Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пути финансирования дефицита государственного бюджета

Финансирование дефицита государственного бюджета

Дефицит государственного бюджета является одним из важных макроеко-номических показателей, который характеризует стойкость экономической системы.

Страны, которые создали эффективные экономические системы, имеют положительное сальдо или незначительный дефицит.

В Украине на протяжении последних лет наблюдается дефицит государственного бюджета.

Дефицит обусловлен как недостаточными поступлениями, вызванными экономическим кризисом, так и чрезмерными (относительно доходов) расходами в поддержку неэффективных областей, ликвидацию последствий на ЧАЭС, жилищно-коммунальное хозяйство и т.п.

Сокращение дефицита за счет уменьшения расходов на социальную сферу является нецелесообразным, поскольку может вызвать ее полное разрушение, снижение жизненного уровня самых бедных слоев населения, а это будет иметь негативные политические следствия.

Поэтому важными являются поиски путей увеличения доходов государственного бюджета, в частности, расширение базы налогообложения за счет развития предпринимательства, внедрения налога на недвижимость, а также за счет продажи части государственного имущества.

Основными путями покрытия дефицита государственного бюджета являются:

— дополнительная эмиссия наличных денег;

— продажа государственных ценных бумаг;

Накопление сумм бюджетного дефицита формирует государственный долг.

Государственный долг имеет негативные экономические следствия:

усиливает дифференциацию доходов населения;

снижает стимулы развития производства;

— содействует передаче созданного продукта за границу;

— снижает международный авторитет страны;

— усиливает неуверенность населения относительно будущего;

— угрожает экономической безопасности страны.

По состоянию на 1 октября 2006 г. валовой внешний долг Украины достигал 45 млрд долл. Доля государственного долга составляла 25,7 %, или 11,6 млрд долл. Доля банковских долгов возросла до 21,5 % , а долгосрочных обязательств небанковских корпораций — до 25,6 %.

Валовой внешний долг страны представляет свыше 50 % ВВП, внешний государственный долг является незначительным (14 — 15 % ВВП), однако они усиливают риски относительно обеспечения финансовой стабильности в Украине.

Внешний долг государства — это накопленные обязательства государства иностранным государствам; иностранным частным лицам и организациям; международным финансовым учреждениям.

Внутренний долг государства — это обязательства перед банками, кредиторами, владельцами государственных ценных бумаг, задолженность по заработной плате, пенсиям и другим выплат гражданам.

Государственный долг — объективное экономическое явление, обусловленное привлечением государством дополнительных финансовых ресурсов на условиях кредита для обеспечения реализации функций и задач, положенных на него.

Среди украинских экономистов и научных работников преобладают негативные взгляды на привлечение государством внешних финансовых ресурсов.

Следует отметить, что полный отказ от государственного заимствования, как внутреннего, так и внешнего, невозможен, поскольку необходимо обеспечивать обслуживание и погашение уже накопленного государственного долга, поддерживать платежный баланс, сохранять и накапливать валютные резервы.

Государственным долгом необходимо управлять.

Под управлением государственным долгом понимается совокупность государственных мер, которые связаны с выпуском и погашением государственных долговых обязательств, определением ставок процентов и выплатой дохода по государственным ценным бумагам, установлением лимита долга, поддержанием курса государственных обязательств, определением условий выпуска новых государственных ценных бумаг.

Угрозу экономикепредставляет не столько государственный долг как такой, особенно если он не очень отвергается по своим параметрам от обобщенных макроэкономических показателей, сколько рост суммы расходов на его обслуживание.

Стратегической задачей бюджетно-налоговой политики является минимизация стоимости обслуживания государственного долга.

Правительства всех уровней при управлении долгом ставят задачу достижения оптимальной структуры долга, а также хотят соблюдать «золотое правило» государственных финансов: увеличение долгосрочных займов при сокращении удельного веса краткосрочных займов.

Обслуживание долга — это комплекс мер по погашению займов, выплаты процентов по ним, уточнению и изменению условий погашения выпущенных займов.

Обслуживанием внутреннего долга занимаются эмиссионные банки стран, которые выступают финансовыми агентами казначейства или Министерства финансов.

Варианты финансирования бюджетного дефицита: кредитно — денежная эмиссия (монетаризация); базовое финансирование (внутреннее и внешнее); увеличение налоговых поступлений, доходов от приватизации.

Монетаризация дефицита государственного бюджета может не сопровождаться эмиссией денежной наличности, а осуществляться в виде расширения кредитов центрального банка предприятиям по льготным ставкам.

Дефицит бюджета, который непосредственно финансируется центральным банком, имеет негативное влияние на платежный баланс, поскольку увеличивается предложение денег. Он порождает увеличение спроса на отечественные и импортные товары, разные финансовые активы, который приводит к росту цен и повышению уровня инфляции.

В переходных экономиках монетаризация дефицита государственного бюджета используется в случаях значительного внешнего долга, исчерпанных возможностей внутреннего долгового финансирования и резкого уменьшения официальных валютных резервов центрального банка.

Внутреннее долговое финансирование государственного дефицита предусматривает выпуск правительством облигаций государственного займа и других государственных ценных бумаг, которые обеспечивают увеличение спроса на кредитные ресурсы.

Государственные ценные бумаги будут пользоваться спросом при условии большего дохода с них по сравнению с другими вариантами вкладывания денежных средств. Если доход будет низким, то возможности внутреннего долгового финансирования государственного дефицита значительно уменьшатся, независимо от уровня развития внутреннего рынка капитала. В таком случае владельцы средств будут покупать не облигации, а товары, будут вкладывать средства за границей.

Этот образ финансирования государственного дефицита не отстраняет угрозы роста инфляции, а лишь отодвигает ее.

Внешнее льготное финансирование бюджетного дефицита (например, получение субсидий, льготных займов по низким ставкам с продолжительными периодами погашения) является наиболее привлекательной формой. Она эффективна при условии, если внутренние процентные ставки выше среднемировых, и есть возможность относительно стабилизировать валютный курс.

Однако если макроэкономическая политика направлена на относительное сокращение внутреннего долгового дефицита бюджета за счет использования внешних источников, то восстановить равновесие платежного баланса сложно. При этом не устраняется дефицит государственного бюджета, а наоборот, увеличивается внешняя задолженность.

Дефицит бюджета. Источники финансирования дефицита государственного бюджета

Что такое бюджетный дефицит

Дефицит государственного бюджета — это превышение расходов бюджета над доходами.

Простыми словами, если государство тратит больше, чем получает — это и есть бюджетный дефицит. Обычно дефицит бюджета оценивается в процентах от валового внутреннего продукта (ВВП).

Дефицит — всегда проблема, потому что государству нужно где-то найти деньги на оплату расходов.

Основные методы борьбы с бюджетным дефицитом: секвестр — сокращение бюджетных расходов; налоговое покрытие — введение дополнительных налогов и сборов; заимствования — наращивание внешнего и внутреннего госдолга; денежная эмиссия — дополнительный выпуск наличных.

Дефицит бюджета — не карастрофа для страны. Бюджеты многих государств являются дефицитными. Иногда попытки бороться с дефицитом оказываются вреднее самого дефицита — сокращая важные расходы и чересчур повышая налоги, государство может усугубить экономический кризис и спровоцировать долгосрочные проблемы.

Профицит и сбалансированный бюджет

Профицит государственного бюджета — это обратная ситуация, когда доходы выше расходов. Простыми словами, это избыток доходов, при котором в бюджете остаются «лишние» деньги.

Сбалансированный бюджет — это бюджет, где доходы равны расходам. В идеале, государственный бюджет должен быть сбалансированным — общий объем запланированных расходов должен соответствовать общим поступлениям в бюджет. Но учесть все обстоятельства бывает невозможно, и потому возникает дефицит либо профицит.

Причины бюджетного дефицита

Рост государственных расходов. Расходы могут расти в том числе из-за политического популизма — необеспеченных социальных программ.

Рост неоплаченного государственного долга.

Сокращение доходов из-за экономического кризиса.

Чрезвычайные обстоятельства: катастрофы, стихийные бедствия, войны.

Неэффективность финансовой системы государства.

Неэффективность налоговой политики, уход налогоплательщиков в тень.

Виды бюджетного дефицита

Бюджетный дефицит может быть хроническим или временным. Хронический дефицит — это чаще всего следствие затянувшегося экономического кризиса. Временный дефицит способен перерасти в хронический.

Фактический дефицит бюджета состоит из структурного и циклического дефицита.

Структурный дефицит — это дефицит, который возник бы в условиях полной занятости при текущем уровне налогов.

Циклический дефицит бюджета — это дефицит, вызванный экономическим кризисом, то есть спадом деловой активности и сокращением налоговых поступлений.

Последствия дефицита бюджета

Бюджетный дефицит не является чрезвычайным явлением. Он встречается в бюджетах многих государств, особенно в период экономического кризиса. Тем не менее, властям необходимо принимать жесткие меры, чтобы устранить дефицит и минимизировать его последствия.

Дефицит приводит к задержке финансирования бюджетных учреждений, срыву сроков выполнения государственных заказов. Это значит, что могут возникнуть проблемы в образовании, здравоохранении, обороне, работе государственных учреждений.

Читать еще:  Задачи финансовой деятельности государства

Кроме того, дефицит практически всегда приводит к инфляции — снижению покупательной способности денег.

Если не устранить дефицит бюджета и не принять меры, он рискует стать хроническим.

Источники финансирования дефицита государственного бюджета

Для финансирования дефицита бюджета государство может использовать внутренние и внешние источники.

Внутренние источники финансирования бюджетного дефицита

Размещение государственных ценных бумаг, облигаций в национальной валюте.

Кредиты, полученные от кредитных организаций — банков и фирм.

Доходы от продажи государственного имущества.

Использование государственных резервов.

Внешние источники финансирования бюджетного дефицита

Размещение государственных ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте.

Кредиты иностранных государств.

Кредиты зарубежных банков и фирм.

Кредиты международных финансовых организаций.

Проблема с любыми заимствованиями в том, что они помогают лишь временно. Нарастает государственный долг, который необходимо обслуживать — возвращать с процентами.

Меры по управлению бюджетным дефицитом

В целях облегчения последствий бюджетного дефицита государство может предпринять слеюущие меры:

Денежная эмиссия . Бюджетный дефицит можно покрыть, напечатав больше наличных денег. Это позволит государству оплатить текущие расходы, но если «включить печатный станок», вырастет инфляция — деньги начнут обесцениваться.

Налоговое покрытие бюджетного дефицита . Увеличение налоговых ставок или введение дополнительных налогов позволит наполнить бюджет. Однако из-за роста налогов предприниматели могут сократить производство или уйти в тень — перестать платить вовсе. В этом случае доходы бюджета снизятся.

Секвестирование бюджета . Урезание бюджетных расходов — секвестр — позволит сэкономить деньги и обойтись имеющимися доходами. Минус в том, что это означает недофинансирование бюджетных программ. Это непопулярная мера, которая вызовет недовольство граждан. А некоторые расходы сократить окажется невозможно — жизненно важные статьи бюджета не подлежат секвестированию.

Дефицит и профицит бюджета

Бюджетный дефицит

Бюджетный дефицит — состояние бюджета, характеризующееся превышением объема предусмотренных в бюджете расходных обязательств над объемом планируемых в нем доходов и ведущее к образованию отрицательного сальдо бюджета.

Дефицит бюджета должен быть сбалансирован, для чего существует целый ряд специальных методов.

Механизм образования дефицита или профицита государственного бюджета может быть представлен следующим образом (рис.31):

  • Сбалансированный бюджет — равенство доходов и расходов бюджета.
  • Дефицит бюджета — это превышение расходов госбюджета над его доходами.
  • Профицит бюджета — превышение бюджетных доходов над расходами.

Возникновение бюджетного дефицита не является идеальной ситуацией для национальной экономики. Покрытие дефицита бюджета осуществляется специальными финансовыми методами:

  • выпуск в обращение дополнительной денежной массы (инфляция);
  • выпуск облигаций государственного займа (внутренний долг);
  • финансирование и кредитование других государств (внешний долг).

Все источники финансирования дефицита госбюджета можно представить следующим образом (рис. 32):

Рис. 32. Структура источников финансирования дефицита государственного бюджета

Дефицит госбюджета — показатель «нездоровья» национальной экономики. Он подлежит урегулированию в направлении сокращения.

Общими же мерами по регулированию (сокращению) дефицита госбюджета являются:

  • реорганизация налоговой системы в сторону повышения ее эффективности;
  • реструктуризация государственного внешнего долга;
  • усиление контроля за расходованием бюджетных средств;
  • сокращение расходов бюджета на дотации убыточным отраслям;
  • упорядочение действующей системы социальных льгот.

Профицит бюджета

Крайне редко при составлении бюджета складывается противоположное дефициту бюджета состояние — его профицит, т. е. превышение доходов над расходами.

Если в стране в течение ряда лет бюджет дефицитен, то первый шаг по его регулированию — создание бюджетного профицита или выработка возможностей по сокращению многолетнего дефицита.

Следует обратить особое внимание на понятие «первичный профицит». Это понятие используется при оценке возможностей сокращения государственного долга.

Первичный профицит означает, что доходы бюджета за вычетом привлеченных займов должны превышать расходы, уменьшенные на величину обслуживания государственного долга (проценты и погашение основной суммы).

Первичный профицит показывает, что часть доходов бюджета идет на погашение государственного долга (т. е. бюджетные доходы минус займы больше бюджетных расходов минус выплаты по государственному долгу).

Реально это означает следующее:

ДБ — К > РБ — ОГД,

  • ДБ — доходы госбюджета;
  • К — кредиты и займы;
  • РБ — расходы госбюджета;
  • ОГД — обслуживание госдолга (выплата процентов и погашение капитальной части долгов).

В случае бюджетного профицита при составлении бюджета согласно статьи 88 Бюджетного кодекса РФ следует:

  • сократить привлечение доходов от продажи государственной собственности;
  • предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;
  • увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Возможной мерой является и сокращение налоговых доходов бюджета.

Дефицит федерального бюджета и его финансирование

В ходе составления и рассмотрения бюджета может выясниться, что бюджет будет сведен с превышением расходов над доходами, т. е. с дефицитом.

В мировой практике безопасным уровнем бюджетного дефицита считается его объем не более 3% от ВВП. В 1991-1999 гг. бюджетные дефициты в России были значительными. В 1997 г. сложился особенно большой дефицит, и законодательная власть была вынуждена осуществить секвестр бюджетных расходов.

В случае принятия бюджета на очередной год с дефицитом, одновременно утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются: 1. Внутренние источники, а именно:

  • кредиты, полученные от кредитных организаций в рублях;
  • государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

2. Внешние источники следующих видов:

  • государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  • кредиты правительств иностранных государств, юридических лиц и международных финансовых организаций в иностранной валюте.

Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств Российской Федерации при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета. Это означало бы, что дефицит финансируется за счет денежной эмиссии.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета

Финансирование бюджетного дефицита — покрытие отрицательного сальдо бюджета путем привлечения финансовых ресурсов за счет государственных займов и уменьшения остатков ликвидных финансовых средств государства.

В составе источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета учитываются:

  • разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, осуществляемых путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;
  • разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
  • разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами кредитных организаций;
  • разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами международных финансовых организаций;
  • изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;
  • иные источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета (поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, от продажи земельных участков, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные на выплаты на их приобретение; курсовая разница по средствам федерального бюджета и др.).

В составе источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета учитываются:

  • разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, осуществляемых путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;
  • разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных банков и организаций, международных финансовых организаций и правительств иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты;
  • разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами кредитных организаций.
  • прочие источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета ( например, объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте).

Предельные значения дефицита бюджета

Предельные значения дефицита федерального бюджета

Дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета (размер последнего не может превышать 4,7 процентов от валового внутреннего продукта, прогнозируемого в соответствующем финансовом году (с 2012 г.).

Читать еще:  Основные виды государственного финансового контроля

Утверждение федерального бюджета с дефицитом допускается только в случае, если прогнозируемая на соответствующий финансовый год цена на нефть не превышает базовой цены на нефть, установленной в соответствии с настоящим Кодексом.

Кредиты Центрального банка Российской Федерации, а также приобретение Центральным банком Российской Федерации государственных ценных бумаг Российской Федерации при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита федерального бюджета.

Предельные значения дефицита бюджета субъекта Российской Федерации и муниципального образования:

Предельное значение дефицита бюджета субъекта Российской Федерации не должно превышать 15% утвержденного годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений.

При этом предельное значение дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 130 настоящего Кодекса не должно превышать 10% утвержденного годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений. В случае утверждения законом субъекта Российской Федерации о бюджете в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации поступлений от продажи акций, долей, паев, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, а также земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации предельный размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации может быть утвержден в пределах указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах с превышением установленных настоящим пунктом ограничений.

Предельное значение дефицита бюджета муниципального образования не должно превышать 10% утвержденного годового объема доходов бюджета муниципального образования без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

При этом предельное значение дефицита бюджета муниципального образования, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 136 настоящего Кодекса не должно превышать 5% утвержденного годового объема доходов бюджета муниципального образования без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

В случае утверждения муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о бюджете в составе источников финансирования дефицита местного бюджета размера поступлений от продажи акций, долей, паев, находящихся в собственности муниципального образования, а также земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования и снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета предельный размер дефицита местного бюджета, может быть утвержден в пределах указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах с превышением установленных настоящим пунктом ограничений.

Дефицит государственного бюджета. Государственный долг

6.2. Финансирование дефицита бюджета

Финансирование дефицита денежных средств сектора государственного управления включает консолидированное финансирование дефицита федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, муниципальных образований и внебюджетных фондов. Центральное место занимает финансирование дефицита федерального государственного бюджета. Финансирование дефицита государственного бюджета представляет собой покрытие недостатка доходов и соответственно равно величине дефицита.

Общий объем финансирования определяется на основе сопоставления расходов органов государственного управления и источников их покрытия. Он равен величине заимствования, осуществленного органами государственного управления, минус погашение долга, минус приобретение финансовых требований к субъектам других секторов экономики в целях управления ликвидностью за вычетом продаж или погашения таких требований, плюс чистое уменьшение остатков денежных средств (без учета изменений, вызванных переоценкой их стоимости). Следует отметить, что в финансирование включается только погашение основной суммы долга, в то время как выплата процентов отражается в категории расходов.

Финансирование дефицита бюджетов осуществляется двумя основными способами: за счет государственных и муниципальных займов и за счет эмиссии новых денег. На финансирование дефицита оказывает так же влияние увеличение или уменьшение у органов государственного управления остатков ликвидных финансовых средств. Таким образом, категория финансирования включает заимствование, погашение (выплату) задолженности и изменение остатков средств органов государственного управления на счетах в банках, государственных резервов национальной валюты и ценных бумаг.

Финансирование дефицита с помощью займов. Категория финансирования охватывает потоки платежей, поступающих к сектору государственного управления и исходящих от него, которые приводят к возникновению или погашению платежных требований. К ней относятся операции , посредством которых осуществляется управление ликвидными средствами в целях обеспечения бесперебойного функционирования органов государственного управления. Таким образом, государственные финансы оказываются участниками рынка денежных капиталов. В отличие от обязательных и безвозвратных налоговых и неналоговых поступлений заемные средства предоставляются на условиях возвратности и платности. При этом денежные средства могут предоставляться либо в виде непосредственных банковских ссуд, либо в обмен на ценные бумаги.

Для финансирования дефицита бюджетов с помощью займов привлекаются свободные денежные средства других секторов экономики и внешнего мира путем использования различных финансовых инструментов: размещение государственных долговых обязательств и прямые кредиты от других уровней государственного управления, международных организаций развития, правительств, банков и поставщиков. В этом плане заимствование как категория государственных финансов отражает денежные отношения между органами государственного управления и юридическими и физическими лицами, в которых первые могут выступать как в роли кредиторов, так и заемщиков. Государство прибегает к выпуску долговых обязательств (эмиссии ценных бумаг) для финансирования дефицита бюджета, рефинансирования старых долгов, финансирования различных программ, например проведения антиинфляционных мероприятий, финансирования непредвиденных государственных расходов, например в случае выпуска жилищных сертификатов и облигаций внутренних займов. Государственные долговые обязательства считаются наиболее надежным видом ценных бумаг. Этим обусловлена их повышенная привлекательность для инвесторов и одновременно относительно низкая доходность .

Возможности размещения государственных ценных бумаг и стоимость обслуживания государственного долга во многом определяются их качественными характеристиками. Они могут быть обращающимися или необращающимися, именными или предъявительскими, размещаемыми в принудительном порядке или на основе добровольности, размещаемыми на аукционах или по подписке, краткосрочными или долгосрочными, купонными или дисконтными, индексируемыми или неиндексируемыми, погашаемыми в установленный срок или с правом досрочного погашения. Существенной характеристикой государственных долговых обязательств является их доходность , определяемая купонной ставкой или величиной дисконта. Возможен также выпуск выигрышных займов, по которым выплата дохода осуществляется на основе тиражей выигрышей. Однако инвесторы в большинстве предпочитают получение стабильного дохода на основе процентов, объявляемых при эмиссии облигаций и других ценных бумаг.

Краткосрочные государственные ценные бумаги выпускаются, как правило, с дисконтом. Долгосрочные, как показывает мировая практика, в основном являются купонными ценными бумагами. К краткосрочным относятся ценные бумаги со сроком обращения до одного года, к средне срочным — со сроком обращения от одного года до пяти лет. Долгосрочные государственные долговые ценные бумаги выпускаются правительством и другими органами государственной власти со сроком погашения свыше пяти лет. Они размещаются по цене, близкой к номиналу, с регулярной (раз в год или полгода) выплатой по купонам и погашаются по номиналу. Купонный доход может быть фиксированным или с плавающей ставкой. Может иметь место индексация . В большинстве стран используются долгосрочные государственные долговые обязательства с фиксированными процентными ставками.

Развитие рынка государственных и корпоративных ценных бумаг позволяет создать финансовый фонд для регулирования экономической конъюнктуры и денежного обращения. Этот фонд может быть использован для формирования портфеля ценных бумаг и операций по сглаживанию ценовых колебаний и иных операций с ценными бумагами.

Финансирование дефицита за счет выпуска новых денег. Государственное заимствование, погашение задолженности и изменение остатков ликвидных финансовых активов являются неэмиссионными способами покрытия дефицита бюджета. Покрытие дефицита за счет выпуска новых денег увеличивает денежную массу в обращении и способствует развитию инфляционных процессов. При этом собственно эмиссия новых денег рассматривается как функция финансового сектора экономики, в то время как сделанные на этой базе займы у центрального банка отражаются в категории финансирования. В условиях неразвитого рынка государственных ценных бумаг займы у центрального банка являются основным внутренним источником финансирования дефицита бюджета. Однако и в условиях высокоразвитого рынка государственных долговых обязательств органы государственного управления могут и практически используют займы у центральных банков.

Читать еще:  К государственным финансам относятся

Изменение остатков ликвидных финансовых активов включает изменение остатков денежных средств (наличных и депозитов) и изменение финансовых требований к другим секторам, приобретенных органами государственного управления в целях управления ликвидностью. Такой подход позволяет определить, насколько сектор государственного управления в состоянии покрывать свои расходы и обеспечивать кредитование, не увеличивая при этом объема своих финансовых обязательств и (или) не уменьшая резервов ликвидных средств. Включение изменения остатков денежных средств органов государственного управления на счетах в банках и резервов наличных денег в состав операций финансирования объясняется тем, что влияние этих операций на экономическое развитие аналогично операциям заимствования. Хотя использование ранее накопленных ресурсов не сопровождается привлечением заемных средств, оно также приводит к увеличению общего спроса в экономике, как и по лучение кредитов из центрального банка, поскольку и в том и в другом случае потребности других секторов экономики в финансовых ресурсах в текущем периоде не уменьшаются. Подобным образом увеличение остатков средств органов государственного управления на банковских счетах за счет использования средств других секторов ведет к сокращению общего спроса на ресурсы в данном периоде аналогично погашению задолженности центральному банку.

Наряду с указанными выше инструментами факторами финансирования дефицита бюджета могут быть трансферты центрального банка, представляющие собой внереализационную прибыль (убытки) от переоценки иностранной валюты и золота в результате изменения валютного курса. Такие трансферты аналогичны получению кредита от центрального банка, хотя и не означают увеличения долговых обязательств правительства перед центральным банком. Внереализационная прибыль представляет собой бухгалтерскую запись , появляющуюся в результате переоценки в национальной валюте резервов иностранной валюты или золотого запаса. Подобное начисление внереализационной прибыли не означает поступления каких-либо денежных средств из-за границы и не уменьшает размера требований на финансовые ресурсы со стороны других экономических единиц внутри страны. Поэтому любые трансферты внереализационных прибылей, связанных со стоимостной переоценкой, должны включаться в объем финансирования органов государственного управления центральным банком. Внереализационные убытки вследствие стоимостной переоценки, понесенные органами государственного управления, отражаются в виде отрицательной записи в финансировании, получаемом от центрального банка. Этот вид операций финансирования имеет существенное значение при плавающем валютном курсе. В условиях «валютного коридора» роль этого вида операций финансирования снижается.

Финансирование дефицита государственного бюджета может осуществляться как за счет внешнего заимствования, так и за счет заимствования внутри страны. Влияние внутреннего и внешнего заимствования на величину финансовых ресурсов страны, платежный баланс и рост экономической активности различно. С этой точки зрения существенным является разграничение между внутренним и внешним заимствованием.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств. При этом кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета. В качестве источников финансирования дефицита федерального бюджета Бюджетным кодексом РФ предусмотрены следующие. Внутренние источники: кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ. Внешние источники: государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте. В качестве источников финансирования дефицита бюджетов субъектов РФ Бюджетным кодексом предусмотрены внутренние государственные займы за счет выпуска субъектом РФ ценных бумаг, бюджетные ссуды, полученные от других уровней бюджетной системы РФ, и кредиты, полученные от кредитных организаций. Согласно Бюджетному кодексу субъекты Федерации могут также привлекать внешние займы в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, и кредиты кредитных организаций.

Профицит представляет собой превышение полученных органами государственного управления доходов, официальных трансфертов и сумм в счет погашения кредитов над расходами и валовым кредитованием. Он используется для уменьшения объема долговых обязательств органов государственного управления, увеличения запасов ликвидных средств или на увеличение расходов. Превышение суммы доходов и полученных трансфертов над величиной текущих расходов характеризует величину сбережений, которые могут быть использованы для чистого приобретения сектором государственного управления финансовых активов, нефинансовых активов, оплаты долговых обязательств и чистых капитальных трансфертов, а если исключить полученные трансферты, то получится величина собственных сбережений.

Доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете, согласно Бюджетному кодексу РФ направляются органом, исполняющим бюджет, на уменьшение размеров дефицита и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения дополнений и изменений в закон (решение) о бюджете. В случае необходимости направить дополнительные доходы на иные цели либо в случае превышения ожидаемых фактических расходов над утвержденными более чем на 10% финансирование расходов бюджета сверх ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете, осуществляется после внесения изменений и дополнений в этот закон (решение).

Бюджетный дефицит

Бюджетный дефицит – отрицательное сальдо доходов и расходов государственного бюджета.

Причины бюджетного дефицита могут быть следующими:

  • рост госрасходов — как на плановые государственные цели, например на модернизацию экономики, реализацию национальных программ и пр., так и на чрезвычайные: стихийные бедствия, войны и др.;
  • сокращение государственных доходов из-за экономического кризиса, рецессии, падения цен на экспортные товары, такие как сырье, а также на электронику и пр.;
  • неэффективность государственной политики, финансовой системы. Низкие сборы налогов и подъем теневого рынка. Популизм действующей власти;
  • высокие бюджетные расходы, которые связаны с чересчур большим заимствованием в прежние годы и в результате которых цена обслуживания долга становится чрезмерной.
  • Коррупция в государственном секторе.
  • Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

Бюджетный дефицит следует отличать от так называемых кассовых разрывов, когда доходы и расходы разделены во времени, что вызывает недостаток средств в какой-то промежуточный период. Как правило, реальный бюджетный дефицит носит плановый характер: его максимальные предельно допустимые параметры утверждаются при принятии.

Существует несколько методов снижения уровня бюджетного дефицита. Во-первых, это можно сделать, проведя эмиссию денег. Такой путь неминуемо приведет к инфляции, т. е. к обесценению денег в обращении и подрыву доверия к национальной валюте.

Во-вторых, налоговое покрытие – введение дополнительных налогов, в т. ч. на определенные слои населения – «налог на богатых», некоторые виды деятельности компаний, например производство сигарет, и пр. В то же время увеличение налогового бремени в более долгосрочной перспективе ведет к сокращению производства, развитию теневой экономики.

В-третьих, секвестирование бюджета – пропорциональное уменьшение статей расходов в соответствии с доходами. Далеко не все статьи могут быть секвестированы – например, такие действия с обслуживанием внешнего долга будут расценены как дефолт. А сокращение затрат в социальном секторе способно привести к росту напряженности в обществе.

Для финансирования дефицита бюджета могут быть использованы как внешние, так и внутренние заимствования. Для этого на финансовый рынок выпускаются государственные ценные бумаги. Кроме того, одной из статей доходов в таком случае может стать продажа государственной собственности: запасов драгоценных металлов и камней, приватизация земельных участков и объектов природопользования, а также государственных предприятий.

На практике для того, чтобы оценить размер дефицита бюджета, используется его процентное отношение к ВВП. В таком исчислении бюджетный дефицит РФ составил в 2010 году 2,9 трлн рублей, или 5,4%, при этом Россия занимает 150-е место в мире. Наибольший дефицит бюджета у Ирландии — 32,4% и Ирака — 23,9%. Из наиболее развитых стран у Великобритании — 10,2%, у США — 8,8%, у Японии — 7,7%, у Франции — 6,9%, у Германии — 3,3%.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector