Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие существуют направления финансовой политики государства

Направления финансовой политики государства

В качестве важнейших направлений государственной финансовой политики выступают: бюджетная, налоговая, денежная, кредитная, ценовая, валютная, таможенная, инвестиционная, социальная и политика в области международных финансов.

Бюджетная политика представляет собой совокупность мероприятий по осуществлению взаимодействия бюджетов разных уровней. Бюджетная политика выражается в структуре доходной и расходной частей бюджета, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом. От характера решения этих вопросов зависит социально ―экономическая направленность бюджетной политики и тип построения модели бюджетного федерализма.

Налоговая политика направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики. Налоговая политика определяет состав налогов, размер их ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов.

Под денежно-финансовой политикойпонимается обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы, а также управление деятельностью финансового рынка.

В кредитно-денежной политикеважное значение имеют эмиссионная, ценовая, валютная, кредитная, ― а в ней, в свою очередь, учетная и инвестиционная политика.

Ценовая политикагосударства выражается в корректировке цен и тарифов на монопольные товары и услуги.

Валютная политикапредставляет собой совокупность экономических, юридических и организационных форм и методов в области валютных отношений, осуществляемых государством и международными валютно-финансовыми организациями.

Таможенная политикавыражается, с одной стороны, в ограничении или расширении доступа на внутренний рынок товаров и услуг, а с другой – в поощрении либо сдерживании экспорта товаров и услуг из страны.

Инвестиционная политикапредставляет собой комплекс мероприятий по созданию условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в реальный сектор экономики. В настоящее время она направлена на повышение роли Бюджета развития РФ как источника финансового обеспечения государственной инвестиционной политики; развитие ипотечного кредитования; создание условий для инвестирования сбережений населения в экономику.

Социальная финансовая политикасвязана, прежде всего, с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции РФ. В настоящее время она охватывает пенсионную политику, иммиграционную политику, политику финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.

Политика в области международных финансовнаправлена на продолжение интеграции России в мировую финансовую систему; вступление во Всемирную торговую организацию; урегулирование внешней задолженности России в рамках Парижского и Лондонского клубов; укрепление позиций России в Международном валютном фонде и Мировом банке реконструкции и развития; расширение финансового сотрудничества со странами Центральной и Юго-Восточной Азии; повышение устойчивости рубля по отношению к иностранным валютам.

Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики

Важной составной частью финансовой политики является создание финансового механизма, при помощи которой происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.

К элементам финансового механизма относятся: формы финансовых ресурсов и методы их формирования; система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства; организация бюджетной системы, финансов предприятий и финансового рынка.

Финансовый механизм – наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач и поэтому он чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны.

Деятельность государства в области финансов осуществляется по определенным правилам и с соблюдением установленных норм. Введение юридических норм в область финансов имеет большое значение для успешного проведения финансовой политики, четкого функционирования финансового механизма. Все это позволяет установить единые правила организации финансовых связей, защитить экономические интересы общества, коллективов предприятий и отдельных граждан. Соблюдение правовых норм обеспечивает строгую финансовую дисциплину, позволяет проводить единую политику в области финансов.

Формируя финансовый механизм, государство стремится обеспечить его полное соответствие требованиям финансовой политики того или иного периода, что является залогом полноты реализации ее целей и задач.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается содержание финансовой политики?

2. Назовите цели финансовой политики.

3. Что определяет результативность финансовой политики?

4. Каковы перспективные направления финансовой политики на современном этапе?

5. В чем заключается научный подход к выработке финансовой политики?

6. Раскройте роль финансового механизма в осуществлении финансовой политики.

Охарактеризуйте финансовую политику РФ текущего финансового года.

Термины и понятия

Оперативное управления финансами, стратегическое управление финансами, финансовый менеджмент, финансовый контроль, государственный финансовый контроль, аудит, ревизия, мониторинг, финансовый механизм, финансовый рычаги, финансовые стимулы, финансовая политика, финансовая стратегия, финансовая тактика, финансовый риск.

Тесты по модулю 3

1. Какие задачи возложены на Минфин РФ?

а) разработка финансового законодательства;

б) составление проекта федерального бюджета;

в) внутриотраслевое распределение финансовых ресурсов.

2. Назовите функции Министерства РФ по налогам и сборам;

а) контроль за исполнением внебюджетных фондов;

б) разработка нормативов отчислений от налогов в бюджет;

в) учет налогоплательщиков.

3. Какие финансовые органы управления относятся к местным?

а) городские финансовые управления;

б) финансовые отделы предприятий;

в) финансовые управления министерств.

4. Назовите метод финансового контроля

а) документальный учет;

5. Какие органы осуществляет внутриведомственный финансовый контроль?

а) ревизионный аппарат отраслевых министерств;

б) аудиторская фирма;

6. Кому подчиняется Федеральное казначейство?

а) Правительству РФ;

б) министерству финансов;

в) Федеральному собранию РФ.

7. Какой вид контроля осуществляется на стадии уплаты налогов?

8. Назовите основной инструмент осуществления финансовой политики.

а) система денежных фондов предприятия;

в) система финансовых резервов.

9. Что представляет собой финансовая политика?

а) деятельность финансовых органов в области финансов;

б) деятельность государства в области финансов;

в) действие экономических законов в финансовой сфере.

10. Что следует понимать под финансовым механизмом?

а) финансовый аппарат;

б) виды финансовых отношений;

в) совокупность способов, приемов и методов организации финансовых отношений.

Модуль 4. Государственные финансы

Глава 4.1. Государственный бюджет

Основные направления финансовой политики

Государственная финансовая политика — элемент макроэкономической политики. В настоящее время государственная финансовая по­литика России направлена на преодоление последствий финансово-экономического кризиса, стабилизацию социально-экономической ситуации в стране.

Финансовая политика включает следующие направления:

1) налоговую политику;

2) бюджетную политику;

3) денежно-кредитную политику;

4) институциональные преобразования;

5) инвестиционную политику;

6) социальную политику.

Для реализации финансовой политики необходимо:

• снижение социальной напряженности;

• оздоровление государственных финансов;

• восстановление нормального функционирования банков­ской сферы;

• сбалансированность товарных и денежных потоков;

• разумное расширение финансово-экономической само­стоятельности регионов в рамках единого федеративного государства;

• искоренение финансовых злоупотреблений и коррупции.

1. Важной составной частью финансовой политики является налоговая политика. Она должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового поло­жения реального сектора экономики. Ее основные задачи:

Читать еще:  Основными направлениями государственной финансовой политики являются

• комплексное реформирование налогового законодатель­ства в целях оптимизации налоговой базы, снижения уровня неплатежей;

• пересмотр существующих налоговых и таможенных льгот;

• введение единого реестра налогоплательщиков;

• ужесточение налогового администрирования;

• реструктуризация пеней и штрафов по платежам в бюд­жет и государственные внебюджетные фонды.

2. Разрешение бюджетного кризиса является первостепенной задачей бюджетной политики. Наиболее актуальные задачи в этой области:

• введение экспортных пошлин в целях обеспечения об­служивания и погашения внешнего долга;

• принятие мер по перечислению дивидендов на акции, находящиеся в государственной собственности, прибыли Банка России в федеральный бюджет;

• реализация программ экономии государственных расхо­дов;

• централизация всех доходов и средств федерального бюджета на счетах органов Федерального казначейства;

• проведение ревизии федеральных целевых программ с целью их оптимизации;

• обеспечение государственной монополии на производст­во и оборот алкогольной продукции;

• проведение связанных расчетов с использованием меха­низма целевого финансирования расходов по погашению задолженности бюджетным организациям и другим полу­чателям средств федерального бюджета;

• реструктуризация государственного долга;

• инвентаризация внешних и внутренних заимствований, результатов их использования.

3. Важнейшая задача денежно-кредитной политики — преодо­ление банковского кризиса, восстановление доверия к банков­ской системе и стимулирование организованных сбережений населения. Задачи денежно-кредитной политики:

• реструктуризация банковской системы;

• совершенствование порядка контроля за соблюдением банками обязательных нормативов;

• сглаживание колебаний курса рубля к иностранным валютам;

• пополнение валютных запасов государства и снижение оттока капиталов за границу;

• активизация закупок добываемого золота для пополнения Государственного фонда

• усиление таможенного контроля.

4. Большую роль в реализации государственной финансовой политики играют институциональные преобразования, которые вытекают из основных задач государства в области управления. К ним относятся:

• приобретение акций государством в результате капитали­зации просроченной налоговой задолженности организа­ций и их последующая продажа;

• передача в доверительное управление пакетов акций, принадлежащих государству;

• инвентаризация федеральной недвижимости и создание единого реестра федеральной собственности;

• вовлечение в оборот объектов незавершенного строительства;

• приватизация предприятий как единого имущественного комплекса;

• структурные преобразования, направленные на развитие конкуренции и повышение эффективности функциони­рования топливно-энергетического комплекса, железно­дорожного транспорта, отрасли связи и жилищно-коммунального хозяйства;

• совершенствование системы и механизмов ценового и тарифного регулирования на продукцию и услуги естественных монополий; разграничение полномочий по регулированию естественных монополий между федеральными и региональными органами исполнительной власти;

• усиление позиций государства по управлению и контро­лю за приватизационными проектами, инвестиционными программами, финансовыми потоками, банкротством, по­гашением задолженности перед федеральным бюджетом.

5. Финансовая политика государства имеет социальную направленность. К задачам в этой области относятся:

• выплата в полном объеме текущей заработной платы ра­ботникам бюджетной сферы, денежного довольствия воен­нослужащим, других государственных социальных транс­фертов, а также выполнение графика погашения задол­женности по таким группам из федерального бюджета;

• увязка перечисления трансфертов субъектам РФ с выполне­нием их обязательств по финансированию текущих выплат работникам бюджетной сферы из собственных доходов;

• разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, в том числе дифференцированную индексацию пенсий и поэтапную индексацию ставок и окладов работников бюджетной сферы;

• сдерживание роста безработицы и создание условий для расширения занятости;

• реализация пенсионной реформы, обеспечивающей фор­мирование многоуровневой пенсионной системы с устой­чивым финансированием; внедрение элементов накопитель­ного финансирования пенсий;

• упорядочение системы социальных льгот и выплат с пе­ренесением основной части государственной помощи на малообеспеченные слои населения;

• регулирование вынужденной миграции.

6. Для реализации финансовой политики особую важность имеет инвестиционная деятельность, которая включает:

• повышение роли Бюджета развития РФ как источнику финансового обеспечения государственной инвестицион­ной политики;

• создание условий для организованного накопления и ин­вестирования сбережений населения;

• развитие ипотечного кредитования;

• привлечение прямых иностранных инвестиций.

Финансовая политика определяет перспективы развития всех секторов экономики.

Направления финансовой политики государства

Содержание и принципы финансовой политики

Глава 3.3. Финансовая политика

Вся система управления финансами базируется на финансовой политике государства. В разработке финансовой политики участвуют законодательная и исполнительная ветви власти. В современной России, в силу особенности её конституционного строя, приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу. Правительство РФ должно действовать в рамках этого послания с целью реализации основных направлений развития экономики и обеспечения социальной стабильности в обществе.

Финансовая политика — это комплекс мероприятий государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства.

В разработке государственной финансовой политики в России участвуют все ветви государственной власти, но приоритет в ее разработке принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и перспективу.

В зависимости от длительности периода решения поставленных задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. В качестве важнейших направлений финансовой политики выступают бюджетная, налоговая, денежно-кредитная, валютная и инвестиционная политика.

Основной целью финансовой политики является создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения. Для достижения этой цели финансовая политика решает следующие задачи: обеспечение условий для роста объема финансовых ресурсов; обеспечение рационального распределения и эффективного использования финансовых ресурсов; разработка финансового механизма, способствующего достижению поставленной цели.

Государство является главным субъектом проведения финансовой политики. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития на перспективу и определяет тактику действия на предстоящий период.

Финансовая политика государства призвана обеспечивать нормальное функционирование финансовой системы общества и на этой основе эффективно осуществлять свои функции – экономические, социальные, экологические, оборонные и др. Следовательно, финансовая политика является частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования социально-экономических процессов. В то же время финансовая политика – относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации политики государства в любой области общественной деятельности.

В основу осуществления финансовой политики положен ряд общих и частных (специфических) принципов.

К общим принципамобеспечения эффективной финансовой политики относятся:

· учет действия объективных экономических законов;

· учет конкретных исторических условий;

· учет собственного опыта прошлых лет и мирового опыта.

Читать еще:  Государственный финансовый контроль направлен на

К частным (специфическим) принципамможно отнести следующие:

· сбалансированность доходов и расходов во всех звеньях финансовой системы;

· концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития;

· обеспечение рационального построения финансового механизма.

Главной целью финансовой политики является создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышение уровня и качества жизни населения.

Приоритетами финансовой политики можно назвать:

· снижение социальной напряженности;

· оздоровление государственных финансов;

· восстановление нормального функционирования банковской сферы;

· достижение сбалансированности товарных и денежных потоков;

· повышение финансово ―экономической самостоятельности регионов в рамках единого федерального государства;

· создание для регионов равных условий в бюджетно-налоговой сфере;

· искоренение финансовых злоупотреблений и коррупции.

Финансовая политика включает три основных звена:

Рис.17. Финансовая политика

В качестве важнейших направлений государственной финансовой политики выступают: бюджетная, налоговая, денежная, кредитная, ценовая, валютная, таможенная, инвестиционная, социальная и политика в области международных финансов.

Бюджетная политика представляет собой совокупность мероприятий по осуществлению взаимодействия бюджетов разных уровней. Бюджетная политика выражается в структуре доходной и расходной частей бюджета, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом. От характера решения этих вопросов зависит социально ―экономическая направленность бюджетной политики и тип построения модели бюджетного федерализма.

Налоговая политика направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики. Налоговая политика определяет состав налогов, размер их ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов.

Под денежно-финансовой политикойпонимается обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы, а также управление деятельностью финансового рынка.

В кредитно-денежной политикеважное значение имеют эмиссионная, ценовая, валютная, кредитная, ― а в ней, в свою очередь, учетная и инвестиционная политика.

Ценовая политикагосударства выражается в корректировке цен и тарифов на монопольные товары и услуги.

Валютная политикапредставляет собой совокупность экономических, юридических и организационных форм и методов в области валютных отношений, осуществляемых государством и международными валютно-финансовыми организациями.

Таможенная политикавыражается, с одной стороны, в ограничении или расширении доступа на внутренний рынок товаров и услуг, а с другой – в поощрении либо сдерживании экспорта товаров и услуг из страны.

Инвестиционная политикапредставляет собой комплекс мероприятий по созданию условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в реальный сектор экономики. В настоящее время она направлена на повышение роли Бюджета развития РФ как источника финансового обеспечения государственной инвестиционной политики; развитие ипотечного кредитования; создание условий для инвестирования сбережений населения в экономику.

Социальная финансовая политикасвязана, прежде всего, с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции РФ. В настоящее время она охватывает пенсионную политику, иммиграционную политику, политику финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.

Политика в области международных финансовнаправлена на продолжение интеграции России в мировую финансовую систему; вступление во Всемирную торговую организацию; урегулирование внешней задолженности России в рамках Парижского и Лондонского клубов; укрепление позиций России в Международном валютном фонде и Мировом банке реконструкции и развития; расширение финансового сотрудничества со странами Центральной и Юго-Восточной Азии; повышение устойчивости рубля по отношению к иностранным валютам.

Основные направления финансовой политики

Государственная финансовая политика — элемент макроэкономической политики. В настоящее время государственная финансовая по­литика России направлена на преодоление последствий финансово-экономического кризиса, стабилизацию социально-экономической ситуации в стране.

Финансовая политика включает следующие направления:

1) налоговую политику;

2) бюджетную политику;

3) денежно-кредитную политику;

4) институциональные преобразования;

5) инвестиционную политику;

6) социальную политику.

Для реализации финансовой политики необходимо:

• снижение социальной напряженности;

• оздоровление государственных финансов;

• восстановление нормального функционирования банков­ской сферы;

• сбалансированность товарных и денежных потоков;

• разумное расширение финансово-экономической само­стоятельности регионов в рамках единого федеративного государства;

• искоренение финансовых злоупотреблений и коррупции.

1. Важной составной частью финансовой политики является налоговая политика. Она должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового поло­жения реального сектора экономики. Ее основные задачи:

• комплексное реформирование налогового законодатель­ства в целях оптимизации налоговой базы, снижения уровня неплатежей;

• пересмотр существующих налоговых и таможенных льгот;

• введение единого реестра налогоплательщиков;

• ужесточение налогового администрирования;

• реструктуризация пеней и штрафов по платежам в бюд­жет и государственные внебюджетные фонды.

2. Разрешение бюджетного кризиса является первостепенной задачей бюджетной политики. Наиболее актуальные задачи в этой области:

• введение экспортных пошлин в целях обеспечения об­служивания и погашения внешнего долга;

• принятие мер по перечислению дивидендов на акции, находящиеся в государственной собственности, прибыли Банка России в федеральный бюджет;

• реализация программ экономии государственных расхо­дов;

• централизация всех доходов и средств федерального бюджета на счетах органов Федерального казначейства;

• проведение ревизии федеральных целевых программ с целью их оптимизации;

• обеспечение государственной монополии на производст­во и оборот алкогольной продукции;

• проведение связанных расчетов с использованием меха­низма целевого финансирования расходов по погашению задолженности бюджетным организациям и другим полу­чателям средств федерального бюджета;

• реструктуризация государственного долга;

• инвентаризация внешних и внутренних заимствований, результатов их использования.

3. Важнейшая задача денежно-кредитной политики — преодо­ление банковского кризиса, восстановление доверия к банков­ской системе и стимулирование организованных сбережений населения. Задачи денежно-кредитной политики:

• реструктуризация банковской системы;

• совершенствование порядка контроля за соблюдением банками обязательных нормативов;

• сглаживание колебаний курса рубля к иностранным валютам;

• пополнение валютных запасов государства и снижение оттока капиталов за границу;

• активизация закупок добываемого золота для пополнения Государственного фонда

• усиление таможенного контроля.

4. Большую роль в реализации государственной финансовой политики играют институциональные преобразования, которые вытекают из основных задач государства в области управления. К ним относятся:

• приобретение акций государством в результате капитали­зации просроченной налоговой задолженности организа­ций и их последующая продажа;

• передача в доверительное управление пакетов акций, принадлежащих государству;

• инвентаризация федеральной недвижимости и создание единого реестра федеральной собственности;

• вовлечение в оборот объектов незавершенного строительства;

• приватизация предприятий как единого имущественного комплекса;

• структурные преобразования, направленные на развитие конкуренции и повышение эффективности функциони­рования топливно-энергетического комплекса, железно­дорожного транспорта, отрасли связи и жилищно-коммунального хозяйства;

• совершенствование системы и механизмов ценового и тарифного регулирования на продукцию и услуги естественных монополий; разграничение полномочий по регулированию естественных монополий между федеральными и региональными органами исполнительной власти;

Читать еще:  Основные задачи финансовой деятельности государства

• усиление позиций государства по управлению и контро­лю за приватизационными проектами, инвестиционными программами, финансовыми потоками, банкротством, по­гашением задолженности перед федеральным бюджетом.

5. Финансовая политика государства имеет социальную направленность. К задачам в этой области относятся:

• выплата в полном объеме текущей заработной платы ра­ботникам бюджетной сферы, денежного довольствия воен­нослужащим, других государственных социальных транс­фертов, а также выполнение графика погашения задол­женности по таким группам из федерального бюджета;

• увязка перечисления трансфертов субъектам РФ с выполне­нием их обязательств по финансированию текущих выплат работникам бюджетной сферы из собственных доходов;

• разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, в том числе дифференцированную индексацию пенсий и поэтапную индексацию ставок и окладов работников бюджетной сферы;

• сдерживание роста безработицы и создание условий для расширения занятости;

• реализация пенсионной реформы, обеспечивающей фор­мирование многоуровневой пенсионной системы с устой­чивым финансированием; внедрение элементов накопитель­ного финансирования пенсий;

• упорядочение системы социальных льгот и выплат с пе­ренесением основной части государственной помощи на малообеспеченные слои населения;

• регулирование вынужденной миграции.

6. Для реализации финансовой политики особую важность имеет инвестиционная деятельность, которая включает:

• повышение роли Бюджета развития РФ как источнику финансового обеспечения государственной инвестицион­ной политики;

• создание условий для организованного накопления и ин­вестирования сбережений населения;

• развитие ипотечного кредитования;

• привлечение прямых иностранных инвестиций.

Финансовая политика определяет перспективы развития всех секторов экономики.

Направления финансовой политики

Сущность финансовой политики

Под финансовой политикой в общем смысле слова принято понимать целенаправленное использование финансов для достижения целей и решения задач стратегического и тактического характера.

Финансовая политика может осуществляться как на уровне государства в целом, так и на уровне отдельно взятого субъекта хозяйствования. Финансовая политика предприятия является составной частью его общей экономической политики. Она представлена совокупностью мероприятий по формированию, организации и использованию финансовых ресурсов субъекта хозяйствования для достижения целей, перед ним стоящих. Иначе говоря, финансовую политику организации можно определить в качестве формы реализации финансовой стратегии предприятия в рамках всего множества аспектов его финансовой и экономической деятельности.

Содержание финансовой политики находит свое отражение в разработке общей финансовой концепции, определении ее направлений, формулировании целей и постановке задач, создании адекватного финансового механизма и управлении финансовой деятельностью субъекта хозяйствования в цело

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Финансовая политика может приобретать одну из следующих форм. В зависимости от направления управленческого воздействия она может быть внешней либо внутренней. По времени проведения и в зависимости от целей, перед ней стоящих, финансовая политики делится на долго- и краткосрочную. И в том, и в другом случае, можно выделить одни те же ее направления. Рассмотрим их более подробно.

Базовые направления финансовой политики

Отталкиваясь от общей классификации финансовой политики по признаку направленности управленческого воздействия в качестве ее базовых направлений можно выделить следующие:

  • внешнее направление;
  • внутреннее направление.

В первом случае финансовая политика предприятия будет нацелена на оптимальное использование возможностей, предоставляемых различными сегментами международного и финансового рынков, для развития организации. Во втором случае она будет ориентирована на оптимизацию финансовых процессов и отношений, которые происходят внутри самого хозяйствующего субъекта.

Помимо этого считается, что финансовая политика на уровне отдельно взятого субъекта хозяйствования (организации, предприятия, фирмы) имеет два основных направления, тесно взаимосвязанных между собой (рисунок 1).

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Рисунок 1. Базовые направления финансовой политики на микроуровне. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Финансовая политика в области доходов ориентирована на формирование и накопление фондов денежных средств, необходимых для финансирования деятельности хозяйствующей организации. В качестве источников финансовых ресурсов могут выступать как собственные, так и привлеченные извне средства. Первые формируются за счет уставного капитала, средств специальных фондов и резервов, нераспределенной прибыли. Внешние источники финансирования могут быть представлены привлеченными и заемными средствами.

Доходное направление финансовой политики нередко считается определяющим, поскольку именно из политики доходов (в частности – ее целей) вытекают цели и мероприятия в разрезе налоговой, учетной, рыночной, операционной, кредитной и инвестиционной политики. Все они также считаются ее направлениями (ответвлениями).

Финансовая политика в области расходов направлена на планирование, организацию и координацию затрат, которые с одной стороны являются источником потребления финансовых ресурсов, а с другой стороны – служат необходимым элементом воспроизводственного процесса. Как правило, каждая компания в рамках становления и функционирования системы управления финансами стремиться к сокращению затратной части бизнеса и минимизации издержек.

Планирование каждого из представленных выше направлений финансовой политики обеспечивается посредством соответствующих служб предприятия (как правило, финансово-экономической). Приоритетность того или иного направления в значительной степени определяется финансовым состоянием хозяйствующего субъекта, а также целями развития компании.

Основные направления разработки финансовой политики предприятия

Помимо базовых векторов финансовой политики в экономике принято выделять направления ее разработки. Они включают в себя:

  • анализ финансово-экономического состояния хозяйствующего субъекта;
  • разработку кредитной политики организации;
  • выработку учетной и налоговой политики компании;
  • управление издержками и выбор политики амортизации объектов основных средств;
  • управление оборотными средствами, дебиторской и кредиторской задолженностью.

Все эти направления отражают собой некий алгоритм формирования, анализа и оценки политики компании в сфере управления, построения и координации финансовых ресурсов и финансовых отношений.

Финансово-экономический анализ формирует информационную базу для принятия обоснованных решений в сфере управления финансами предприятия. Его основными компонентами выступает вертикальный и горизонтальный анализ, анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности, коэффициентный и трендовый анализ.

Кредитная политика организации представляет собой система правил и мер, ориентированных на осуществление контроля над привлечением и использованием кредитных (заемных) средств.

Учетная политика фиксирует в себе базовые аспекты организации учетного процесса в организации, а налоговая определяет общую методику ведения налогового учета, формирования, исчисления и оптимизации налоговых показателей.

Определяющую роль в хозяйственном процессе играет управление издержками. Не стоит забывать, что их минимизация выступает одной из базовых целей финансовой политики, поскольку сокращение затрат, при прочих равных условиях, способствует максимизации прибыли хозяйствующего субъекта.

Не менее важную роль играет управление оборотными средствами, задолженностью дебиторов и кредиторов, ведь от этого зависит большая часть показателей деловой активности предприятия.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector