Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методы финансирования государственных расходов

Рассмотрите методы и формы финансирования государственных расходов

Рассмотрите методы и формы финансирования государственных расходов

Государственные расходы должны обеспечить наиболее полное удовлетворение государственных потребностей при максимально эффективном использовании средств. В связи с этим существуют два метода финансирования государственных расходов, определяемые особенностями хозяйствования: финансирование хозрасчетных предприятий и организаций; смет- но-бюджетное финансирование.
Как способ, в исключительных случаях применяется эмиссионное финансирование за счет выпуска наличных денег в обращение и кредитной эмиссии (безналичной).
В первом случае расходы производятся за счет собственных ресурсов, кредитов банка и в недостающей части — за счет бюджетных ассигнований.
В сметном порядке финансируются затраты на социально-культур- ные мероприятия, содержание органов государственной власти и управления, оборону, определяемые на основе особых документов — смет. Учреждения и организации, финансируемые в сметном порядке, называются бюджетными.
Применяются следующие формы бюджетного финансирования: дотации, субвенции, субсидии.
При дотациях денежные средства выделяются в безвозвратном порядке из бюджета и внебюджетных фондов для покрытия убытков предприятий и организаций, а также для сбалансирования нижестоящих бюджетов.

Данная форма была распространена в виде возмещения разницы в ценах на сельскохозяйственную продукцию, поддержание социально-приемлемых цен на отдельные продукты и товары, на покрытие убытков жилищно-комму- нального хозяйства, частичное возмещение издержек театрально-зрелищ- ных и других организаций непроизводственной сферы.
Субвенции — форма целевой государственной финансовой помощи на программы и мероприятия по обеспечению социальной поддержки населения и другие цели; в случае нарушения целевого использования средства подлежат возврату.
Субсидии — пособия в денежной или натуральной форме за счет средств бюджета, внебюджетных и специальных фондов на безвозвратное финанси-рование определенных мероприятий на долевой основе.
Перечисленные формы (в случаях их нормального осуществления) принимают вид трансфертного финансирования. Трансферты, в широком смысле безвозмездная и невозвратная передача средств при их перераспределении для финансирования определенных потребностей из бюджета и внебюджетных фондов. Как правило, это выплаты по социальному страхованию и обеспечению, пособий по безработице, на содержание системы образования, здравоохранения, культуры и т.д.

Охарактеризуйте макроэкономическое равновесие и финансы

Воздействие на социально-экономические процессы с применением разнообразных форм и методов как косвенных, так и прямых, включает финансовые их виды. Такое воздействие имеет целью обеспечить эволюцию национального хозяйства, сопровождающуюся экономическим ростом, последовательное неуклонное развитие социальной сферы в определенных временных периодах функционирования данной социально-экономической системы.

В процессах регулирования экономики необходимо иметь в виду, что достижение общего макроэкономического равновесия возможно только в теоретических схемах.

Состояние макроэкономического равновесия предполагает сбалансирование важнейших экономических параметров, таких, как:

1) спроса и предложения;

2) товарной и денежной масс;

3) сбережений и инвестиций;

4) инфляции и безработицы;

5) производительности труда и его оплаты;

6) финансовых ресурсов и социально-экономических потребностей общества;

7) доходов и расходов государственного бюджета;

8) размеров бюджетного дефицита и источников его покрытия;

9) актива и пассива платежного баланса.

Кроме того, на макроэкономический уровень выходит дисбаланс интересов, потребностей и стоящих за ними возможных ресурсов крупных экономических объектов: секторов, отраслей национального хозяйства, регионов, хозяйственных комплексов. Если добавить к этому необходимость сбалансирования потребностей и ресурсов на последующих уровнях хозяйствования, которые интегрируют компоненты потребностей и ресурсов на все вышеперечисленные параметры и объекты регулирования, то придется согласиться, что задача достижения полного экономического равновесия становится иллюзорной. Для реальной экономической действительности (как и для любой экономической системы) свойственно «нормальное состояние «неравновесия», которое отражает на данный момент вынужденное динамическое равновесие действующих в обществе противоречивых сил и тенденций, стереотипов хозяйственного поведения, разнонаправлен-ных интересов. Совокупность множества таких частичных состояний характеризует определенную сбалансированность всех экономических параметров, с большей или меньшей степенью удовлетворяющих потребности с учетом возможностей экономических агентов и, соответственно, отклоняющуюся от состояния идеального равновесия на эту же степень. Поэтому и предполагается периодическое изменение форм и методов воздействия при эволюции экономической системы из одного состояния частичного равновесия в другое, отвечающее улучшению сбалансированности большего количества экономических параметров и обеспечивающее более эффективное использование ресурсов общества.

3 расскройте понятие государственный бюджет как основной финансовый план государства

Важнейшим оперативным финансовым планом является Государственный бюджет. Он имеет ряд существенных отличий от сводного финансового баланса. В нем отражаются не все доходы государства, а только их централизуемая часть. В сводном финансовом балансе данные о доходах и расходах государства приводятся в укрупненном виде, в целом по национальному хозяйству, а государственный бюджет имеет высокую степень детализации.

В бюджете указаны конкретные наименования платежей в бюджет и их плательщики, назначение и их получатели

Государственный бюджет представляет собой экономические отношения, возникающие между государством и другими участниками общественного производства в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта путем образования централизованного фонда денежных средств государства и его использования на цели расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Государственный бюджет, представляющий по форме показатели образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.
Государственный бюджет является объективной экономической категорией, выражает часть финансовых отношений общества по поводу распределения и перераспределения общественного продукта в денежной форме.

рассмотрите методы и формы финансирования государственных расходов

Государственные расходы должны обеспечить наиболее полное удовлетворение государственных потребностей при максимально эффективном использовании средств. В связи с этим существуют два метода финансирования государственных расходов, определяемые особенностями хозяйствования: финансирование хозрасчетных предприятий и организаций; смет- но-бюджетное финансирование.
Как способ, в исключительных случаях применяется эмиссионное финансирование за счет выпуска наличных денег в обращение и кредитной эмиссии (безналичной).
В первом случае расходы производятся за счет собственных ресурсов, кредитов банка и в недостающей части — за счет бюджетных ассигнований.
В сметном порядке финансируются затраты на социально-культур- ные мероприятия, содержание органов государственной власти и управления, оборону, определяемые на основе особых документов — смет. Учреждения и организации, финансируемые в сметном порядке, называются бюджетными.
Применяются следующие формы бюджетного финансирования: дотации, субвенции, субсидии.
При дотациях денежные средства выделяются в безвозвратном порядке из бюджета и внебюджетных фондов для покрытия убытков предприятий и организаций, а также для сбалансирования нижестоящих бюджетов.

Данная форма была распространена в виде возмещения разницы в ценах на сельскохозяйственную продукцию, поддержание социально-приемлемых цен на отдельные продукты и товары, на покрытие убытков жилищно-комму- нального хозяйства, частичное возмещение издержек театрально-зрелищ- ных и других организаций непроизводственной сферы.
Субвенции — форма целевой государственной финансовой помощи на программы и мероприятия по обеспечению социальной поддержки населения и другие цели; в случае нарушения целевого использования средства подлежат возврату.
Субсидии — пособия в денежной или натуральной форме за счет средств бюджета, внебюджетных и специальных фондов на безвозвратное финанси-рование определенных мероприятий на долевой основе.
Перечисленные формы (в случаях их нормального осуществления) принимают вид трансфертного финансирования. Трансферты, в широком смысле безвозмездная и невозвратная передача средств при их перераспределении для финансирования определенных потребностей из бюджета и внебюджетных фондов. Как правило, это выплаты по социальному страхованию и обеспечению, пособий по безработице, на содержание системы образования, здравоохранения, культуры и т.д.

Методы финансирования государственных расходов

Тема№6: Система государственных расходов.

6.1 Экономическое содержание государственных расходов.

6.2. Классификация государственных расходов.

6.3 Принципы организации и методы финансирования государственных расходов.

Государственные расходы- это совокупность финансовых отношений между государством и юридическими и физическими лицами, связанные с распределением части стоимости ВВП. Они конкретизируют распределительную функцию финансов на завершающей стадии распределительного процесса в связи с использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств для выполнения функции государства. Общественное назначение государственных расходов состоит в обеспечении потребностей общественной сферы деятельности, финансовыми ресурсами. Категория государственных расходов проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых характеризуется:

Читать еще:  Финансовая система государства схема

-качественное

-количественное

Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение государственных расходов, а количественное их величину. Экономическое содержание государственных расходов неоднородна и определяется их целевым назначением. Одни расходы выражают конечное потребление ВВП др. материализуются в инвестициях. Государственные расходы способствуют претворению в жизнь концепции человеческого развития, ориентирующей экономическое развитие не только на увеличение темпов экономического роста, но и на развитие человека и основывающийся на 4 принципах:

1-производительности(продуктивности), граждане должны иметь возможность повышать продуктивность своей жизнедеятельности полноценно участвуя в процессе формирования доходов. Поэтому экономический рост является одной из составляющих развития человеческого потенциала.

2-равенство , все граждане изначально должны иметь возможность экономической жизни и поэтому все барьеры, препятствующие предоставлению таких возможностей должны быть устранены.

3-устойчивость , доступ к возможностям должен быть обеспечен не только для нынешнего, но и для будущих поколений.

4-расширение возможностей, развитие должно осуществляться в интересах граждан и усилиями их самих. Граждане должны всемирно принимать участие в процессах принятия решений определяющих их жизнь.

Объем, состав и структура государственных расходов обуславливают результат функционирования финансовой системы. От состава и структуры государственных расходов зависит воспроизводственные пропорции, обеспечение социальной сферы, возможность создания необходимых резервов, национальная безопасность и т.д.

Государственные расходы осуществляются за счет средств бюджетной системы, правительственных внебюджетных фондов, за счет фондов международных финансовых организаций и децентрализованных средств государственных предприятий и организаций.

В рыночной экономике объектами государственных расходов являются следующие сферы деятельности:

социальные выплаты – это образование, здравоохранение, социальное обеспечение и социальное страхование.

национальная оборона – это расходы на содержание армии, миротворческих сил .

внутренняя безопасность – это полиция, судебно правовая система, пожарная охрана и др.

-экономическая деятельность – это субсидии к промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, районам особого неблагоприятствования РФ, государственное предпринимательство.

-выплата процентов по государственному долгу, а также расходы на содержание дипломатических служб, гранды местным властям, и.т.д.

-прочие расходы.

Система государственных расходов – это совокупность конкретных видов государственных расходов тесно взаимосвязанных между собой. Они подразделяются в классическом варианте на:

-управление

-военные

-экономического характера

-социально культурные

Классификация государственных расходов – это группировка расходов по определенным признакам:

1.по роли в воспроизводстве:

— в сферу материального воспроизводства

— в непроизводственную сферу

— создание государственных резервов

Государственные расходы подразделяются на:

Если к государственным расходам противостоят выраженные в труде услуги то происходит трансформация потоков государственных денежных средств в другие блага. Среди них выделяют:

-государственное потребление — это зарплата работников государственного сектора, платежи за товары, дотации в производстве, межбюджетные субсидии и суды в части, используемой на выше указанные цели.

-государственные инвестиции — вложение в основной капитал и прирост оборотных фондов государственных предприятий, инвестиционные субсидии, создание государственных запасов и резервы долгосрочные бюджетные кредиты.

Если расходы государства направляются на выплату различного рода пенсий, пособий, то происходит специфическая, опосредованная государством передача средств – трансферт.

-от налогоплательщиков к получателям данных выплат

2.по целевому назначению:

-текущий (связан с государственным потреблением, текущими субсидиями и трансфертами).

-капитальный( связан с финансированием инвестиционной и инновационной деятельностью).

3. по экономическому содержанию подразделяют на зарплату, стипендии, пенсии и пособия, медикаменты, питание, ремонт, приобретение инвентаря и др.

4. по территориальному признаку:

5. по критерию ориентации:

-обслуживание людей(личные доходы)

-обслуживание капитала (текущие вложения и инвестиции)

6. функциональный признак – соответственно расходы делятся:

-Плановость – это один из основных принципов организации государственных расходов.

Планирование, как составная часть планирования экономического и социального развития, должно опираться на научно обоснованные нормы и нормативы. В ходе планирования государственных расходов определяется оптимальное соотношение централизованных и децентрализованных источников финансирования.

-Безвозвратность – означает что выделяемые средства не требуют обязательного их возмещения, как при кредитном методе, при котором средства должны быть возвращены заемщикам в определенный срок и с уплатой процента. В современных условиях необходимо увязывать в единой системе принцип безвозвратного расходования средств с наиболее результативным инвестированием.

Целевая направленность – означает что государственные расходы определяются строго по целевому назначению предусмотренному в утвержденных бюджетах, финансовых планах и сметах учреждения.

-Соблюдение режима экономии и эффективного расходования средств. Режим экономии представляет собой систему форм и метода последовательной минимизации затрат, ресурсов, относительно получаемого результата, отношение конечного результата процесса ( программы проекта, к затратам по достижению результатов).

Мера выполнения планов – это выполнение производственных и сметных показателей и осуществление плановых мероприятий.

Важное значение в правильной организации государственных расходов существуют следующие формы финансирования:

-самофинансирование (используются государственные предприятия для покрытия своих расходов за счет собственных ресурсов, прибыли, а при их недостачи используются кредитные ресурсы и заемные средства).

-бюджетное финансирование, делится на 2 вида:

а)государственные предприятия (для покрытия текущих и инвестиционных затрат)

б)государственными структурами разного уровня управления прибегающие к заимствованию денежных средств на финансовом рынке в форме государственного кредита.

Существуют 2 метода финансирования государственных расходов:

1- финансирование предприятий и организаций функционирующих на коммерческой основе.

2- Бюджетное финансирование государственных предприятий (реализация крупных проектов и программ).

Удельный вес государственных расходов на социально – культурные мероприятия к общему объему расходов и выражен в процентах.

G GSC

W = *100%

GSC G

GSC — государственные расходы на социально – культурные мероприятия

G – объем государственных расходов.

*Удельный вес государственных расходов на социально – культурные мероприятия к ВВП и выражена в процентах.

GDP GDP

W = *100%

GSC GSC

Удельный вес государственных расходов на социально – культурные мероприятия по категории к общему объему государственных расходов на социально – культурные мероприятия и выражается в процентах.

GSC GSCi

W = *100% — категория социально – культурных мероприятий

Принципы организации системы государственных расходов;

Государственные расходы осуществляются из различных фондов: как централизованных (бюджеты различных уровней, а также госу­дарственные внебюджетные фонды), так и децентрализованных (фон­ды государственных предприятий).

В настоящий период в странах со смешанной экономикой определя­ющими остаются централизованные государственные расходы, а госу­дарственный бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

Расходы бюджета представляют собой финансирование зат­рат, необходимых для осуществления государством своих конститу­ционных функций. Таким образом, расходы государственного бюдже­та уже государственных расходов. Через государственный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации соци­альной политики на всей ее территории.

Основная часть расходов местных бюджетов приходится на соци­альные мероприятия и управление местным хозяйством: финансиро­вание муниципального строительства, дорожного хозяйства, бытовых учреждений, общественного транспорта, затрат на просвещение, здра­воохранение.

Расходы, относящиеся к финансам государственных предприятий, охватывают два вида затрат — текущие, которые связаны с обеспечени­ем функционирования этих предприятий, и капитальные, т. е. инвести­ции, идущие на обновление и расширение основного капитала. В соста­ве текущих расходов основное место занимает заработная плата, а также затраты по различным элементам, обеспечивающим производство про­дукции или предоставление услуг. Среди инвестиций наиболее крупные расходы относятся к пополнению парка оборудования, строительно-монтажным работам. Расходы государственных предприятий подчине­ны задаче обеспечения воспроизводства общественного капитала, сти­мулирования получения монополиями высоких прибылей.

Расходы государства осуществляются разными способами: финан­сированием и путем представления ссуд и кредитов. Основной способ осуществления государственных расходов — это финансирование, т. е. безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в разных формах для осуществления соответствующей деятельности. Составной частью финансирования является бюджетное финансиро­вание, т. е. выделение денежных средств из бюджета соответствующе­го уровня.

Безвозмездность и безвозвратность финансирования отли­чают его от кредитования, предоставления ссуд, выделяемых из бюджета соответствующего уровня, которые относятся также к госу­дарственным расходам. Финансирование осуществляется в различных формах, которые зависят от субъекта, которому предназначаются го­сударственные средства. Формы и методы финансирования государ­ственных расходов определяются сущностью производственных отно­шений, экономической природой и функциями государства.

Читать еще:  Пути финансирования дефицита государственного бюджета

При осуществлении государственных расходов из любых источни­ков, при использовании любых способов всегда должны соблюдаться финансовая дисциплина, принципы законности, эффективности и це­лесообразности.

Совокупность конкретных видов государственных расходов, тесно взаимосвязанных между собой, составляет систему государственных расходов. Организационное построение данной системы базируется на определенных принципах, устанавливаемых государством. К числу важнейших из них относятся: целевое направление средств безвоз­вратность расходования государственных ресурсов, бесплатность со­блюдение режима экономии, контроль за их использованием.

Целевое направление средствозначает, что государственные расхо­ды осуществляются строго по целевому назначению в соответствии с направлениями расходования, предусмотренными в финансовых планах. Основными целевыми направлениями государственных расходов в коммерческой сфере деятельности являются капитальные вложения и финансирование оборотных средств, в некоммерческой — заработная плата, затраты на текущее содержание, капитальные вложения и т. п.

Государство устанавливает приоритетность тех или иных потребнос­тей, регламентируя порядок их удовлетворения, исходя из экономичес­кой политики и имеющихся ресурсов. Однако в прошлом реальная эф­фективность использования государственных средств существенно отличалась от предусмотренной в плане, так как жесткая регламентация сковывала инициативу, мешала проявлению творческой предприимчиво­сти людей, ответственных за использование государственных средств.

Принцип безвозвратности расходованиягосударственных ресурсов означает, что средства, использованные на финансирование народного хозяйства, социальные и другие цели, не нуждаются в обязательном их возмещении. Этот режим расходования финансовых ресурсов отличает­ся, например, от использования кредитных средств. Однако следование принципу безвозвратности не означает, что можно быть безразличным к итогу использования государственных ресурсов. Порядок и условия их инвестирования в различные виды затрат должны быть такими, чтобы способствовать развитию экономики и культуры, повышению произво­дительности труда и росту национального дохода, а в конечном итоге при­водить к общему увеличению государственных финансовых ресурсов.

Бесплатностьозначает, что выделение бюджетных средств произ­водится без уплаты государству каких-либо доходов в виде процентов или других видов оплаты ассигнований.

Достижению наибольшей результативности в процессе осуществле­ния государственных расходов отвечает такой принцип их организа­ции, как соблюдение режима экономии. Он может быть охарактеризо­ван как система форм и методов последовательной минимизации затрат относительно получаемого результата. Этот принцип не всегда связан с сокращением расходов, но обязательно предполагает наибо­лее целесообразное их осуществление.

Контрольнаправлен на борьбу с бесхозяйственностью и расточи­тельством, на соблюдение законности и требований финансовой дис­циплины при расходовании средств.

Государственные расходы: виды. Государственные расходы, их экономическое и социальное значение

Государственные расходы – это род деятельности, который урегулирован правовыми нормами и направлен на расходование бюджетных средств для обеспечения жизнедеятельности населения страны, развития производства, оборону державы, удовлетворение социальных, экономических и культурных потребностей.

Основные моменты

Государственные расходы зависят от правительственных задач в текущем финансовом году. Они осуществляются из разных фондов. Из централизованных, в которые входят бюджеты всех уровней, а также из государственного внебюджетного фонда и децентрализованного, что включают фонды госпредприятий и организаций. Обязательным условием является и использование таких способов, как кредиты и ссуды.

  • экономические;
  • военные;
  • социальные;
  • покрывающие внешнеполитическую деятельность;
  • идущие на содержание аппарата управления.

Иногда к основным затратам прибавляются и незапланированные.

Государственные и муниципальные расходы – это безвозмездное и безвозвратное выделение средств на функционирование и развитие предприятий или учреждений для выполнения их функций. Это означает, что эти затраты не возвращаются в казну, и она наполняется за счет других средств.

Виды расходов бюджета: бюджетный кредит

Любое законодательство подразумевает несколько других вариантов государственных расходов. Бюджетный кредит – это возможность выделения денежных средств из казны с последующим возвратом и возмездием.

Этот вид расходов не распространяется на государственные и муниципальные учреждения, только на юридические лица и иностранные державы. Обязательное условие – возврат с оговоренными заранее процентами.

Источники государственных расходов

На сегодняшний день основой финансирования муниципальных растрат являются в первую очередь инвестиции, долгосрочные вложения, а также средства госбюджетов. Источниками государственных расходов выступают фонды министерств, ведомств, внебюджетные активы, финансовые ресурсы предприятий и организаций. Все эти средства могут быть наделены платной или же безвозмездной основой.

Принципы финансирования государственных расходов

  1. Плановость. В соответствии с этим принципом государственные расходы должны соответствовать муниципальным планам и программам.
  2. Безвозвратность и безвозмездность выделенных средств. Исключаются только те случаи, которые устанавливаются действующим законодательством.
  3. Контроль. Политика государственных расходов должна быть прозрачной. За использованием средств ведется наблюдение и правонарушения влекут за собой ответственность.

Правовые режимы финансирования

К первому можно отнести финансирование государственных коммерческих предприятий. В этом случае имущество закреплено на правах хозяйственного владения. Ко второму режиму финансирования относится обеспечение денежными средствами муниципальных предприятий, которые относятся к некоммерческим. Здесь действуют права оперативного управления имуществом.

Государственные единые предприятия, которые основаны на праве хозведения, должны покрывать любые производственные и непроизводственные расходы за счет доходов организации. Если это невозможно, то руководство пользуется банковскими кредитами.

Нормы государственных расходов

Для того чтобы страна развивалась, функционировала во всех отраслях, на законодательном уровне устанавливаются определенные правила. Норма расходов – это единый измеритель растрат по однородным предприятиям. Их подразделяют на обязательные и необязательные. К первым относятся: ставка заработной платы, командировочные, отпускные. К необязательным – траты на содержание рабочих сооружений, в том числе отопление и освещение.

Нормы расходов также могут быть материальными и денежными. К первым относятся натуральные средства на единицу измерения растрат, например, объем продуктов на одного заключенного, находящегося в местах лишения свободы.

Виды государственных расходов включают также индивидуальные и комбинированные. Например, питание в больнице и обслуживание одного пациента – это одна цель, соответственно, норма расходов – индивидуальная. Комбинированная проявляется в том случае, если таких расходов образуется несколько. Например, полное медицинское обслуживание больного в сутки.

Расход бюджетных средств

Разумеется, что за государственными денежными средствами ведется пристальное наблюдение. Предприятия и организации не могут растрачивать на личные нужды, такие как новая мебель в кабинет или отпуск на море за счет организации.

Государственный бюджет покрывает такие расходы учреждений:

  • оплата труда в соответствии с трудовыми договорами (сюда относятся работники госорганов или, как их принято называть, бюджетники);
  • командировочные, отпускные и больничные, которые также прописаны в трудовом договоре;
  • оплата поставок товаров;
  • уплата налогов и других сборов в бюджетную систему страны;
  • возмещение вреда, в случае его получения на рабочем месте или при выполнении своих должностных обязанностей.

Экономика государственных расходов построена на функционировании организаций и обеспечении жизнедеятельности общества.

Все затраты учреждений обязательно лимитированы. Не допускаются растраты денежных средств государства на другие нужды. В случае невыполнения этих условий, нарушители караются по всей строгости закона.

Общественные государственные расходы

Этим термином обозначают использование денежных ресурсов в целях обеспечения некоторых слоев населения необходимыми благами.

Существует три основные группы общественных государственных расходов. К первой относится финансирование или производство товаров широкого спектра (например, оборонный заказ). Вторую группу направляют на удовлетворение нужд тех членов общества, которые не могут самостоятельно себя обеспечить (сироты, инвалиды, пенсионеры). Третья группа – это расходы на социальное страхование (в случае болезни, чрезвычайного происшествия, сюда же относятся и выплаты по безработице).

Способы финансирования

Расходы государственного бюджета включают в себя несколько способов финансирования.

  1. Закупка товаров и услуг у частных предприятий.
  2. Субсидирование организаций, которые включены в программу государственной поддержки.
  3. Финансирование растрат муниципальных предприятий.
  4. Выплаты лицам, попадающим под специальные программы.
  5. Обязательное социальное страхование.

Данные формы финансирования часто выступают в качестве дополняющих или взаимозаменяемых друг друга. Например, в программу помощи инвалидам входят расходы на содержание домов, где проживают люди с ограниченными возможностями, на обеспечение медикаментами, закупку специального оборудования. Сюда же включена и заработная плата персонала.

Или другой пример, когда в связи с естественной монополией на рынке фирма изготавливает социально значимый продукт. Государство вынуждает ставить низкую цену, а потому убытки, которые несет предприятие, покрываются из бюджета страны. Но в этом случае тоже есть два способа действий: компенсация потери или же национализация целой отрасли. Следует отметить, что в большинстве стран предприятия-монополисты принадлежат государству. И все их затраты покрываются за счет налогоплательщиков.

Читать еще:  Органы государственной власти осуществляющие финансовый контроль

Социальная поддержка

Другим важнейшим направлением общественных расходов является социальная поддержка. Она дает возможность перераспределить расходы государственного бюджета на различные группы населения. Важно понимать разницу между ситуацией, когда человек нуждается в помощи и получает ее за счет других физических лиц (налогообложение) и тем случаем, когда он пользуется выплатой из специального фонда, накопленного ним самим же (социальное страхование).

Для того чтобы увеличить эффективность функционирования механизмов социальной защиты общества, нужно определиться с масштабами распределения. Это делается следующим образом:

  1. Те индивиды, которые не в состоянии делать вклады в формирование страховых фондов, должны быть обеспечены социальной помощью в пределах установленных государством гарантий.
  2. Остальное население должно быть охвачено обязательным страхованием, но тоже в пределах устанавливаемых гарантий, которые диктуются справедливостью и эффективностью.
  3. Государство должно следовать политике, которая позволяет дополнять обязательное общественное страхование добровольно-частным.

Именно благодаря наличию государственного бюджета экономически развитая страна имеет возможность использовать свои финансовые ресурсы на участках социального развития. Правительственный аппарат ежегодно принимает решения, связанные с казной, вносятся поправки и изменения в действующее законодательство для обеспечения достойного проживания жителей на данной территории. При помощи бюджета происходит и распределение национального дохода между сферами общественной деятельности.

Доходы госбюджета

Государственные доходы и расходы формируются за счет экономической деятельности организаций, физических или юридических лиц. В большей степени казну пополняют налоги, которые платят как центральные, так и местные органы власти. Меньше средств поступает благодаря внешнеэкономическим факторам, а также от доходов госучреждений. Маленький процент составляют средства, вырученные из целевых фондов сметы.

Государственный бюджет Российской Федерации пополняется в большей степени за счет налогов – всего 84%, в то время как доход от целевых фондов составляет около 10%.

В общем виде государственный бюджет представляет собой план доходов и расходов страны на текущий год, который составлен в форме баланса и имеет законодательную подоплеку. Каждой стране присуща своя система.

В современных экономических условиях по причине проведения активной государственной политики совершается значимое увеличение расходов. Этот рост предсказал известный немецкий экономист Адольф Вагнер. Он первым сформулировал так называемый закон о возрастании государственной активности. Его суть состояла в том, что расходы в странах с развивающейся промышленностью растут быстрее объемов национального дохода.

Юридическая консультация. Телефон: +7 920-985-9888.

7.3. Основные принципы и методы бюджетного финансирования.

Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования, которое представляет собой систему предоставления денежных средств предприятиям, организациям, учреждениям из централизованного денежного фонда государства на финансирование расходов, предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специальными методами и формами предоставления бюджетных средств.

Важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования играют принципы бюджетного финансирования. К ним относятся:

1) Получение максимального эффекта при минимуме затрат. Бюджетные средства могут и должны предоставляться при условии, что эффект от их использования будет максимальный. Этот эффект может выражаться двояким образом. Во-первых, в решении максимального количества задач социально-экономического развития страны при заданном объеме денежных средств. Во-вторых, в увеличении притока в бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований.

2) Целевой характер использования бюджетных ассигнований. Он обеспечивается за счет выделения бюджетных средств конкретным получателям. Юридические лица получают средства из бюджета только на заранее обусловленные цели, что строго контролируется. Соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований.

3) Предоставление бюджетных средств только в меру использования ранее выделенных ассигнований. Это позволяет финансовым органам, с одной стороны, осуществлять действенный и эффективный контроль за деятельностью предприятий, организаций, учреждений. С другой стороны, более рационально распоряжаться ограниченными бюджетными средствами.

4) Безвозвратность бюджетных ассигнований. Предоставление бюджетных средств осуществляется без условий их обязательного возврата в госбюджет.

5) Бесплатность бюджетных ассигнований означает, что за выделенные бюджетные средства получатели бюджетных ассигнований не обязаны платить государству какие-либо средства в виде процентов, части доходов и т. п.

В практике бюджетного финансирования используются следующие методы финансирования:

1) сметное финансирование;

2) программное финансирование;

3) финансирование на покрытие части издержек, возмещение которых не обеспечивается за счет цены продукции (услуги);

4) финансирование капиталовложений.

Наибольшее распространение в практике бюджетного финансирования имеет сметное финансирование. Этот метод получил широкое распространение при финансировании государством сферы образования, культуры, искусства, здравоохранения, физической культуры, спорта и социального обеспечения. При сметном финансировании объем расходов определяется на основе взаимосвязанных смет, которые разрабатываются применительно к каждому бюджетному учреждению. Сметы, в свою очередь, разрабатываются на основе утвержденных норм расходов на одну счетную единицу, которая определяется применительно к каждому бюджетному учреждению в зависимости от основного вида его деятельности. Например, это может быть количество учеников, число больничных коек, проведенных операций и т. п.

Смета, составленная на основе бюджетных норм расходов, является финансовым планом учреждений социально-культурной сферы. Смета не имеет доходной части, а является подтверждением необходимости финансирования тех расходов, которые в ней определены. На основе смет финансовые органы определяют общий объем расходов.

Программное финансирование как метод бюджетного финансирования широко используется при финансировании научных учреждений. В соответствии с этим методом общий объем выделяемых средств определяется не на основе составленной сметы, а в зависимости от значимости той или иной научной темы. Общий объем денежных средств по каждой теме выделяется непосредственно научным учреждениям – Российской академии наук, отраслевым академиям, учебным заведениям и др., которые, в свою очередь, исходя из объемов общей суммы составляют конкретные сметы расходов.

Метод финансирования на покрытие части издержек, возмещение которых не обеспечивается за счет цены продукции (услуги), широко используется в отношении зрелищных учреждений, услуги которых являются платными. Это театры, кинотеатры, художественные галереи и т. п. Поскольку эти учреждения имеют особую социальную значимость, цены на их услуги не могут быть установлены на уровне, позволяющем возмещать все затраты. Поэтому государство дотирует их деятельность из бюджета, но не в полном объеме, а в объеме тех средств, которых недостаточно для покрытия затрат. Объем этих дотаций определяется исходя из реальной разницы доходов и затрат, возникающих на конец текущего финансового года.

Финансирование капиталовложений – это предоставление денежных средств на создание новых, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение действующих основных фондов производственного и непроизводственного назначения. Как метод бюджетного финансирования широко используется в различных отраслях народного хозяйства. При финансировании капиталовложений средства выделяются на ограниченный круг объектов, вошедший в специальный перечень строек, утвержденных Правительством РФ. Именно правительство определяет приоритетные направления, для которых необходима государственная поддержка за счет средств федерального бюджета. Эти средства могут предоставляться на безвозвратной и возвратной основах.

Для открытия финансирования на безвозвратной основе государственные заказчики предоставляют Министерству финансов РФ выписки из утвержденного перечня строек и объектов с указанием объемов капиталовложений и государственные контракты (договоры подряда) на сооружение объектов для федеральных нужд. Открытие финансирования государственным заказчикам производится Минфином РФ путем перечисления средств после утверждения объемов централизованных капиталовложений и перечня строек для федеральных нужд. В свою очередь, государственные заказчики перечисляют средства федерального бюджета непосредственно заказчикам (застройщикам) в пределах выделенных сумм.

Начиная с 1997 г. Правительство РФ выделяет средства из федерального бюджета на безвозмездной основе для строительства, реконструкции и технического перевооружения негосударственным предприятиям только при условии оформления этой части средств в качестве доли государственной собственности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector