Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проблемы формирования финансовых ресурсов государства

Проблема повышения эффективности использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов в России

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 17.05.2015 2015-05-17

Статья просмотрена: 3144 раза

Библиографическое описание:

Ананидзе, М. Г. Проблема повышения эффективности использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов в России / М. Г. Ананидзе. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 491-493. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18792/ (дата обращения: 09.04.2020).

В статье приведено понятие и назначение государственных и муниципальных финансовых ресурсов. Их место в российской экономике, оценка их использования, а также анализ формирования. Автор оценивает использование данных ресурсов и предлагает пути повышения эффективности использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов.

Ключевые слова: государственные и муниципальные финансовые ресурсы, бюджет, внебюджетный фонд, управление финансовыми ресурсами государства, повышение эффективности использования ресурсов.

Экономические преобразования — неотъемлемая часть рыночной экономики. Как и любые мероприятия, проводимые в экономической сфере, они требуют затрат или, иначе говоря, для них необходимы финансовые ресурсы. Государственные и муниципальные финансовые ресурсы — это доходы, поступления и денежные накопления, которые находятся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления и предназначены для решения вопросов, относящихся к их компетенции. [1] Государственные и муниципальные финансовые ресурсы формируются и используются в форме следующих денежных фондов: бюджеты и внебюджетные фонды. Бюджет — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. [2] Внебюджетный фонд — это форма образования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления, предусматривающая целевое направление средств на финансирование потребностей общества.

Невозможно недооценивать роль финансовых ресурсов государства в качестве основы функционирования государства, а также при проведении любого рода модернизаций во всех сферах жизни страны. Государственные финансовые ресурсы, в первую очередь, выражают фонды денежных средств, которые создаются за счет производства и дальнейшего распределения ВВП и вновь созданной стоимости, как в границах страны, так и за ее пределами.

Условия, которые сегодня сложились в российской практике, по разным оценкам все еще носят характер переходной экономики. [3] Таким образом, отношения, возникающие в процессе формирования и дальнейшего расходования финансовых ресурсов наиболее важны и актуальны. Для того чтобы выявить слабые стороны этих процессов, а также найти пути совершенствования их механизмов, следует провести анализ, основанный на статистических данных прошлых лет.

Использование финансовых ресурсов органами государственной власти и местного самоуправления на текущий 2015 год и плановый 2016 год ориентировано в основном на исполнение социальных обязательств государства, проведение мер по поддержанию долгосрочной устойчивости пенсионной системы страны, финансирование масштабных проектов, а также на эффективное управление финансовыми ресурсами государства. Бюджетная политика государства направлена на достижение стратегических целей страны, которые содержатся в таких правовых актах, как указы Президента РФ и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и других.

Основные задачи бюджетной политики на текущий и плановый годы — это, во-первых, уменьшение рисков несбалансированности всех бюджетов бюджетной системы РФ, снижение роли внешнеэкономических факторов в статьях доходов федерального бюджета, выделение дополнительных ассигнований на совершенствование системы оплаты труда работников федеральных учреждений, увеличение размера пенсионных выплат и пособий каждый год, финансирование научной деятельности и другие. Согласно долгосрочной бюджетной политике также планируется снизить расходы федерального бюджета на 1,5 %, далее на 4,8 % и 2,4 % по сравнению с предыдущими годами.

Читать еще:  Что представляет собой финансовая система государства

Государственные заимствования и поступления от процессов приватизации федеральной собственности — эти ресурсы в период с 2015 по 2016 годы будут выступать главным источником финансирования бюджета. [4] 2015 год по прогнозам должен увеличить данные ресурсы в два раза.

Тем не менее, современные тенденции в области использования финансовых ресурсов направлены на сокращение многих классических статей расходов государства таких как, например, образование и здравоохранение. Так происходит из-за ухода на задний план менее приоритетных расходных пунктов, которые уступают место расходам, создающим благоприятные условия для бюджетной системы РФ.

Однако согласно Основным направлениям бюджетной политики расходы консолидированных бюджетов регионов должны возрасти до 39 %, а расходы этих же регионов на образование должны быть равны 40,5 % от всех региональных расходов. Сами же расходы консолидированных бюджетов должны возрасти до отметки 26 % по сравнению с предыдущими периодами. Возникает вопрос: как увеличить размеры расходов по нескольким статьям без нахождения дополнительных источников дохода. Самое неэффективное, но самое популярное решение — сокращение других расходов. [5]

Повышение эффективности использования финансовых ресурсов — давняя проблема государства, которая касается всех уровней бюджетной системы. Одной из мер, позволяющих достичь улучшений и получить эффективность, является создание и принятие программных документов. Примером из практики служит Программа повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, которая была утверждена Президентом России. С ее помощью были введены новые «бюджетные правила», проведена реформа, касающаяся государственных и муниципальных учреждений. Достижениями данной программы можно считать еще и то, что была утверждена концепция «Электронного бюджета».

Тем не менее, проблема не решается полностью, и открытыми остаются проблемы, связанные с дальнейшим реформированием бюджетного процесса и контроля государственного и муниципального уровня, оказание услуг государством, улучшения использования и распределения межбюджетных трансфертов и совершенствование правовой базы финансовых отношений государства. По этой причине важно принимать документы на федеральном уровне, ориентированные на долгосрочное развитие и перспективу. К таким документам можно отнести бюджетные стратегии РФ, суть которых заключается в составлении прогноза экономического и социального развития страны. Как только прогноз будет составлен, появится возможность предсказать экономические процессы и регулировать бюджетную и налоговую политики. Очень важную роль играет управление финансовыми ресурсами на уровне определенных территорий страны, где принцип самостоятельности дает право органам местного самоуправления самим распоряжаться финансовыми ресурсами регионального бюджета. Для достижения эффективности в деятельности органов местного самоуправления необходимо принять следующие решения: 1) уменьшить финансовую помощь из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ. 2) улучшить качество управления финансами в субъектах.

Несмотря на практически отсутствие дефицита в бюджетах государственных внебюджетных фондов, они нуждаются в совершенствовании и повышении эффективности от использования доходов своих бюджетов. Так, например, давно обсуждаемая проблема, связанная с выдачей пенсионных выплат, нашла свое решение. Государственная Дума приняла законы о пенсионной реформе, которые вводят с 2015 года новый порядок начисления пенсионных выплат. Предполагается, что планка будет подниматься постепенно и через 10 лет достигнет значения 15 лет.

Другими словами, новая система предоставляет выбор и четко разграничивает требования, предъявляемые к той или иной сумме пенсий. Таким образом, для получения эффективных результатов от расходования тех или иных государственных и муниципальных финансовых ресурсов, необходимо проводить реформы, выделять приоритетные статьи расходов, утверждать социально-экономические программы, принимать стратегии, а также уменьшать долю трансфертов для стимулирования собственных доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Читать еще:  Финансирование государственной службы

1. Финансы: учебник / коллектив авторов; под ред. Е. В. Маркиной. — М.: КНОРУС, 2014.

2. Подъяблонская Л. М. Государственные и муниципальные финансы — М: КНОРУС, 2009.

ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ГОСУДАРСТВА: СОСТАВ, СТРУКТУРА, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Имени В. И. Вернадского»

(ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского»)

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра государственных финансов и банковского дела

ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ГОСУДАРСТВА: СОСТАВ, СТРУКТУРА, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Обучающегося __2__ курса _Э-б-о-171_группы

Направления подготовки __38.03.01 Экономика_____

(код и наименование)

Форма обучения ____очная_____

доцент кафедры государственных

финансов и банковского дела,

к.э.н., доцент Рогатенюк Элана Владимировна

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ГОСУДАРСТВА

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В рыночной экономике финансы занимают ведущее положение в экономических отношениях, так как они связаны с формированием и использованием денежных фондов государства и предназначены для выполнения им своих хозяйственных и управленческих функций. Поэтому в условиях проводимых в стране экономических преобразований особую важность приобретают вопросы организации финансов и оптимального движения финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы являются важным показателем финансовой мощи государства. Формируясь в процессе производства, распределения и перераспределения общественного продукта и национального дохода, они представляют собой денежное выражение той части материальных ресурсов, которую общество направляет на конечное использование. Чем больше финансовых ресурсов создается в процессе общественного воспроизводства, тем оно эффективнее. Вместе с тем от эффективного использования финансовых ресурсов в национальном хозяйстве зависит решение проблемы повышения эффективности всего воспроизводства и ускорение темпов экономического роста.

Теоретическую основу данного исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых-экономистов рассматривающих различные аспекты формирования и исполнения федерального бюджета: Л.В. Агаркова [2], М.П. Афанасьев [3], Г.И. Золотарёва [8], А.С. Нешитой [10], И.М. Соломко [11], В.А. Свищева [16], А.П. Балакина [4], О.В. Болтинова [17] и многие другие.

Однако в работах вышеназванных ученых не уделяется достаточного внимания выявление проблем и перспектив развития финансовых ресурсов государства. Важность затронутых вопросов и недостаточность их разработки обусловила выбор темы курсовой работы, определило цель исследования и состав решаемых задач.

Целью курсовой работы является изучение состава, структуры финансовых ресурсов государства и их перспективы развития.

Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены следующие задачи:

• исследовать сущность финансовых ресурсов государства;

• изучить составляющие финансовых ресурсов государства;

• описать консолидированный бюджет как основу формирования финансовых ресурсов государства;

• произвести анализ динамики финансовых ресурсов в Российской Федерации;

• произвести анализ состава и структуры финансовых ресурсов в Российской Федерации;

• выявить проблемы и перспективы развития финансовых ресурсов Российской Федерации.

Объект исследования – финансовые ресурсы государства.

Предмет исследования — теоретические и методические основы механизма формирования и использования финансовых ресурсов государства.

Нормативно-правовым и информационным обеспечением исследования являются: Конституция Российской Федерации, законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие формирование и использование государственных финансовых ресурсов Российской Федерации; материалы официальных сайтов Министерства Финансов России в сети Интернет и электронных СМИ.

Методы исследования. В процессе исследования использовались следующие методы: метод логического и исторического анализа (при анализе основных подходов к трактовке понятий «финансовые ресурсы»); метод анализа и синтеза, метод сравнений (при проведении анализа динамики, состава и структуры финансовых ресурсов Российской Федерации за 2016-2018 г.); метод экспертных оценок, статистические и графические методы, методы абсолютных, относительных, средних величин, коэффициентный анализ (при анализе динамики финансовых ресурсов государства; при выявлении проблем и перспектив развития финансовых ресурсов Российской Федерации).

Читать еще:  Методы финансирования государственных расходов

Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, изложенных на 43 листах компьютерного текста. Материалы работы содержат 2 таблиц и 11 рисунка, которые представлены на 12 страницах. Список использованных источников из 22 наименования представлен на 3 страницах, 2 приложения на 2 страницах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе проведенной работы можно констатировать, что федеральный выступает ведущим элементом бюджетной системы, выражающим экономические денежные отношения, которые опосредуют процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. В ходе исследования были определены основные функции федерального бюджета, к ним относится аккумулирующая, распределительная (перераспределительная), контрольная, регулирующая. Федеральный бюджет является основным инструментом перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на всей территории России.

Центральное место в бюджетной системе занимает федеральный бюджет — имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Главной ролью федерального бюджета как основного звена бюджетной системы выступает регулирующее воздействие на все звенья финансовой системы государства, обеспечение взаимосвязи основных финансовых институтов и финансирования основных задач и функций страны.

Основным документом регулирующим формирование и исполнение федерального бюджета является «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.12.2018). Исполнение федерального бюджета регламентируется Федеральным законом об исполнении федерального бюджета, согласно которому утверждается отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год с указанием общего объема доходов, расходов и дефицита (профицита) федерального бюджета.

Произведен анализ доходов и расходов федерального бюджета за 2016-2018 года. На основании анализа была определено, что доходы бюджета увеличились на 45% и в 2018 году были равны 19454,7 млрд. руб. Такой рост в основном обеспечили нефтегазовые поступления, которые увеличивались с 2016 по 2018 год. Доходы федерального бюджета складываются из двух основных статей —это нефтегазовые и не нефтегазовые доходы. За анализируемый три года, процентное соотношение между двумя статьями доходов изменялась незначительно: превалирующими остаются не нефтегазовые доходы. За 3 года расходы изменились всего на 2%, или на 292, 8 млрд. руб. Однако эти изменения проходили неравномерно. Структура расходов в бюджете не претерпевала значительных изменений в течение анализируемого периода.

Главной проблемой формирования и исполнения федерального бюджета является значительный нефтегазовый дефицит(бюджетная система РФ находится в высокой степени зависимости от ситуации на мировых сырьевых рынках, в связи с этим ограниченны возможности для бюджетного маневра в целях существенного увеличения бюджетных расходов по направлениям, которые обуславливают экономическое развитие страны, даже при объективной необходимости этих расходов, а принятые бюджетные обязательства не могут быть сокращены вследствие социальной направленности значительной их части). Одними из основных путей решения проблем федерального бюджета является непосредственное увеличение доходов бюджетов, путём наращивания налоговой нагрузки либо использование источников финансирования дефицита бюджета; сокращение государственных расходов, путем уменьшения оборонных расходов, упрощение аппарата управления и бюрократического режима.

Для достижения результата были проанализированы работы многих выдающихся авторов по современной экономике и смежным дисциплинам. Изучены различные журналы экономического направления. Проведение анализа трудов современных экономистов дало положительный результат в изучении проблемы формирования и исполнения федерального бюджета.

Приложение А

Таблица 1 — Горизонтальный анализ доходной части консолидированного бюджета Российской Федерации

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector