Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Функции финансов связана с вмешательством государства

Электронная библиотека

Основными функциями, присущими категории «финансы» являются распределительная и контрольная (рис. 1.2). Они осуществляются финансами одновременно. Объясняется это тем, что каждая финансовая операция состоит из распределения общественного продукта и национального дохода и контроля за их распределением и перераспределением.

Распределительная функция финансов означает участие финансов в распределении национального дохода, которое заключается в создании первичных доходов и перераспределении их для создания вторичных доходов. Сумма первичных доходов равна национальному доходу.

Основные доходы получаются двумя группами участников материального производства, которые собственно и создают национальный доход:

· наемными работниками, служащими, индивидуальными предпринимателями, фермерами;

· производственными и торговыми предприятиями.

Кроме собственно перераспределения дохода распределительная функция финансов должна оказывать положительное влияние на сбалансированность и эффективность производства. Финансы – это инструмент, посредством которого государство влияет на экономику страны, стимулирует ее развитие. В процессе распределения финансов происходит дальнейшее перераспределение национального дохода и формирование вто

ричных доходов в производственной и, особенно, непроизводственной сферах. Вторичные доходы формируются при перераспределении средств между:

· производственной и непроизводственной сферами хозяйства;

· различными отраслями материального производства;

· социальными группами населения.

Основная цель распределения и перераспределения национального дохода заключается в обеспечении социальных потребностей населения, стимулировании экономики, организации работы государственных органов и т.д.

Контрольная функция означает участие финансов в процессе контроля за соблюдением установленных правил финансовой деятельности, целесообразности финансовых расходов, своевременности осуществляемых операций.

Финансовый контроль затрагивает все сферы жизнедеятельности страны. Он обеспечивает законность финансовой и хозяйственной деятельности и призван предупреждать экономические преступления. Финансовому контролю уделяется огромное значение в любой стране с демократической экономикой, поскольку это зачастую единственная возможность контроля экономических процессов, и выявления преступлений и правонарушений против собственности и в сфере экономической деятельности.

Конкретизируя задачи финансового контроля необходимо отметить, что он призван обеспечить соблюдение законодательства по финансовым вопросам, своевременность и полноту выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговыми органами, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Регулирующая функция финансов связана с вмешательством государства через финансы – государственные расходы, налоги, государственный кредит – в процесс воспроизводства.

Государство влияет на экономику комплексно. Этот процесс включает в себя финансирование отдельных предприятий и отраслей, социальные мероприятия, политику налоговую, валютную и таможенную. Стимулирование определенных отраслей промышленности, регионов страны позволяет влиять на ее экономику и социальную ситуацию. В качестве примера можно привести автомобильную промышленность, имеющую значительные преференции на внутреннем рынке за счет налоговых льгот и завышенных таможенных пошлин на импортные автомобили. Другим примером могут являться дотации некоторым субъектам Федерации в крупных размерах для выравнивания социальной ситуации в стране и снятия социальной напряженности.

Стабилизационная функция финансов заключается в обеспечении всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильными экономическими и социальными условиями.

Стабилизационная функция призвана обеспечить всех участников экономических процессов одинаковыми условиями, а всех граждан страны равными возможностями в разных регионах государства. Стабилизация экономики посредством финансов применяется в Российской Федерации не в полной мере. Регулирующая функция финансов преобладает в развитых странах с рыночной экономикой. Преобладание в экономике распределительной и контрольной функций больше характерно для командно-административной экономики. Применение стабилизационных и регулирующих механизмов позволяет плавно влиять на ситуацию в стране и не допускать дисбаланса между регионами страны и отраслями промышленности. Особое значение имеет фактор стабильности финансового законодательства, необходимый для осуществления долговременной инвестиционной политики.

Все рассмотренные функции финансов реализуются через различные финансовые механизмы. Основными из них являются совокупность организационных форм финан

совых отношений в экономике страны, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство.

Финансы как категория финансового права, их функции

Содержание материала

Функции финансов

Сущность финансов проявляется в их функциях, к которым относятся:

  1. распределительная;
  2. контрольная;
  3. регулирующая;
  4. стабилизационная.

Распределительная функция финансов

Распределительная функция финансов означает их участие в распределении национального дохода, заключающееся в создании так называемых основных, или первичных, доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы образуются при распределении национального дохода среди участников материального производства и делятся на две группы:

  1. зарплата рабочих и служащих, доходы фермеров, крестьян;
  2. доходы предприятий сферы материального производства.

Дальнейшее перераспределение национального дохода связано:

  • с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;
  • с наличием непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (здравоохранение, просвещение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);
  • с перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

Следовательно, перераспределение национального дохода происходит между:

  1. производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства;
  2. отраслями материального производства;
  3. отдельными регионами страны;
  4. формами собственности;
  5. социальными группами населения.

Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, — развитие производительных сил, создание рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечение высокого уровня жизни широких слоев населения. Роль финансов при этом подчинена задачам повышения материальной заинтересованности коллективов предприятий и организаций, а также работников в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении высоких результатов при наименьших затратах.

Читать еще:  Финансовая система государства включает в себя

Контрольная функция

Финансы, являясь инструментом аккумуляции и использования денежных доходов и фондов, объективно отражают процесс распределения и перераспределения национального дохода и ВВП по соответствующим фондам, контролируют их расходование по целевому назначению.

Финансовый контроль — важное средство обеспечения законности финансовой и хозяйственной деятельности, это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Другими словами, важнейшая задача финансового контроля — проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Регулирующая функция финансов

Регулирующая функция финансов связана с вмешательством государства через финансы — государственные расходы, налоги, государственный кредит — в процесс воспроизводства. Государство воздействует на воспроизводственный процесс через финансирование отдельных предприятий и отраслей, социальных мероприятий и проведение налоговой политики.

Стабилизационная функция финансов

Стабилизационная функция финансов заключается в обеспечении всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильными экономическими и социальными условиями. Эту функцию финансы должны выполнять в условиях перехода и развития рыночных отношений.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм, который включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство. Особое значение имеет при этом фактор стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики.

Финансы как категория финансового права, их функции

Содержание материала

Функции финансов

Сущность финансов проявляется в их функциях, к которым относятся:

  1. распределительная;
  2. контрольная;
  3. регулирующая;
  4. стабилизационная.

Распределительная функция финансов

Распределительная функция финансов означает их участие в распределении национального дохода, заключающееся в создании так называемых основных, или первичных, доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы образуются при распределении национального дохода среди участников материального производства и делятся на две группы:

  1. зарплата рабочих и служащих, доходы фермеров, крестьян;
  2. доходы предприятий сферы материального производства.

Дальнейшее перераспределение национального дохода связано:

  • с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;
  • с наличием непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (здравоохранение, просвещение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);
  • с перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

Следовательно, перераспределение национального дохода происходит между:

  1. производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства;
  2. отраслями материального производства;
  3. отдельными регионами страны;
  4. формами собственности;
  5. социальными группами населения.

Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, — развитие производительных сил, создание рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечение высокого уровня жизни широких слоев населения. Роль финансов при этом подчинена задачам повышения материальной заинтересованности коллективов предприятий и организаций, а также работников в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении высоких результатов при наименьших затратах.

Контрольная функция

Финансы, являясь инструментом аккумуляции и использования денежных доходов и фондов, объективно отражают процесс распределения и перераспределения национального дохода и ВВП по соответствующим фондам, контролируют их расходование по целевому назначению.

Финансовый контроль — важное средство обеспечения законности финансовой и хозяйственной деятельности, это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Другими словами, важнейшая задача финансового контроля — проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Регулирующая функция финансов

Регулирующая функция финансов связана с вмешательством государства через финансы — государственные расходы, налоги, государственный кредит — в процесс воспроизводства. Государство воздействует на воспроизводственный процесс через финансирование отдельных предприятий и отраслей, социальных мероприятий и проведение налоговой политики.

Стабилизационная функция финансов

Стабилизационная функция финансов заключается в обеспечении всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильными экономическими и социальными условиями. Эту функцию финансы должны выполнять в условиях перехода и развития рыночных отношений.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм, который включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство. Особое значение имеет при этом фактор стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики.

Функции финансов

Функции финансов — это проявление их сущности в дей­ствии, т.е. роли, которую они выполняют в системе экономических отношений. Выделяют следующие основные функции финансов –аккумулирующую (накопительную), распределительную, контрольную и регулирующую (экономическую).

Читать еще:  Понятие и виды финансовой деятельности государства

Аккумулирующая (или накопительная) функция финансов выражается через процесс образования (накопления, мобилизации) денежных средств, необходимых для функционирования любой хозяйственной системы.

• На уровне мировых финансовых отношений — в процессе формирования финансовых фондов Международного валютного фонда.

• На уровне государственных финансов (макроуровне) — при исполнении доходной части бюджета и создании централизованных средств государства всех уровней и внебюджетных фондов.

• На уровне финансов предприятий (микроуровне) – при создании финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов и образовании обособленных фондов предприятия (уставный, оплаты труда, амортизационный и т.д.).

• На уровне частных финансов – при формировании денежных средств домохозяйств

Распределительная функция финансов связана с распределением стоимости произведенного валового внутренне­го продукта, формированием у субъектов экономических от­ношений доходов и накоплений, с созданием фондов денеж­ных средств. ВВП состоит из:

■ стоимости израсходованных на производство продук­ции средств производства (орудий труда и предметов тру­да), обозначаемой в экономической теории символом С;

■ национального дохода (стоимости рабочей силы и при­бавочного продукта), соответственно обозначаемых символа­ми V и т.

После первой стадии, когда ВВП распределяется на C+V+m, наступает вторая стадия, когда национальный до­ход (V+m) делится на фонд накопления и фонд потребления. Фонд накопления состоит из двух частей, предназначенных для: расширения воспроизводства и образования резервных фондов. Фонд потребления также состоит из двух частей: фонда общественного потребления и фонда личного потреб­ления.

Распределительная функция финансов проявляется в том, что движение общественного продукта из производства в потребление протекает в стоимостной форме, опосредству­ется денежным оборотом, обеспечивающим образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Распределение национального дохода заключается в со­здании так называемых основных, или первичных, доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на за­работную плату рабочих и служащих, занятых в сфере ма­териального производства, доходы фермеров, крестьян и до­ходы организаций и предприятий сферы материального про­изводства.

Однако первичные доходы не образуют общественных денежных средств, необходимых для:

■ развития приоритетных отраслей народного хозяйства;

■ содержания органов государственной власти и управ­ления;

■ обеспечения обороноспособности страны;

■ содержания нетрудоспособных членов общества (инва­лидов, пенсионеров);

■ удовлетворения общественных потребностей — разви­тия и содержания учреждений образования, культуры, здра­воохранения и других отраслей непроизводственной сферы.

Поэтому необходимо дальнейшее распределение (пере­распределение) национального дохода. В результате пере­распределения образуются вторичные, или производные, до­ходы, это доходы, получаемые в отраслях непроизводствен­ной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль и др.). Активно участвуя в распределении и перераспределе­нии национального дохода, финансы способствуют трансфор­мации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода в пропорции его конечного использо­вания. В конечном итоге распределительная функция фи­нансов призвана обеспечивать формирование и использова­ние централизованных (государственных) и децентрализо­ванных фондов денежных средств.

Финансы выполняют распределительную функцию так­же в процессе формирования и распределения доходов хо­зяйствующих субъектов (организаций и предприятий). При реализации продукции (товаров, работ, услуг) образуется выручка и, соответственно, чистый доход. Одна часть дохода поступает в государственный бюджет, централизованные внебюджетные фонды, а другая остается в распоряжении субъектов хозяйствования на образование фондов потребле­ния (оплаты труда, экономического стимулирования и др.) и фондов накопления (финансирования затрат на расширение и развитие хозяйственной деятельности).

Контрольная функция финансов порождена распреде­лительной функцией и проявляется прежде всего в контро­ле за распределением валового внутреннего продукта и на­ционального дохода по денежным фондам и их целевым ис­пользованием.

Контрольная функция финансов осуществляется, во-пер­вых, через контроль с помощью финансовых рычагов и инструментов; во-вторых, через контроль, осу­ществляемый финансовыми органами. Финансы, выполняя распределительную функцию на макроуровне, количественно (через финансовые ресурсы) отражают воспроизводственный процесс, движение денеж­ной формы ВВП. Финансы показывают, как складываются количественные показатели распределения финансовых ре­сурсов, пропорции распределения ВВП и национального до­хода, исполнение государственного бюджета. Контрольная функция финансов на макроуровне позволяет обществу знать о возникших диспропорциях в экономике, отклонениях в об­разовании и использовании централизованных денежных фондов. Посредством финансов хозяйствующих субъектов осу­ществляется контроль рублем за образованием их денеж­ных доходов, соблюдением режима экономии, рациональ­ным использованием материальных, трудовых и финансо­вых ресурсов, образованием и использованием по целевому назначению фондов денежных средств, распределением прибыли на фонды накопления и фонды потребления. Кон­троль рублем осуществляется не только внутри хозяйству­ющих субъектов, но и во взаимоотношениях с деловыми парт­нерами, финансово-кредитными учреждениями, налоговыми органами.

Контроль финансовыми органами осуществляется путем проверки законности расходования денежных средств, пол­ноты уплаты налогов.

Регулирующая функция финансов тесно связана с вмешательством государства с помощью финансов в процесс воспроизводства.

• на микроуровне (предприятие) эта функция стимулирует его деятельность, создавая различные фонды, которые способствуют улучшению качества производственного процесса, увеличению его объема, улучшению материального положения работающих.

• на макроуровне (государство) – эта функция, используя государственные расходы, налоги, госкредит, достигают таких же результатов.

Функции финансов ре­ализуется через финансовый механизм, который является частью хозяйственного механизма.

Финансовый механизм — это совокупность способов управления финансовыми отно­шениями. Он включает финансовое законодательство, опре­деляющее порядок (правила) формирования и использова­ния централизованных и децентрализованных фондов денеж­ных средств, а также финансовое планирование, финансовый анализ и контроль.

Читать еще:  Финансовая политика государства включает следующие направления

Формы и функции государственных финансов

Содержание государственных финансов

Государственные финансы представляют собой важную макроэкономическую категорию. В общем виде они представляют собой денежные отношения, возникающие в сфере формирования финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства, и их использования на нужды управления, обороны и расширенного производства.

Государственные финансы функционируют на уровне государства в целом и его субъектов в частности. В большинстве своем они связаны с процессами перераспределения национального дохода в целя обеспечения выполнения государством его функций.

Сфера государственных финансов характеризуется рядом проблем, которые определяются:

  • несбалансированностью бюджетов и государственных внебюджетных фондов;
  • необходимостью обеспечения единства финансовой и кредитно-денежной политики, а также реформирования налоговой системы;
  • совершенствованием бюджетного федерализма и пр.

В основе функционирования системы государственных финансов лежит два основополагающих процесса. Один из них связан с мобилизацией и аккумулированием финансовых ресурсов, а второй – с их использованием. Таким образом, формируются доходы и расходы государства. Все они находят свое отражение в государственном бюджете.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Формообразующими элементами системы государственных финансов выступают государственный бюджет, государственный кредит и внебюджетные фонды. Каждый из них играет свою роль в обеспечении государства финансовыми ресурсами для удовлетворения общественных потребностей.

Функции государственных финансов

Государственные финансы являются неотъемлемым элементом функционирования национальной экономической системы. В процессе своего функционирования они выполняют определённые роли, которые предопределяют их функциональное предназначение (рисунок 1).

Рисунок 1. Базовый функции государственных финансов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рассмотрим сущность и содержание базовых функций финансов государства более подробно.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Основополагающей функцией государственных финансов считается функция распределения. Ее роль заключается в том, что система финансов государства посредством распределения и перераспределения части национального дохода и валового внутреннего продукта обеспечивает удовлетворение общегосударственных потребностей, формирует источники финансирования общественного сектора, а также обеспечивает сбалансированность бюджетной системы.

Благодаря распределительной функции государственные финансы обслуживают процессы воспроизводства в масштабе государства в целом и его обособленных структурных образований в частности.

Ярким примером функции распределения выступает сбор налогов, которые выступают основным источником финансирования государственного бюджета. Из этого же бюджета впоследствии выделяются деньга на оборону страны.

Сущность данной функции сводится к распределению вновь созданной стоимости для выполнения финансовых обязательств перед бюджетом. В результате формируются и используются централизованные фонды денежных средств, благодаря которым обеспечивается содержание непроизводственной сферы экономики.

Не менее важную роль играет функция регулирования. Ее суть сводится к обеспечению установления контроля за реальным оборотом денег в стране и формированию централизованных финансовых фондов.

Государственный контроль за денежным оборотом осуществляется посредством контроля изменения финансовых показателей и состояния платежей расчетов, а также контроля реализации стратегии финансирования.

Основными направлениями реализации контрольной функции государственных финансов являются:

  • контроль соблюдения заданных параметров централизованных фондов денежных средств;
  • контроль правильного и своевременного перечисления средств в бюджеты;
  • контроль целенаправленного и эффективного использования финансовых ресурсов.

Таким образом, финансы государства играют важнейшую роль в функционировании макроэкономических систем и выполняют множество функций. Без обеспечения эффективности их функционирования достижение успехов в развитии социально-экономических сфер попросту невозможно.

Формы функционирования финансов государства

Существование государственных финансов возможно в двух основных формах (рисунок 2). Рассмотрим их более подробно.

Рисунок 2. Формы организации финансов государства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Государственный бюджет или бюджет органа государственной власти представляет собой особую форму образования и расходования фондов денежных средств, которые предназначены для финансового обеспечения практической реализации государственных функций.

Бюджет органа государственной власти – это баланс его доходов и расходов за определенный временной промежуток.

Фактически бюджет является важнейшим финансовым документом страны. Свое отражение в нем находят доходная и расходная части. Основные черты государственных бюджетов, предопределяющие их сущность, представлены на рисунке 3.

Рисунок 3. Основные черты государственного бюджета и бюджета органа государственной власти. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Будучи утвержденным органом законодательной власти, бюджет приобретает статус закона и является обязательным для исполнения.

Второй определяющей формой организации государственных финансов выступают внебюджетные фонды. В общем виде они представляют собой некую совокупность денежных ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и имеющих целевой характер.

Основной целью формирования внебюджетных фондов выступает обеспечение важных для общества расходов самостоятельными источниками финансирования. Порядок формирования и использования внебюджетных фондов определяется финансовым правом.

В России основными внебюджетными фондами являются: Пенсионный фонд, а также Фонды обязательного медицинского и социального страхования.

Как правило, внебюджетные фонды предназначены для реализации таких конституционных прав граждан, как: пенсионное обеспечение, охрана здоровья и медицинская помощь. В то же время вся их совокупность поддается множественной классификации по различным основаниям.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector