Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основные виды государственного финансового контроля

Основные виды государственного финансового контроля и органы, его осуществляющие

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации осуществляют высшие органы государственной власти и управления — Федеральное Собрание и его две палаты — Государственная Дума и Совет Федерации.

Особое место в системе финансового контроля со стороны представительных органов принадлежит Счетной палате РФ, которая подотчетна Федеральному Собранию. Она возглавляется председателем, назначаемым Госдумой на шесть лет, и заместителями председателя, которые назначаются Советом Федерации также на шесть лет: Коллегия Счетной палаты помимо председателя и заместителей включает 12 аудиторов: каждая из палат Федерального Собрания назначает по шесть аудиторов. Текущую контрольную работу выполняют инспектора Счетной палаты. Подобные органы существуют и в субъектах Федерации: например, контрольно-счетная палата Московской Городской Думы.

В сферу полномочий Счетной палаты входит контроль за федеральной собственностью и федеральными денежными средствами. Контролю подлежат все юридические лица, включая государственные внебюджетные фонды, и Центральный банк России; органы местного самоуправления, коммерческие банки, страховые фирмы и другие коммерческие фонды, и негосударственные некоммерческие организации.

Перед должностными лицами Счетной палаты поставлены следующие задачи:

§ организация контроля за исполнением федерального бюджета и
внебюджетных фондов;

§ подготовка — предложений по устранению обнаруженных
нарушений и улучшению бюджетного процесса;

§ оценка эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности;

§ Определение степени обоснованности статей проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов

§ финансовая экспертиза, т.е. оценка финансовых последствий принятия федеральных законов для бюджета;

§ контроль за поступлением и движением бюджетных средств на
счетах банков;

§ регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета;

§ контроль за поступлением в федеральный бюджет денежных средств от приватизации государственной собственности, продажи и управления ею;

§ контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

§ оценка эффективности использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ.

Основные формы контроля, проводимого Счетной палатой, — это тематические проверки и ревизии. При проведении проверки в случае выявлении фактов грубых нарушений законности и финансовой дисциплины, наносящих государству прямой ущерб или при несоблюдении порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты, она имеет право давать предписания, обязательные для исполнения. В том случае, если предписания не исполняются, Коллегия Счетной палаты по согласованию с Государственной Думой может принять решение о приостановлении финансовых, платежных и расчетных операций по счетам проверяемого юридического лица. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке. Деятельность Счетной палаты по закону является гласной: результаты должны освещаться в средствах массовой информации.

Президентский контроль за финансами осуществляется путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ; представления Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность председателя Центрального Банка.

Важная роль в проведении финансового контроля принадлежит Государственной налоговой службе и ее органам на местах. Система органов Государственной налоговой службы, подчиняющейся Президенту РФ, включает Федеральную налоговую службу, а также государственные налоговые инспекции в субъектах РФ и органах местного самоуправления. Основное оперативное звено — это городские и районные налоговые инспекции, поскольку именно они осуществляют непосредственный налоговый контроль и ведут учет налогоплательщиков. В свою очередь Федеральная налоговая служба контролирует деятельность нижестоящих налоговых органов, координирует взаимодействие органов налоговой службы с другими контролирующими и правоохранительными органами.

Органы Государственной налоговой службы имеют право в соответствии с налоговым законодательством проверять любые денежные документы у юридических и физических лиц, получать от них необходимые справки и сведения (за исключением составляющих коммерческую тайну), контролировать правильность исчисления налогов; обследовать любые используемые для извлечения доходов производственные, складские и торговые помещения; применять меры принудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан, включая изъятие соответствующих документов и приостановление операций по счетам в банках. Налоговые инспекции также имеют право наложения административных штрафов и принудительного взыскания недоимок по налогам в бюджет.

Органы Казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств. На Казначейство возложены следующие задачи:

§ контроль за доходной и расходной частью федерального бюджета в процессе его исполнения;

§ контроль за состоянием государственных финансов в целом и представление высшим органам законодательной и исполнительной власти отчетов о финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы;

§ контроль совместно с Банком России за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

§ контроль за государственными федеральными внебюджетными
фондами и финансовыми отношениями между ними и федеральным
_бюджетом.

Органы Казначейства имеют право производить проверки различных дёнежных документов, отчетов и смет в государственных органах, банках, на предприятиях всех форм собственности, использующих средства федерального бюджета и внебюджетных фондов; приостанавливать операции по их счетам в банках.

Читать еще:  Органы государственной власти осуществляющие финансовый контроль

Организационно Казначейство представляет собой единую централизованную систему органов, в которую входят: Главное управление федерального Казначейства Министерства финансов России и территориальные органы федерального Казначейства на местах.

Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю призвана обеспечить координацию деятельности агентов валютного и экспортного контроля по осуществлению единой государственной политики в области валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций.

По согласованию с Центральным банком РФ Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю может иметь своих представителей в уполномоченных банках, которые по действующему законодательству являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному банку России, а по согласованию с соответствующими министерствами и ведомствами может иметь своих представителей в заграничных учреждениях Российской Федерации. Это целесообразно для координации деятельности вновь организуемой службы с органами валютного и экспортного контроля других государств.

Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит Центральному Банку России (ЦБР). Как орган государственного управления, наделенный властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране. ЦБР осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью создан Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение коммерческими банками банковского законодательства и установленных ЦБР нормативов банковской деятельности.

При установлении фактов нарушений или при предоставлении банками неполной или недостоверной информации Центральный Банк вправе прибегнуть к определенным методам воздействия: штраф в размере от 0,1 до 1% от минимальной величины уставного капитала; выполнение требований Центрального Банка по замене руководства коммерческого банка; применение более жестких нормативов; запрет на проведение отдельных операций и на открытие филиалов на срок до одного года, назначение Центральным Банком временной администрация банка на срок до полутора лет и, наконец, как крайняя мера — отзыв лицензии и ликвидация банка.

Ведомственный финансовый контроль осуществляется _структурными подразделениями министерств, ведомств, государственных комитетов других органов государственного управления за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных им предприятий, учреждений, организаций. Ревизии и проверки назначаются руководителем государственного органа и проводятся комплексно — один раз в год в коммерческих организациях и один раз в два года — в остальных учреждениях и организациях. Сфера ведомственного финансового контроля включает сохранность и _использование материальных и финансовых ресурсов; пресечение фактов расточительства, бесхозяйственности, приписок; состояние бухгалтерского учета и отчетности.

Виды государственного финансового контроля

Государственный финансовый контроль – это своего рода функциональное звено общей системы управления государственными и муниципальными денежными средствами. Иначе говоря, он представляет собой инструмент финансовой политики, главная задача которого — выполнение бюджетного законодательства. Государственный финансовый надзор – это форма осуществления контрольной функции финансов.

Целью данного вида надзора в РФ является анализ эффективности и экономности расхода (дохода) денежных средств бюджетного характера, их достоверности, направленности и целевого использования.

На сегодняшний день государственный финансовый надзор классифицируют на следующие органы:

  • Президентский контроль. Согласно законодательству нашей страны, а также Конституции РФ, Президент определяет приоритеты и основные задачи данного вида контроля;
  • Парламентский контроль проводится специальными представителями органов законодательной власти в сфере влияния их компетенции, которая утверждается Конституцией РФ;
  • Административный контроль могу проводить индивидуально сформированные для этого органы исполнительной власти, а также те структуры, для которых финансовый контроль является не основным полномочием, а лишь их часть;
  • Независимый контроль реализуется Счётной палатой, а также подконтрольными учреждениями.

Виды государственного (муниципального) финансового контроля

Данный тип контроля выполняется специально сформированными, а также федеральными структурами муниципального (государственного) надзора. Многообразие надзорных структур является следствием богатым разнообразием финансовой деятельности и её сфер в пределах Российской Федерации.

В соответствии со всем вышеизложенным, муниципальный государственный контроль реализуют на основании следующих методов:

  • Общемуниципальный — реализуется Министерством по налогам и сборам, Федеральным казначейством, а также соответствующими структурами местного уровня;
  • Ведомственный, который классифицируется на внутрихозяйственный и внутриведомственный.

Этот финансового надзор, как специализированный вид, производится с целью чёткого следования бюджетному законодательству РФ и прочих правовых актов.

Важно! Муниципальный финансовый надзор проводится для гарантированного исполнения бюджетного законодательства и других нормативных правовых актов, которые устанавливают бюджетные правоотношения!

Государственный (муниципальный) финансовый надзор следующие виды контроля:

  • Внешний – является основным направлением муниципальных структур, Счётной палаты и подведомственных органов;
  • Внутренний – является ключевым направлением деятельности Федерального казначейства, структур финансового надзора и муниципальных образований;
  • Предварительный – производится с целью недопущения правонарушений в бюджетный вопросах;
  • Последующий – осуществляется для проверки на предмет законности распределения бюджетных ресурсов, а также его достоверности.

Что относится к видам государственного финансового контроля?

И заключение данной статьи стоит отметить, что государственный финансовый надзор можно классифицировать на три основных вида:

  • Общегосударственный, который направлен на соблюдение в полной мере финансового законодательства. Он проводится органами государственной власти и управления (прокуратура), а также индивидуально сформированными для этих целей ведомствами;
  • Ведомственный надзор представляет собой контроль внутреннего типа отдельно взятых ведомств государственного уровня (например, концернов или министерств). Он осуществляется с помощью структур ведомственного финансового надзора, а также специализированных подразделений. Главной целью данного надзора является контроль за финансовым и производственным процессами организаций;
  • И заключительный вид контроль, именуемый как специальный надзор, выполняется Министерством финансов, Центральным банком и их управлениями.
Читать еще:  Структура государственных финансов

Узнать о изменениях государственного финансового контроля, вы можете из данного видео:

Виды финансового контроля;

Государство контролирует предприятия всех форм собственности с помощью различных видов финансового контроля.

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям.

Основные виды финансового контроля

Можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный проводится:

· в силу требований законодательства;

· по решению компетентных государственных органов.

Возможны и другие основания классификации финансового контроля, в частности, в зависимости от органов (субъектов), осуществляющих его. В этом случае выделяется финансовый контроль:

· представительных органов государственной власти и местного самоуправления;

· исполнительных органов власти общей компетенции;

· ведомственный и внутрихозяйственный;

Государственный финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной власти, а также специально созданными ими органами, обеспечивающих своевременность и точность финансового планирования, обоснованность и полноту поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, а также правильность и эффективность их использования.

Таким образом, основная цель государственного контроля состоит в том, чтобы максимизировать поступление ресурсов в государственную казну и минимизировать государственные издержки управления.

Государственный финансовый контроль охватывает не только государственный сектор экономики, но и распространяется на субъекты хозяйствования всех форм собственности, главным образом путем проверки соблюдения ими налогового законодательства, выполнения государственных и муниципальных заказов, целевого использования субсидий, дотаций, бюджетных кредитов, а также эффективности предоставления и законности использования налоговых льгот. Следовательно, объектом государственного финансового контроля выступают все денежные отношения, складывающиеся в процессе деятельности субъектов хозяйствования, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов государства.

Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти. В их числе такие субъекты государственного финансового контроля как: Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Минфин РФ, Федеральная таможенная служба РФ, ФНС, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Так, Парламентский контроль осуществляет Счётная палата Российской Федерации и аналогичные органы субъектов федерации.

Ведомственный контроль, осуществляемый министерством, ведомством за деятельностью подчиненной им системе учреждений и организаций. Для осуществления ведомственного контроля в рамках отдельных министерств и других органов исполнительной власти предусмотрены контрольно-ревизионные органы и службы этих министерств. Основным объектом контроля является финансовая и хозяйственная деятельность подведомственных учреждений.

Внутренний (внутрисистемный) финансовый контроль. Данный вид финансового контроля осуществляется в министерствах, комитетах, в других органах исполнительной власти, общественных и религиозных организациях руководителями соответствующих образований и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю соответствующей службы или учреждения. Основные задачи данного контроля:

· выявление случаев хищения и недостач денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины;

· разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих;

· принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба и др.

Правовой(правоохранительный) контроль проводится правоохранительными органами в форме ревизий, судебно-бухгалтерской экспертизы. Субъекты контроля: Прокуратура Российской Федерации, органы МВД России, Федеральная служба по финансовому мониторингу. Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) —осуществляет функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, а также по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Негосударственный финансовый контрольвключает в себя: аудиторский контроль, внутрихозяйственный финансовый контроль и общественный контроль.Негосударственный финансовый контроль необходим государству как информация о результатах деятельности всех предприятий для принятия решений в области экономики, бюджетной политики и налогообложения. С этой целью создан такой вид контроля как аудит.

Аудиторский контроль представляет собой деятельность, осуществляемую аудиторскими организациями либо аудиторами, по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета действующему законодательству, которое позволяет ее пользователю делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении субъектов хозяйствования и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Аудиторский контроль имеет свои особенности: аудит осуществляется на договорных началах; субъект хозяйствования имеет определенную самостоятельность в выборе аудиторской организации (аудитора); выявленные в ходе аудиторской проверки нарушения действующего законодательства влияют на форму выражения мнения аудиторской организации о достоверности отчетности, но не влечет за собой применения финансовых санкций (например, в отличие от органов налогового контроля).

Читать еще:  Бюджетно финансовая политика государства включает

В зависимости от того, кто проводит проверку, аудит подразделяют на внутренний и внешний.

Внутренний аудит осуществляется внутрифирменной аудиторской службой и направлен на повышение эффективности управленческих решений по экономичному и рациональному использованию ресурсов предприятия с целью максимизации прибыли и рентабельности.

Внешний аудит выполняют специальные аудиторские фирмы и аудиторы. Основной задачей данного вида аудита является установление достоверности и дача заключения по финансовой отчетности проверяемого предприятия, а также разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков.

Внутрихозяйственный контроль представляет собой проверку производственной и хозяйственной деятельности предприятий в целом, отдельных его структурных подразделений, осуществляемую бухгалтерией, финансовым отделом и другими экономическими службами хозяйствующего субъекта. Это может быть контроль со стороны ревизионных комиссий акционерных обществ и товариществ над их исполнительными органами, либо внутренний контроль , осуществляемый специально созданной службой хозяйствующего субъекта, подчиняющейся непосредственно руководителю.

Корпоративный контроль — финансовый контроль в рамках крупных организаций, имеющих большое количество отделений и филиалов (например, коммерческие банки, торговые сети и т.д.).

Общественный финансовый контроль осуществляется неправительственными организациями и отдельными физическими лицами на основе добровольности и безвозмездности. К общественному финансовому контролю можно отнести контроль со стороны профсоюзов. Профсоюзные организации осуществляют контроль лишь косвенно, контролируя соблюдение трудового законодательства, условий труда и оплаты на предприятиях различных форм собственности.

Гражданский контроль осуществляется физическими лицами при их налогообложении налоговыми органами, при составлении и подаче налоговых деклараций, а также при получении средств из бюджета (заработной платы, пенсий, пособий и др.).

В зависимости от объекта контроля выделяют такие виды финансового контроля, как: бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, контроль в страховой сфере (страховой), денежно-кредитный, контроль за деятельностью внебюджетных фондов и др.

Бюджетный контроль, являющийся одним из важнейших видов финансового контроля, обеспечивает проверку правильности составления и исполнения доходов и расходов бюджета в разрезе показателей, установленных законом о бюджете на соответствующий год; выявление отклонений в ходе исполнения бюджета; выявление финансовых нарушений в бюджетной сфере, контроль за правильностью осуществления бюджетного учета. Бюджетный контроль осуществляет Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор, находящийся в ведении Министерства финансов); Федеральное казначейство — контроль целевого использования бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Налоговый и таможенный контроль рассматриваются либо как самостоятельные виды контроля, либо как составляющие бюджетного контроля. Органы контроля: Федеральная налоговая служба; Федеральная таможенная служба (передана в подчинение Правительству Российской Федерации. Ранее ФТС России была подчинена Министерству экономического развития и торговли); Государственные внебюджетные фонды — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Контроль финансово-кредитных органов (банковский контроль).Государственный финансовый контроль ведется также банками и другими кредитными учреждениями. Банковский контроль осуществляется банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам. Банковский контроль необходим для эффективного использования банковских ссуд и направлен на укрепление платежной дисциплины. Органы: Центральный банк Российской Федерации — надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп; коммерческие банки — контроль порядка осуществления хозяйствующими субъектами кассовых операций.

Валютный контроль имеет своей основной целью обеспечение полного и своевременного поступления экспортной валютной выручки в Российскую Федерацию, а также оптимизацию импортных поставок в интересах оздоровления федерального бюджета, укрепления финансовой дисциплины, развития внутреннего валютного рынка и формирования государственных валютных резервов. Валютный контроль за импортными поставками был введен для того, чтобы искоренить практику заключения фиктивных импортных контрактов, позволяющих «перекачивать» иностранную валюту за границу. Органами, осуществляющими валютное регулирование и контроль являются Правительство РФ, Центральный банк РФ и уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, профессиональные участники рынка ценных бумаг, подотчетные Федеральной службе по финансовым рынкам, таможенные органы и ФНС.

Финансовый контроль, объектом которого являются финансовые отношения, складывающиеся в различных сферах и звеньях финансовой системы, могут осуществлять как органы государственного, так и негосударственного финансового контроля. Так, общее нормативно-правовое регулирование государственного финансового контроля осуществляет Министерство финансов Российской Федерации в лице Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учёта и аудита. Финансовый контроль в страховой сфере осуществляют специально созданные государственные органы (например, Федеральная служба страхового надзора РФ — 4 марта 2011 года Указом Президента РФ № 270 она присоединена к Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР), а также аудиторские организации). Финансовый контроль в системе пенсионного обеспечения в РФ осуществляют: Счетная палата РФ, Федеральная служба по финансовым рынкам, Пенсионный фонд РФ (в отношении страхователей и пенсионеров), Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений, негосударственные пенсионные фонды (по отношению к управляющим компаниям), аудиторские фирмы, органы внутреннего контроля.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector