем меньше денежных ресурсов транслируется через государственные органы, тем большая свобода действий остается предприятиям и населению. Реализуя эту свободу через рыночные механизмы, эти субъекты экономики осуществляют эффективное управление социально-экономическими процессами.

Читать еще:  Формы и методы финансовой деятельности государства

Все задачи, решаемые в рамках распределительной функции, имеют очевидный противоречивый характер, т.к. подразумевают распределение национального дохода, размер которого всегда ограничен. Это означает необходимость тщательного определения приоритетов задач распределения исходя из сложившейся экономической ситуации, которое может быть квалифицированно и объективно выполнено только на уровне государства, специальными государственными организациями.

Для реализации распределительной функции необходимо наличие объективной информации о фактическом состоянии и тенденциях изменения как экономики в целом, так и ее отдельных субъектов. Принципиальным требованием к этой информации является ее однородность: возможность интеграции данных в общих показателях и сравнимость этих показателей. Единственной формой информации, отвечающей этому требованию, являются стоимостные (денежные) измерители, которые возникают как следствие действия финансовой системы. Используя эту информацию, субъекты экономики любого уровня могут принимать эффективные решения по управлению, которые, в конечном счете, имеют финансовые последствия. Задачу предоставления в распоряжение субъектов такой информации решает контрольная функция финансов.

Финансовый контроль может быть двух видов:

– внутренний, который осуществляют сами субъекты экономики в отношении своей деятельности, определяя ее финансовые показатели и на их основе принимая решения. Этот вид является наиболее важным, т.к. прямо отвечает интересам субъекта;

– внешний, который осуществляют государственные органы, проверяя соответствие деятельности субъектов экономики нормативным требованиям. Этот вид контроля обеспечивает соблюдение финансовой дисциплины: выполнение предприятиями и населением принятых ими обязательств в отношении государства и партнеров.

Финансовая система Российской Федерации

Финансовая система – это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств, и обслуживающие их органы.

Финансовая система Российской Федерации включает следующие сферы финансовых отношений.

1. Централизованные (общественные, публичные) финансы:

а) федеральные финансы;

б) региональные финансы;

в) местные (муниципальные) финансы.

2. Децентрализованные финансы:

а) финансы организаций (коммерческих и некоммерческих);

б) финансы граждан.

Наличие пяти сфер финансовых отношений определяется наличием пяти самостоятельных экономических субъектов, участвующих в хозяйственной жизни – федерация, субъект федерации, муниципальное образование, организация, гражданин. Финансовые потоки охватывают все сферы финансовой системы. На макроуровне это потоки, обеспечивающие формирование и использование государственного и муниципального бюджетов, государственных внебюджетных фондов, государственных фондов страхования, государственного кредита. Это потоки между государством и местным самоуправлением, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, а также между государствами. На микроуровне это потоки, обеспечивающие формирование и использование фондов денежных средств организаций и граждан.

Государственные и местные финансы формируются за счет финансов организаций и финансов граждан и используются для регулирования экономических и социальных отношений на макроуровне. Децентрализованные финансы используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне. На этом уровне формируется преобладающая часть финансовых средств. От состояния децентрализованных финансов во многом зависит общее финансовое положение в стране.

Государственные финансы – это система отношений по поводу образования, распределения и использования фондов денежных средств на федеральном (федеральные финансы) уровне и уровне субъектов федерации (региональные финансы). Государственные финансы на уровне субъектов федерации и муниципальные (местные) финансы образуют территориальные финансы.

Государственные и местные финансы объединены единой бюджетной системой Российской Федерации.

Источник — Голубев А.А., Гаврилов Н.П. Финансы и кредит: Учебное пособие. – СПб.: СПб ГУИТМО, 2006. – 95 с.
Кустова Т. Н., Старкова Н. А. Финансы и кредит: Учебное пособие. РГАТА. – Рыбинск, 2007. – Ч.1. – 134 с.

Тема 2. Финансовая система государства и ее структура;

Финансовая система – совокупность сфер функционирования финансо­вых отношений и обслуживающих их финансовых учреждений (форма органи­зации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта).

Финансовая система организованная совокупность форм и методов образования, распределения и использования фондов де­нежных средств госу­дарства и предприятий.

В финансовую систему включают следующие сферы:

I. Централизованные финансы (государственные)

II. Децентрализованные финансы (финансы предприятий, организаций, учреждений; финансы страхования, финансы домашних хозяйств).

Структура финансовой системы Российской Федерации представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Структура финансовой системы России

Первая сфера, где необходимы финансы — государство. Система, с помо­щью которой государство аккумулирует и расходует средства, называется государ­ственные финансы (Publik Finance).

Кроме государства существуют различного рода предприятия, следовательно, вторая сфера называется финансы предприятий. Это инструмент, с помощью которого предприятие мобилизует средства (Corporate Finance). Также к сфере децентрализованных финансов относят прочие финансы (в том числе финансы страхования, кото­рые могут быть частично отнесены к централизованным финансам (в части обязательного страхования), а частью — к децентрализованным (в части коммер­ческих страховых компаний, существующих как хозяйствующие субъекты)).

Таким образом, финансы, которые аккумулирует государство, называются центра­лизованными. Они формируются за счет налогов, дохо­дов от внешнеэкономи­ческой деятельности, таможенных по­шлин и т. д. Финансы, которые оста­ются в распоряжении пред­приятий и домашних хозяйств называются децентрализованными.Они формируются из денежных доходов и накоплений самих предприятий и населения.

1. Децентрализованные финансы — это совокупность экономических отно­шений по формированию и использованию денежных фондов организаций, предпринима­телей, физических лиц, предназначенных для обеспечения про­цесса расширенного воспроизводства. Они являются основой финансовой сис­темы, поскольку именно здесь, в сфере материального производства формиру­ется преобладающая часть финансовых ресурсов страны. Главным источником производственного и социального развития трудовых коллекти­вов становится прибыль. От состояния децентрализованных фондов зависит общее положение страны. Финансы домашних хозяйств недавно включены как звено финансовой системы. Финансовые отношения населения по формированию семейного бюд­жета и его использованию имеют важное значение по регулированию платеже­спо­собного спроса страны. Чем выше доходы общества, тем выше его спрос на про­изводимые материальные ценности и устойчивее экономическое положение предприятий.

Различают следующие звенья децентрализованных финансов:

1) финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах;

2) финансы учреждений и организаций, которые осуществляют некоммер­ческую деятельность;

3) финансы общественных объединений (профсоюзов, политических партий, общественных фондов).

2. Централизованная сфера (государственные финансы)— денежные отношения по по­воду распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ре­сурсов государства и его предприятий и использованием госу­дарственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворе­ние социально – культурных потребностей общества, нужд обороны и управ­ления.

Государственные финансы включают в себя:

1) Бюджет – экономическая категория, представленная денежными отно­шениями, возникающими у государства с юридическими и физическими ли­цами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образова­нием и использованием бюджетного фонда страны, предназначенного для фи­нансирования народного хозяйства, социально – культурных нужд, нужд обо­роны и государственного управления. Действующая бюджетная система со­стоит из 3-х звеньев:

— бюджеты субъектов РФ;

Каждый бюджет функционирует автономно, т.е. нижестоящий бюджет своими до­ходами и расходами не включается в вышестоящий. Для целей планирования составляется консолидированный бюджет — статистический, сводный бюджет, объединяющий финансовые ресурсы всех уровней бюджетной системы.

2) Внебюджетные фонды — специфическая форма перераспределения и ис­пользования финансовых ресурсов, привлекаемых для финансирования неко­торых общественных потребностей и комплексно используемых на основе ор­ганизационной самостоятельности фондов.

Источниками формирования внебюджетных фондов являются:

а) обязательные платежи (специальные целевые налоги и страховые взносы, установленные законодательством);

б) бюджетные средства;

в) доходы, полученные от размещения временно свободных средств;

г) добровольные взносы физических и юридических лиц;

д) прочие источники.

Внебюджетные фонды гарантируют целевое использование ресурсов в пол­ном объеме их поступления и своевременное финансирование важнейших со­циальных мероприятий.

Внебюджетные фонды имеют строго целевое значение — расширить соци­альные услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей соци­альной инфраструктуры.

Таким образом, в состав государственных финансов России по функциональному на­значению входят:

— бюджеты субъектов РФ;

— государственные внебюджетные фонды.

3) Государственный кредит — денежные отношения, возникающие у госу­дарства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией вре­менно свободных денежных средств в распоряжение органов государственной власти и их использование на финансирование государственных расходов.

Формы государственного кредита:

Основой единой финансовой системы служат финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль – 1) в обеспече­нии определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства; 2) в перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами, сферами производства (производственной, непроизводственной), слоями населения.

4) Страхование — специфическая сфера, под которой понимается – совокуп­ность особых замкнутых перераспределительных отношений между его участ­никами по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхо­вого фонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба, нанесен­ного субъектам хозяйствования, или выравнивания потерь в семейных доходах в связи с последствиями происшедших страховых случаев.

Страхование имеет свои звенья:

1) Социальное страхование;

2) Личное страхование;

3) Имущественное страхование;

4) Страхование ответственности;

5) Страхование предпринимательских рисков.

Таким образом, через финансовую систему государство воздействует на формирова­ние централизованных и децентрализованных денежных фондов, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector