Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Финансовое обеспечение государственного управления

Финансовое обеспечение государственного управления.

Государственное управление с каких бы аспектов оно не рассматривалось невозможно без его важнейшей составляющей – финансовой системы. Финансовая система отражает всю совокупность экономических отношений, складывающихся между экономическими агентами в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов.

Основой финансовой системы любого государства и ее важнейшим элементом являются финансовые ресурсы.

Финансовые ресурсы представляют собой совокупность всех денежных средств, право формирования, распределения и использования которых в интересах всего общества и государства принадлежит республиканским и местным органам государственной власти и государственного управления.

В составе государственных финансовых ресурсов выделяют четыре звена:

· государственный бюджет, который представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которыми располагает правительство для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также для выполнения необходимых социально-экономических функций;

· местные финансы,охватывающие местные бюджеты, систему местного кредита, специальные фонды;

· финансы государственных предприятий и организаций, которые складываются от выручки от реализации продукции и услуг, кредитов банка и займов и других временно привлеченных средств. В зависимости от типа государственных предприятий и организаций они обладают различной степенью автономности, производственной и финансовой самостоятельности. Их отношения с бюджетами и централизованными фондами регламентированы законами;

· специальные централизованные фонды,обладающие определенной самостоятельностью, управляемые непосредственно централизованными властями и имеющие целевое назначение. Эти фонды могут использоваться правительством как резерв для повышения маневренности финансовой системы в целом.

В своей финансовой деятельности государство использует разнообразные экономические методы, имеющие командно-административный или рекомендательный характер. Например, при формировании денежных средств используется метод обязательных и добровольных платежей, финансовых изъятий, штрафов. При распределении – процентные отчисления от регулируемых доходов, субвенции, дотации, трансферты. При использовании денежных средств – возвратное и безвозвратное финансирование.

Одной из главных функций государства и одним из наиболее действенных способов его воздействия на социально-экономическое развитие страны является государственный бюджет, который оказывает прямое влияние на отраслевую и региональную структуру производства, уровни ресурсного обеспечения и развития социальной сферы, государственный долг и т.д.

По сути, бюджет —это годовой финансовый планформирования и использования денежных средств государства или соответствующих административно-территориальных единиц (областей, районов, городов, поселков городского типа, сельских советов). В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости «помощь», которая производится, как правило, путем передачи денежных средств. Государственный бюджет разрабатывается в форме балансаи состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

К местным бюджетам относятся областные бюджеты, районные и городские бюджеты, бюджеты поселков городского типа и сельсоветов.

Основными направлениями использования местных бюджетов являются экономические, социальные, культурные и иные мероприятия, проводимые на соответствующей территории.

Целевые бюджетные фондывходят в состав бюджета, имеют целевое назначение и создаются для финансирования отраслей, сфер, программ и мероприятий. Они используются органами исполнительной власти одновременно с исполнением расходной части бюджета.

Государственные внебюджетные фонды создаются для целевого использования. В зависимости от классификационных признаков внебюджетные фонды могут быть:

· государственными и местными (в зависимости от уровня управления);

· временными и постоянными (в зависимости от срока действия).

Важнейшая роль в финансовой системе в Республике Беларусь принадлежит государственному кредиту. Деятельность государства здесь связана с привлечением денежных средств организаций и населения и предоставлением юридическим и физическим лицам ссуд из бюджетов через государственные банки на условиях возвратности, платности, срочности, обеспеченности и целевого характера использования.

Государство аккумулирует свободные денежные средства населения, используя преимущественно две формы: сберегательное дело и государственные займы.

Можно выделить следующие виды государственных займов:

Читать еще:  Экономическое содержание государственных финансов

· займы Правительства у Национального банка;

· выпуск государственных ценных бумаг;

· вклады населения в АСБ «Беларусьбанк»;

Общая сумма обязательств государства по займам отражает государственные долг.

Существенную роль в финансовой деятельности государства, направленной на обеспечение социально-экономической стабильности, играет страхование.

Страхование следует рассматривать как систему экономических отношений по защите имущественных и личных неимущественных интересов физических лиц, а также имущественных интересов юридических лиц путем формирования денежных фондов за счет страховых взносов, предназначенных для выплаты страховых сумм и возмещения убытков при наступлении страховых случаев.

Финансовое обеспечение государственного управления.

Одной из главных функций государства и одним из наиболее действенных способов его воздействия на социально-экономическое развитие страны является государственный бюджет, который оказывает прямое влияние на отраслевую и региональную структуру производства, уровни ресурсного обеспечения и развития социальной сферы, государственный долг и т.д.

Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также выполнения необходимых социально-экономических функций. В нем объединяются все основные финансовые институты — различные виды доходов и расходов. По сути, бюджет —это годовой финансовый планформирования и использования денежных средств государства или соответствующих административно-территориальных единиц (областей, районов, городов, поселков городского типа, сельских советов). В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости «помощь», которая производится, как правило, путем передачи денежных средств. Государственный бюджет разрабатывается в форме балансаи состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов.

Основой формирования бюджетов в Республике Беларусь служат разработанные и утвержденные Министерством финансов Правила составления и использования республиканского и местных бюджетов, поступления средств в государственные внебюджетные и бюджетные целевые фонды и их использования (1998). Правила разработаны в соответствии с действующей в республике законодательной базой: Законами

Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» (1998); «О бюджетной классификации Республики Беларусь» (1998); «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь» (1993); «О внешнем государственном долге Республики Беларусь» (1998); «Оналогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» (1991); Постановление Совета Министров «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь» и др.

Для систематизации доходов, расходов и источников финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций и т.д. используется бюджетная классификация, которая обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов, необходимую для соответствующего анализа бюджетно-финансовой политики государства.

Бюджетная классификация является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций. Она включает классификацию:

· расходов, включающую функциональную, экономическую (предметную) и ведомственную классификацию расходов;

· источников внутреннего финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов;

· источников внешнего финансирования дефицита республиканского бюджета;

· видов внутреннего государственного долга Республики Беларусь;

· видов внешнего государственного долга Республики Беларусь.

По методам мобилизации денежных средств доходы государственного бюджета могут быть налоговыми и неналоговыми.

К неналоговым платежам в бюджет можно отнести:

· плату за основные производственные фонды и оборотные средства;

· отчисления от прибыли;

· добровольные взносы граждан;

· поступления, связанные с использованием имущества, являющегося собственностью государства (земля, недра, воды, лес).

Читать еще:  Финансовая система государства реферат

В доходную часть бюджета поступают также средства, полученные от разбронированных государственных запасов и резервов; трансферы, получаемые от других государств в соответствии с заключенными договорами; доходы от внешнеэкономической деятельности; доходы государственных целевых бюджетных фондов и др.

Однако основная часть бюджета формируется за счет налоговых поступлений.

Определение объема бюджета, его доходной и расходной частей осуществляется на основе бюджетного планированияисходя из прогнозных показателей социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующих административно-территориальных единиц.

Организацию бюджетной системы и принципы ее построения определяет бюджетное устройство.Бюджетное устройство в Республике Беларусь предопределено ее административно-территориальным делением. Бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местные бюджеты как самостоятельные части консолидированного бюджета.

Республиканский бюджетявляется основным финансовым планом формирования и расходования денежных средств для обеспечения функций республиканскцх органов государственной власти и управления. Он обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение в области хозяйственного, культурного строительства и обороны.

В расходной части республиканского бюджета предусматривается финансирование по следующим направлениям :

Расходы консолидированного бюджета Республики Беларусь, связанные непосредственно с государственным управлением и местным самоуправлением, в 2001–2005 годах составили (в процентах к итогу):

2001 г. – 2,8%, 2002 г. – 2,9%, 2003 г. – 3,0%; 2004 г. – 2,6%;, в 2005 г. – 1,8%.

К местным бюджетам относятся областные бюджеты, районные и городские бюджеты, бюджеты поселков городского типа и сельсоветов.

Основными направлениями использования местных бюджетов являются экономические, социальные, культурные и иные мероприятия, проводимые на соответствующей территории.

На своем уровне каждый местный Совет депутатов самостоятельно формирует бюджет исходя из:

· закрепленных источников расходов;

· нормативных отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей в соответствии с Законом «О бюджете Республики Беларусь» на очередной финансовый год и решениями местных Советов депутатов для соответствующих бюджетов;

· дополнительных источников, определенных местными Советами депутатов;

· сумм дотаций и субсидий, получаемых из вышестоящих бюджетов;

· потребностей финансирования мероприятий, исходя из годовых прогнозов социально-экономического развития соответствующей территории.

Принципиально важным является сбалансирование республиканского и местных бюджетов, определяющее выработку государством налоговой и кредитной политики на очередной год.

Целевые бюджетные фондывходят в состав бюджета, имеют целевое назначение и создаются для финансирования отраслей, сфер, программ и мероприятий. Они используются органами исполнительной власти одновременно с исполнением расходной части бюджета.

Государственные внебюджетные фонды создаются для целевого использования. В зависимости от классификационных признаков внебюджетные фонды могут быть:

· государственными и местными (в зависимости от уровня управления);

· временными и постоянными (в зависимости от срока действия).

Источники формирования государственных внебюджетных фондов, направления и порядок их использования определяется актами Президента Республики Беларусь и законами Республики Беларусь.

При этом внебюджетные государственные фонды не являются частью бюджетов всех уровней и не подлежат изъятию.

В Республике Беларусь используются следующие виды фондов:

· поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки;

Финансирование государственного управления

Назначение и система финансирования государственного управления

Любой управленческий процесс, в том числе и государственное управление, требует определенной финансовой основы.

Система финансирования государственного управления предусматривает обеспечение государства необходимыми денежными средствами, требуемыми для выполнения им функций социального, политического и экономического характера.

Система финансирования государственного управления предусматривает формирование денежных отношений, осуществляемых в связи с распределением и перераспределением стоимости общественного продукта и национального богатства в процессе формирования финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства, его хозяйствующих субъектов, а также в связи с использованием этих средств на управленческие и иные государственные нужны.

В качестве субъекта финансирования в данных отношениях выступает органы государственного управления, предприятия различных форм собственности, учреждения, а также граждане. Система финансирования государственного управления включает в себя неоднородные обособленные звенья, назначение каждого из которых достаточно специфично.

Читать еще:  Задачи финансовой деятельности государства

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Система финансирования государственного управления включает в себя следующие элементы:

  • во-первых, бюджетную систему государства, сформированную бюджетами различных уровней;
  • во-вторых, внебюджетные фонды;
  • в-третьих, систему государственного кредита;
  • в-четвертых, совокупность финансов государственных предприятий.

Разнообразие перечисленных звеньев системы финансирования государственного управления обеспечивает решение широкого спектра экономических и социальных задач.

Особую важность в системе финансирования государственного управления составляют взаимосвязи, формируемые на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Бюджетные отношения обеспечивают мобилизацию существенной части национального дохода, подлежащего последующему перераспределению.

Разные части бюджетной системы государства формирует финансовую базу деятельности органов государственного управления различного уровня. Современная бюджетная система страны предполагает высокий уровень автономности отдельных территорий, как в рамках административно-территориального деления страны на регионы, так и в рамках муниципальных образований. Состав бюджетных доходов и расходов на каждом уровне государственного управления определяется Бюджетным Кодексом Российской Федерации и обусловлен разграничением выполняемых функций между различными органами государственного управления.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Средства, концентрируемые на региональном уровне бюджетной системы, предназначены для распределения по отраслевому и территориальному принципу, направленному на обеспечение прогрессивности структуры общественного производства, усиление социальной значимости экономического развития, поддержку единого уровня социальной защиты граждан, обеспечение конституционных гарантий их прав и свобод.

Роль местных бюджетов в системе финансирования государственного управления

Особое место в системе финансирования власти отводится местным бюджетам. Несмотря на то что органы местного самоуправления отделены от системы государственного управления, муниципальные бюджеты включены в общую бюджетную систему страны. Рост значимости органов муниципального управления естественным образом ведет к усилению значимости муниципальных бюджетов бюджетной системы страны. На них ложится обязанность регулирования экономических процессов на локальном уровне, они обеспечивают эффективное размещение производственных сил на территории муниципального образования, призваны способствовать росту конкурентоспособности местной продукции, формировать территориальную инфраструктуру, финансировать затраты на воспроизводство кадровых ресурсов. Также существенную значимость муниципальные бюджеты приобретает при реализации социальных программ. Органы государственного управления, делегирующие муниципальным органом управления часть своих полномочий, обеспечивают поступление в бюджет соответствующих средств, необходимых для реализации указанных полномочий.

Роль внебюджетных фондов в финансировании государственного управления

Внебюджетные фонды представляют особое звено в системе финансирования государственного управления. Эти фонды одновременно являются объектом управления со стороны федеральных, региональных и муниципальных органов власти, но при этом достаточно обособлены от бюджетной системы страны, имеют высокий уровень самостоятельности. В состав внебюджетных фондов входит Пенсионный фонд России, фонды социального и медицинского страхования, иные фонды. Предназначение внебюджетных фондов состоит в обеспечении финансирования отдельных направлений государственного управления, имеющих целевую направленность.

Значимость данного звена финансирования государственного управления особенно возрастает в периоды финансового кризиса, который в последние годы приобретает перманентный характер. Реализация принципа автономности внебюджетных фондов обеспечивает своевременность финансирования важнейших социальных задач государственного управления.

В зависимости от своего функционально-целевого назначения внебюджетные фонды делятся на фонды экономического характера, социального характера, природоохранного характера.

В зависимости от уровня управления внебюджетные фонды делятся на общественные, республиканские и региональные фонды.

Государственный кредит как источник финансирования государственного управления

Особое место в системе финансирования государственного управления имеет государственный кредит.

Под государственным кредитом понимается временная мобилизация свободных денежных средств хозяйствующих субъектов и граждан с целью их передачи в пользование на определенный период времени органам государственного управления для направления на финансирование расходов государства.

Получение государственного кредита осуществляется посредством размещение на рынке государственных ценных бумаг. Государственный кредит призван решать проблемы бюджетного дефицита, аккумулировать необходимые финансовые ресурсы для оперативного решения возникающих проблем. Государственный кредит также обеспечивает отток денежных средств из обращения и так далее.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector