Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Источники финансирования государственного бюджета

Государственный бюджет. Основные источники доходов и структура расходов государства. Дефицит государственного бюджета

Как уже было отмечено, государство осуществляет свои функции в рыночной экономике путем проведения социальной, кредитно-денежной, бюджетно-налоговой и внешнеэкономической политики. Для выполнения своих функций государство вынуждено осуществлять расходы и, соответственно, обеспечивать поступление доходов, что находит отражение в государственном бюджете.

Государственный бюджет — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления; смета доходов и расходов государства на определенный период времени, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений расходования средств. Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами.

Бюджетная система Российской Федерации (РФ) состоит из трех уровней:

1) первый уровень — федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2) второй уровень — бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) третий уровень — местные бюджеты.

Консолидированный бюджет РФ составляют федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ (муниципальных образований, находящихся на ее территории). Консолидация бюджетов подразумевает их объединение по отдельным статьям с исключением взаимных операций (дотаций, субвенций, взаимных расчетов и т. д.) и не предполагает простого арифметического сложения.

Доходы бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством в распоряжение органов государственной власти.

Расходы бюджета — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Источники финансирования бюджетов подразделяются на внутренние и внешние.

Внутренние источники — кредиты, полученные от кредитных организаций в национальной валюте; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования; платежи в погашение основной суммы долга по полученным и использованным кредитам, по государственным и муниципальным ценным бумагам; бюджетные ссуды и кредиты; поступления от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам; изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджетов.

Внешние источники — государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией и ее субъектами.

Основные источники дохода государства — налоговые поступления и неналоговые платежи, а также доходы государства от выпуска и размещения государственных ценных бумаг и доходы от приватизации государственной собственности. Расходная часть госбюджета показывает направления использования государственных средств на: содержание государственного аппарата, международную деятельность, оборону, правоохранительную деятельность, социальные нужды, финансирование народного хозяйства и государственные закупки. Расходы государства направлены на стимулирование НТП, обеспечение сохранности окружающей среды, перераспределение доходов в обществе, финансирование выпуска общественных товаров.

В случае превышения расходной части государственного бюджета над его доходной частью образуется дефицит госбюджета, который является одним из факторов инфляционного процесса и показателем кризисного состояния государственных финансов. Если доходная часть бюджета превышает его расходную часть, возникает профицит бюджета. Так, доходы федерального бюджета в России за январь-август 2004 г. составили 2114,9 млрд руб. (20,2 % от ВВП). За аналогичный период 2003 г. — 1678,0 млрд руб. (20,2 % от ВВП).

Основными статьями доходов федерального бюджета явились:

— единый социальный налог (ECH) — 285,5 млрд руб. (2,7 % от ВВП) за январь-август 2004 г., 231,9 млрд руб. (2,8 % от ВВП) за соответствующий период 2003 г.;

— налог на добавленную стоимость — 669,0 млрд руб. (6,4 % от ВВП) за январь-август 2004 г., 571,5 млрд руб. (6,9 % от ВВП) за соответствующий период 2003 г.;

-налог на прибыль — 130,1 млрд руб. (1,2 % от ВВП) за январь-август 2004 г., 110,8 млрд руб. (1,3 % от ВВП) за соответствующий период 2003 г.;

— акцизы — 85,5 млрд руб. (0,8 % от ВВП) за январь-август 2004 г., 175,4 млрд руб. (2,1 % от ВВП) за соответствующий период 2003 г.;

-таможенные сборы и пошлины — 512,5 млрд руб. (4,9 % от ВВП) за январь-август 2004 г., 284,0 млрд руб. (3,4 % от ВВП) за соответствующий период 2003 г.;

— неналоговые поступления — 145,2 млрд руб. (1,4 % от ВВП) за январь-август 2004 г., 124,2 млрд руб. (1,5 % от ВВП) за соответствующий период 2003 г.

В целом доходы федерального бюджета России за 2004 г. составили 3 426,3 млрд руб. против 2 586,2 млрд руб. за 2003 г. Прирост доходов в реальном выражении по федеральному бюджету составил 18,6 %. Налоговые доходы федерального бюджета с учетом ECH составили 3 154,3 млрд руб. (рост на 31,8 % в номинальном и 18 % в реальном выражении). Если говорить о структуре налоговых доходов, то, согласно расчетам Русского Экономического Общества, она выглядит следующим образом: НДС составил 35 %, таможенные пошлины — 27 %, ECH — 14 %, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — 13 %, налог на прибыль — 7 %, акцизы — 3 %, прочие — 1 %. Очевидно, что наибольшее значение для федерального бюджета имеют НДС и таможенные пошлины, а также НДПИ, что связано прежде всего с благоприятной для России внешнеэкономической конъюнктурой.

Расходы федерального бюджета России за январь-август 2004 г. составили 1 630,7 млрд руб. (15,6 % от ВВП). За аналогичный период 2003 г. — 1 454,2 млрд руб. (17,5 % от ВВП).

Основными статьями расходов федерального бюджета явились:

— перечисление ECH в Пенсионный фонд — 288,2 млрд руб. (2,8 % от ВВП) — за январь-август 2004 г., 239,4 млрд руб. (2,9 % от ВВП) — за соответствующий период 2003 г.;

-обслуживание государственного долга (процентные платежи) — 156,0 млрд руб. (1,5 % от ВВП) — за январь-август 2004 г., 168,9 млрд руб. (2,0% от ВВП) — за соответствующий период 2003 г.;

— на национальную оборону — 258,6 млрд руб. (2,5 % от ВВП) — за январь-август 2004 г., 215,8 млрд руб. (2,6 % от ВВП) — за соответствующий период 2003 г.;

— на социальную сферу — 210,1 млрд руб. (2,0 % от ВВП) — за январь-август 2004 г., 182,4 млрд руб. (2,2 % от ВВП) — за соответствующий период 2003 г.;

— финансовая помощь бюджетам других уровней

573.5 млрд руб. (5,5 % от ВВП) — за январь-август 2004 г.,

512.6 млрд руб. (6,2% от ВВП) — за соответствующий период 2003 г.

В целом за 2004 г. фактически исполненные расходы федерального бюджета с учетом финансовой помощи составили 2 695,6 млрд руб. (рост на 14,3 % в номинальном и на 2,3 % в реальном выражении относительно 2003 г.). Наиболее крупной статьей федеральных расходов является объем финансовой помощи регионам (33 % всех расходов). Другие наиболее крупные направления расходования федеральных средств — национальная оборона (15 %) и правоохранительная деятельность (12 %). На 1 % повысились расходы на образование и составили 5 % всех расходов, и на 1 % понизился удельный вес расходов на обслуживание государственного долга правительства РФ (8 % всех расходов). Расходы на социальную политику составили 6 %, промышленность, энергетику и строительство — 3 %, государственное и местное управление — 3 %, здравоохранение — 1 %, прочее— 14 %. Исследователи Русского Экономического Общества отмечают, что расходы федерального бюджета должны в большей степени ориентироваться на процессы реформирования реального сектора экономики и социального обеспечения.

Читать еще:  Государственное финансирование здравоохранения

Профицит федерального бюджета (превышение доходов над расходами) в России в 2004 г. составил 786,4 млрд руб., что на 44,5 % выше планового показателя. Согласно принятому законопроекту о федеральном бюджете на 2005 г., доходы бюджета составят 3 326,04 млрд руб., расходы — 3 047,93 млрд руб., профицит — 278,11 млрд руб. Проект бюджета-2005 исходит из консервативного прогноза среднегодовой цены российской нефти в 2005 г. на уровне 28 долл, за баррель, роста ВВП страны на 6,3 %, инфляции — на уровне 7,5-8,5 %.

Необходимо отметить, что профицит бюджета — явление достаточно новое для России, хотя и сохраняется на протяжении четырех последних лет (с 2001 г.). Среди ученых-экономистов идут серьезные дискуссии о целесообразности поддержания бюджетного профицита при нерешенности многих социальных проблем. Однако долгое время существенной проблемой для российской экономики был дефицит бюджета, что является одним из факторов развития инфляционного процесса. В 1999 г. дефицит госбюджета России составил 2,1 % от ВВП. В 2000 г. отмечалось некоторое снижение этого показателя до 0,8 % за год, а в некоторые месяцы даже наблюдался профицит госбюджета России.

Остановимся более подробно на причинах возникновения, способах финансирования и последствиях дефицита государственного бюджета.

Причины возникновения дефицита государственного бюджета следующие:

1) превышение обязательств государства перед обществом над его возможностями, например, когда у государства недостаточно средств для проведения сильной социальной политики в условиях кризиса;

2) государство выполняет несвойственные ему функции, например выплачивает значительные субсидии убыточным предприятиям.

Важным является показатель отношения дефицита государственного бюджета к ВВП. Если этот показатель составляет от 1-3 % до 5 %, то считается, что госбюджет в норме, превышение этого показателя 10 %-го рубежа неизбежно приводит к гиперинфляции.

На состояние госбюджета и размер его дефицита влияют три фактора:

1) долгосрочные тенденции налоговых поступлений и государственных расходов;

2) стадия экономического цикла в стране;

3) текущая политика государства.

Основные способы финансирования дефицита госбюджета: кредитно-денежная эмиссия, выпуск займов и увеличение налоговых поступлений. Очевидно, что устойчивый дефицит государственного бюджета приводит к недофинансированию таких важнейших сфер, как образование и здравоохранение, к сокращению социальных выплат, увеличению размера государственного долга и другим негативным для экономики страны последствиям.

Тема 3. Государственный бюджет

5. Дефицит бюджета и государственный кредит

Сбалансированность бюджетов всех уровней является необходимым условием бюджетно-финансовой политики. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. Профицит бюджета — превышение доходов бюджета над его расходами;

При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов. Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ в соответствующем финансовом году.

Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15 % объема доходов бюджета субъекта без учета финансовой помощи из федерального бюджета.

Размер дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом представительного органа местного самоуправления, не может превышать 10 % объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.

Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов, который заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15 и так далее процентов) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи (их состав определяется Федеральным Собранием РФ, а также представительными органами власти субъектов РФ).

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств.

Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств РФ, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

1) внутренние источники в следующих формах:

— кредиты, полученные от кредитных организаций в валюте РФ;

— государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

— бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы;

— поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

— сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;

— изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;

2) внешние источники в следующих формах:

— государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

— кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

Государственный кредит – это часть государственных финансов. Государственный кредит – это система распределительных денежных отношений государства с физическими и юридическими лицами по поводу:

— мобилизации временно свободных денежных средств на началах срочности, возвратности, возмездности;

— выдачи бюджетных средств на тех же началах – возвратности, срочности, платности.

Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в лице его органов. В отношении других государств РФ может выступать как должником, так и кредитором.

Государственный кредит выступает как инструмент перераспределения финансовых ресурсов. Население через налоги оплачивает обслуживание государственного долга. Основой государственного кредита являются возвратность и платность. Его отличают более низкие процентные ставки.

Он выполняет две функции:

1) фискальную (формирование централизованных денежных фондов);

2) регулирующую (сокращение или увеличение денежной массы).

Государственный кредит оказывает положительное влияние на производство и занятость.

Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций и других государственных ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет государству привлекать дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии.

Государственные займы – это инструмент пополнения финансовых фондов, которым необходимо управлять.

Государственные займы бывают:

— по месту размещения: внутренние и внешние;

— по праву эмиссии: центральными и внутренними органами власти;

— по сроку погашения: краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (1-5 лет), долгосрочные (5-25 лет);

— по наличию заклада: закладные, беззакладные;

— по форме выплаты: процентно-выигрышные, процентные, с нулевым купоном;

— по возможности досрочного погашения: с правом досрочного погашения и без такового.

Гос. кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране.

Размер госзайма включается в сумму государственного долга страны.

Государственный долг образуется в результате осуществления государственными органами различных видов заимствований.

Государственный долг – это долговые обязательства РФ перед физическими, юридическими лицами, иностранными государствами, международными государствами.

Читать еще:  Государственное управление в финансовой сфере

Государственный долг – это вся сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.

1. Внутренний и внешний.

2. Основной и текущий.

Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего формируется внешний и внутренний долг. Увеличение долга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам.

Государственный внутренний долг РФ означает долговой обязательство Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.

Государственный внешний долг – это задолженность в инвалюте по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам.

Основным долгом называется вся сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не может быть предъявлена к оплате в течение данного периода.

Текущим государственным долгом называется задолженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа.

Мировой опыт свидетельствует, что госдолг не должен превышать половины ВВП страны. Значительные размеры госдолга отражают кризисное состояние экономики России.

В федеральный долг не включаются долговые обязательства национально-государственных и административно-территориальных образований РФ, т.е. муниципальных займов, если они не гарантированы Правительством РФ.

По внешнему государственному долгу определяется коэффициент его обслуживания – отношение всех платежей по задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта товаров и услуг, выраженное в процентах. Безопасным уровнем обслуживания государственного долга принято считать его значение до 25%.

На достижение эффективности государственного кредита направлены следующие меры:

— обмен облигаций по регрессивному отношению;

Обслуживание госдолга выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. Эти функции осуществляет ЦБ РФ.

Осуществляются следующие мероприятия:

1) рефинансирование (при наступлении срока погашения ГО правительство продает новые ГО и использует выручку для выплаты стоимости погашаемых облигаций);

2) взимание налогов (для выплаты процента по долгу и его суммы);

3) выпуска новых денег в обращение.

Под управлением государственным долгом понимается совокупность финансовых мероприятий государства, связанных с установлением ежегодных предельных значений госдолга, выпуском и погашением займов, организацией выплаты доходов по ним, проведением конверсий и консолидации займов.

Пути погашения государственного внешнего долга:

1. Традиционный путь – выплата долгов за учет золотовалютных резервов.

2. Консолидация внешнего долга, т.е. перевод краткосрочной и среднесрочной задолженности в долгосрочные долги. Таким образом, можно отложить на длительный срок выплату основной суммы, только ежегодно выплачивать проценты.

Консолидация возможна только с согласия кредиторов. Кредиторы создают специальные организации – клубы, где вырабатывают солидарную политику, по отношению к странам, которые не в состоянии выполнять свои международные финансовые обязательства.

Наиболее известные – Лондонский клуб, в который входят банки-кредиторы, и Парижский клуб, объединяющий страны-кредиторы.

3. Сокращение размеров внешнего долга путем конверсии, т.е. превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции. В счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране, являющейся должником, недвижимость, ценные бумаги, участие в капитале, права. Одним из вариантов превращения внешней задолженности в иностранные капиталовложения является участие хозяйственных субъектов страны-кредитора в приватизации государственной собственности в стране, имеющей долги. В таком случае заинтересованные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны-должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности.

Выплата доходов по займам и их погашение является одной из главных статей бюджетных расходов. Правительство вынуждено прибегать к пролонгации кредитов и других обязательств (удлинению сроков погашения) или конверсии.

Основными методами финансирования госдолга являются денежно-кредитная эмиссия и выпуск госзаймов.

Для оценки внешней задолженности существуют разные критерии. Например, сравнивают размер долга и потребности его погашения и выплаты % с величиной экспорта. Границей опасности считается превышение суммы долга по сравнению с экспортом в 2 раза, повышенной опасности – в 3 раза.

newinspire

Источники финансирования дефицита бюджета

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной власти.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

а) внутренние источники:

— кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ;

— государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

— бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы;

— поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

— сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;

— изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета.

б) внешние источники.

• государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

• кредиты правительств иностранных государств;

• кредиты банков и фирм иностранных государств;

• кредиты международных финансовых организаций, предоставляемые в иностранной валюте.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ являются только внутренние источники в виде:

— государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;

— бюджетных кредитов, получаемых от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

— кредитов, получаемых от кредитных организаций;

— поступлений от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ;

— изменений остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть только внутренние источники в виде:

• муниципальных займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;

• бюджетных кредитов, получаемых от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

• кредитов, получаемых от кредитных организаций;

• поступлений от продажи имущества, находящейся в муниципальной собственности;

• изменений остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

Особенность внутренних источников финансирования бюджетного дефицита связана с тем, что Правительство РФ постоянно увеличивает сроки заимствования на внутреннем рынке, что, естественно, приводит к общей реструктуризации задолженности и изменению соотношения государственных ценных бумаг с различными сроками погашения.

Подобная практика снижает уровень доверия юридических и физических лиц, являющихся инвесторами на рынке ценных бумаг. Гарантии стабильности ценных бумаг, в том числе по срокам погашения, означают не только доверие к правительству, но и поддержание минимальных рисков вложений на длительную перспективу.

Внешние источники финансирования бюджетного дефицита обеспечивают поступление иностранной валюты в бюджет на финансирование текущих расходов и импортных закупок. Улучшению структуры внешних заимствований в значительной степени способствует получение кредитов от ведущих международных организаций.

Однако внешние заимствования сопряжены с необходимостью поддержания такой структуры платежного баланса, когда валютные поступления достаточны для своевременного выполнения обязательств по займам. В противном случае создаются дополнительные сложности в регулировании валютного курса относительно российского рубля.

Статья 23. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ статья 23 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2008 г.

Читать еще:  Приоритеты государственной финансовой политики

Статья 23. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 23 БК РФ

ГАРАНТ:

Положения пункта 1 статьи 23 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 22 октября 2014 г. N 311-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2016 г. (на 2016 г. и на плановый период 2017 и 2018 гг.)

1) кода главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов;

2) кода группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицитов бюджетов;

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 17 декабря 2009 г. N 314-ФЗ в пункт 2 статьи 23 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2010 г.

2. Перечень главных администраторов источников финансирования дефицитов бюджетов утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете.

В случаях изменения состава и (или) функций главных администраторов источников финансирования дефицитов бюджетов, а также изменения принципов назначения и присвоения структуры кодов классификации источников финансирования дефицитов бюджетов изменения в перечень главных администраторов источников финансирования дефицитов бюджетов, а также в состав закрепленных за ними кодов классификации источников финансирования дефицитов бюджетов вносятся на основании нормативного правового акта (муниципального правового акта) финансового органа без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.

3. Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами источников финансирования дефицитов бюджетов являются:

Информация об изменениях:

Подпункт 1 изменен с 2 августа 2019 г. — Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 278-ФЗ

1) источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов:

государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации;

кредиты кредитных организаций в валюте Российской Федерации;

бюджетные кредиты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

кредиты международных финансовых организаций в валюте Российской Федерации;

кредиты иностранных банков в валюте Российской Федерации;

изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета;

иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;

Информация об изменениях:

Подпункт 2 изменен с 2 августа 2019 г. — Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 278-ФЗ

2) источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов:

государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;

кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте;

кредиты кредитных организаций в иностранной валюте;

ГАРАНТ:

Положения абзаца пятого (в редакции Федерального закона от 2 августа 2019 г. N 278-ФЗ ) применяются к правоотношениям, возникающим при составлении, утверждении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 гг.

бюджетные кредиты в иностранной валюте, предоставленные Российской Федерацией в рамках использования целевых иностранных кредитов;

иные источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 октября 2014 г. N 311-ФЗ в пункт 4 статьи 23 настоящего Кодекса внесены изменения

4. Перечень статей источников финансирования дефицитов бюджетов утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете при утверждении источников финансирования дефицита бюджета.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 октября 2014 г. N 311-ФЗ статья 23 настоящего Кодекса дополнена пунктом 5

5. Министерство финансов Российской Федерации утверждает:

общие требования к порядку формирования перечня кодов статей и видов источников финансирования дефицитов бюджетов;

перечень кодов видов источников финансирования дефицитов бюджетов, главными администраторами которых являются органы государственной власти Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящиеся в их ведении казенные учреждения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 октября 2014 г. N 311-ФЗ статья 23 настоящего Кодекса дополнена пунктом 6

6. Финансовый орган субъекта Российской Федерации утверждает перечень кодов видов источников финансирования дефицитов бюджетов, главными администраторами которых являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами и (или) находящиеся в их ведении казенные учреждения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 октября 2014 г. N 311-ФЗ статья 23 настоящего Кодекса дополнена пунктом 7

7. Финансовый орган муниципального образования утверждает перечень кодов видов источников финансирования дефицитов бюджетов, главными администраторами которых являются органы местного самоуправления и (или) находящиеся в их ведении казенные учреждения.

Внутренние источники финансирования дефицита федерального бюджета

Самое главное для любого (в том числе федерального) бюджета – сбалансированность доходов и расходов.

  • Если расходы превышают доходы – это дефицит бюджета;
  • Если доходы превышают доходы – это профицит бюджета.

В случае дефицита бюджета первоочередному формированию подлежат те расходы, которые включены в бюджет текущих расходов. Отметим, что уровень дефицита федерального бюджета не должен превышать общий объем инвестиций из бюджета, а также расходов на обслуживание госдолга России в финансовом году.

Дефицит государственного бюджета считается временным, если есть возможности и перспективы для его преодоления. Размер дефицита госбюджета не должен быть больше суммы, экв. 3% ВВП. Если дефицит государственного бюджета превышает 20% от суммы доходов – он считается критическим.

О размере дефицита субъекта РФ – он не должен превышать 15% от объема доходов бюджета субъекта (не учитывая финансовую помощь из федерального бюджета).

О размере дефицита местного бюджета – он не может превышать 10% от общего объема доходов местного бюджета (аналогично не учитывается финансовая помощь из федерального бюджета).

Действия в случае превышения допустимого уровня дефицита бюджета

Если при исполнении утвержденного бюджета произошло превышение предельного уровня дефицита или наблюдается существенное снижение поступление доходных источников – в таком случае вводится так называемый механизм секвестра расходов. Суть такого механизма – пропорциональное снижение государственных расходов каждый месяц на 5 процентов (5, 10, 15 и по аналогии) в течение всего финансового года по всем статьям бюджета.

Секвестр – один из наиболее действенных рычагов для борьбы с дефицитом государственного бюджета, однако используется он только в чрезвычайных случаях. В бюджет также заложены так называемые «защищенные» статьи, которые не подлежат секвестированию.

Для финансирования дефицита бюджета используются утвержденные органами представительной или законодательной власти источники. В качестве источников не могут быть использованы:

  • Кредиты Банка России
  • Деньги от приобретения Банком Росси долговых обязательств государства и его субъектов

Источники финансирования

Источников финансирования дефицита федерального бюджета всего два — внутренние и внешние.

  • Внутренние источники:
  • Доход от продажи государственного имущества
  • Бюджетные кредиты и ссуды, которые получаются от бюджета другого уровня
  • Государственный займ (от имени РФ выпускаются ценные бумаги)
  • Кредиты от кредитных организаций (только в рублях)
  • Изменение остатков средств на счетах
  • Государственные займы, получаемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ (иностранная валюта)
  • Кредиты иностранных фирм, банков, международных финансовых организаций (иностранная валюта)

Также государство может привлечь дополнительные денежные потоки, реализуя на финансовом рынке облигации или другие виды ценных бумаг. Это наиболее эффективная форма кредита, которая дает возможность РФ привлечь финансы для покрытия бюджетного дефицита без проведения эмиссии. Государственный кредит может использоваться для стабилизации денежного обращения в государстве.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector