Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Субъектами государственного финансового управления являются

Субъекты государственного управления финансами

Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления:

1. Президент РФ (Администрация Президента РФ) регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает Федеральный закон о бюджете, имеет право вето на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием;

2. Федеральное Собрание РФ и его две палаты — Государственная Дума и Совет Федерации. Такое управление имеет место при рассмотрении и утверждении федерального бюджета России и утверждении отчета о его исполнении. Федеральное Собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.

3. Правительство РФ в области управления финансами:

· Разрабатывает и представляет в Государственную Думу федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение

· обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики

· Обеспечивает управление федеральной собственностью

4. Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов РФ.

· Составляет проект федерального бюджета

· Выступает эмитентом государственных ценных бумаг и проводит единую долговую политику

· Вносит в государственную Думу проекты законов в финансовой сфере

· Заключает от имени РФ договора о предоставлении государственных гарантий

· Разрабатывает и реализует единую налоговую, бюджетную, учетную политику, политику в области финансовых рынков.

Кроме того, Министерство финансов РФ осуществляет координацию и кон­троль деятельности находящихся в его ведении:

• Федеральной налоговой службы;

Федеральной службы финансово-бюджетного надзора;

• Федеральной службы по финансовому мониторингу.

Оно обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в РФ, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.

5. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности). Объекты контроля:

· кредитная кооперация и микрофинансовая деятельность;

· деятельность товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров;

· формирование и инвестирование средств пенсионных накоплений

6. Министерство экономического развития в области управления финансами осуществляет:

· разработку сводного финансового баланса РФ;

· разработку государственных прогнозов социально-экономического развития РФ, а также отраслей и секторов экономики;

· подготовку заключений на проекты федеральных целевых программ;

· проведение проверки инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять за счет средств федерального бюджета;

· управление особыми экономическими зонами и др.

4. Понятие финансового планирования, виды финансовых планов

Финансовое планирование – деятельность по обоснованию эффективности принимаемых экономических и социальных решений с учетом их обеспеченности источниками финансирования, оптимизации намечаемых затрат и достижения положительных конченых результатов.

Финансовое планирование является состав­ной частью управления финансами.

В ходе финансового планирования государственные органы и субъекты хозяйствования оценивают свое финансовое состояние, объемы финансовых ресурсов, выявляют возможности их увеличе­ния, направления их эффективного использования.

Таким образом, задачами финансового планирования являются:

· обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности государства и хозяйствующих субъектов;

· определение путей эффективного и рационального использования финансовых ресурсов;

· выявление резервов роста финансовых ресурсов;

· установление рациональных финансовых взаимоотношений между государством и организациями;

· решение задач долгосрочного социально-экономического развития страны с использованием финансовых методов.

Финансовое планирование и прогнозирование позволяет видеть идеальную картину будущего, а также сформировать комплекс мероприятий, которые позволят его достичь. Финансовое планирование основано на применении макроэкономических показателей, позволяющих прогнозировать социально-экономическое развитие, и направлено на достижение сбалансированности движения финансовых ресурсов, денежных и материальных потоков.

В каждой сфере финансовой системы присутствует необходимость разработки системы финансовых планов, отражающих особенности форм и методов образования и использования денежных фондов, отраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов.

Финансовый план — свод плановых финансовых показателей в виде баланса, бюджета, сметы, иных документов, в которых отражаются ожидаемые объемы формирования и использования финансовых ресурсов на планируемый период времени. Составляется преимущественно в форме баланса доходов и расходов.

На общегосударственном и территориальных уровнях финансовое планирование обеспечивается системой финансовых планов, которые увязываются с материальными и трудовыми балансами в стоимостном выражении. Каждый финансовый план решает задачи организации и управления финансами в конкретном звене управления.

Перспективное финансовое планирование осуществляется на всех уровнях власти в целях: обеспечения координации экономического и социального развития и финансовой политики; прогнозирования объемов финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения планируемых мероприятий; прогнозирования финансовых последствий реформ, программ; определения возможности реализации различных мер в области финансов.

Перспективный финансовый план, разрабатываемый на основе показателей прогноза экономического и социального развития государства, содержит данные о возможностях бюджета по мобилизации доходов и финансированию расходных статей бюджета. Этот план составляется на три года по укрупненным показателям бюджета и ежегодно корректируется на показатели уточненного прогноза социально-экономического развития государства.

Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетному плану, в котором отражаются движение бюджетного фонда, а также структура доходов и расходов. Одновременно определяются параметры распределения и перераспределения между отдельными звеньями финансовой системы, что связано с особенностями бюджетной политики государства.

Движение внебюджетных фондовпоказано соответственно в их финансовых планах (сметах) доходов и расходов. В доходной части указаны обязательные и добровольные взносы юридических и физических лиц. Размер страховых взносов установлен в процентах от фонда оплаты труда. Во внебюджетные фонды в ряде случаев поступают бюджетные средства, при недостатке ресурсов они могут использовать на возвратной основе средства друг друга. Таким образом, внебюджетные фонды тесно связаны между собой и с бюджетным фондом.

Децентрализованные финансовые планызначительно разнообраз­нее по сравнению с планами государственных органов власти и ме­стного самоуправления. Формы, виды и содержание финансовых планов зависят от ор­ганизационно-правовой формы субъектов хозяйствования, их от­раслевой принадлежности, других факторов. Все они предназначе­ны для обоснования кругооборота денежных средств отдельного уч­реждения или организации.

Показатели финансовых планов служат исходной информацией для анализа и оценки финансового положения государства, основой для перспективного планирования. Система финансовых планов позволяет выявить объективные взаимосвязи и долговременные тенденции изменения структуры источников финансовых ресурсов (доходов физических и юридических лиц), а также факторы, определяющие развитие этих тенденций в будущем.

Субъекты государственного управления финансами

Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления:

1. Президент РФ (Администрация Президента РФ) регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает Федеральный закон о бюджете, имеет право вето на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием;

2. Федеральное Собрание РФ и его две палаты — Государственная Дума и Совет Федерации. Такое управление имеет место при рассмотрении и утверждении федерального бюджета России и утверждении отчета о его исполнении. Федеральное Собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.

3. Правительство РФ в области управления финансами:

· Разрабатывает и представляет в Государственную Думу федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение

· обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики

· Обеспечивает управление федеральной собственностью

4. Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов РФ.

· Составляет проект федерального бюджета

· Выступает эмитентом государственных ценных бумаг и проводит единую долговую политику

· Вносит в государственную Думу проекты законов в финансовой сфере

· Заключает от имени РФ договора о предоставлении государственных гарантий

· Разрабатывает и реализует единую налоговую, бюджетную, учетную политику, политику в области финансовых рынков.

Кроме того, Министерство финансов РФ осуществляет координацию и кон­троль деятельности находящихся в его ведении:

• Федеральной налоговой службы;

Федеральной службы финансово-бюджетного надзора;

• Федеральной службы по финансовому мониторингу.

Оно обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в РФ, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.

5. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности). Объекты контроля:

Читать еще:  Управление финансами государственного учреждения

· кредитная кооперация и микрофинансовая деятельность;

· деятельность товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров;

· формирование и инвестирование средств пенсионных накоплений

6. Министерство экономического развития в области управления финансами осуществляет:

· разработку сводного финансового баланса РФ;

· разработку государственных прогнозов социально-экономического развития РФ, а также отраслей и секторов экономики;

· подготовку заключений на проекты федеральных целевых программ;

· проведение проверки инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять за счет средств федерального бюджета;

· управление особыми экономическими зонами и др.

Понятие финансового планирования, виды финансовых планов

Финансовое планирование – деятельность по обоснованию эффективности принимаемых экономических и социальных решений с учетом их обеспеченности источниками финансирования, оптимизации намечаемых затрат и достижения положительных конченых результатов.

Финансовое планирование является состав­ной частью управления финансами.

В ходе финансового планирования государственные органы и субъекты хозяйствования оценивают свое финансовое состояние, объемы финансовых ресурсов, выявляют возможности их увеличе­ния, направления их эффективного использования.

Таким образом, задачами финансового планирования являются:

· обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности государства и хозяйствующих субъектов;

· определение путей эффективного и рационального использования финансовых ресурсов;

· выявление резервов роста финансовых ресурсов;

· установление рациональных финансовых взаимоотношений между государством и организациями;

· решение задач долгосрочного социально-экономического развития страны с использованием финансовых методов.

Финансовое планирование и прогнозирование позволяет видеть идеальную картину будущего, а также сформировать комплекс мероприятий, которые позволят его достичь. Финансовое планирование основано на применении макроэкономических показателей, позволяющих прогнозировать социально-экономическое развитие, и направлено на достижение сбалансированности движения финансовых ресурсов, денежных и материальных потоков.

В каждой сфере финансовой системы присутствует необходимость разработки системы финансовых планов, отражающих особенности форм и методов образования и использования денежных фондов, отраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов.

Финансовый план — свод плановых финансовых показателей в виде баланса, бюджета, сметы, иных документов, в которых отражаются ожидаемые объемы формирования и использования финансовых ресурсов на планируемый период времени. Составляется преимущественно в форме баланса доходов и расходов.

На общегосударственном и территориальных уровнях финансовое планирование обеспечивается системой финансовых планов, которые увязываются с материальными и трудовыми балансами в стоимостном выражении. Каждый финансовый план решает задачи организации и управления финансами в конкретном звене управления.

Перспективное финансовое планирование осуществляется на всех уровнях власти в целях: обеспечения координации экономического и социального развития и финансовой политики; прогнозирования объемов финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения планируемых мероприятий; прогнозирования финансовых последствий реформ, программ; определения возможности реализации различных мер в области финансов.

Перспективный финансовый план, разрабатываемый на основе показателей прогноза экономического и социального развития государства, содержит данные о возможностях бюджета по мобилизации доходов и финансированию расходных статей бюджета. Этот план составляется на три года по укрупненным показателям бюджета и ежегодно корректируется на показатели уточненного прогноза социально-экономического развития государства.

Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетному плану, в котором отражаются движение бюджетного фонда, а также структура доходов и расходов. Одновременно определяются параметры распределения и перераспределения между отдельными звеньями финансовой системы, что связано с особенностями бюджетной политики государства.

Движение внебюджетных фондовпоказано соответственно в их финансовых планах (сметах) доходов и расходов. В доходной части указаны обязательные и добровольные взносы юридических и физических лиц. Размер страховых взносов установлен в процентах от фонда оплаты труда. Во внебюджетные фонды в ряде случаев поступают бюджетные средства, при недостатке ресурсов они могут использовать на возвратной основе средства друг друга. Таким образом, внебюджетные фонды тесно связаны между собой и с бюджетным фондом.

Децентрализованные финансовые планызначительно разнообраз­нее по сравнению с планами государственных органов власти и ме­стного самоуправления. Формы, виды и содержание финансовых планов зависят от ор­ганизационно-правовой формы субъектов хозяйствования, их от­раслевой принадлежности, других факторов. Все они предназначе­ны для обоснования кругооборота денежных средств отдельного уч­реждения или организации.

Показатели финансовых планов служат исходной информацией для анализа и оценки финансового положения государства, основой для перспективного планирования. Система финансовых планов позволяет выявить объективные взаимосвязи и долговременные тенденции изменения структуры источников финансовых ресурсов (доходов физических и юридических лиц), а также факторы, определяющие развитие этих тенденций в будущем.

Дата добавления: 2015-04-01 ; просмотров: 516 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Субъекты управления финансами

Понятие финансов

Финансы являются неотъемлемой частью жизни общества. Они проникают во все ее сферы и поддерживают отношения между субъектами экономических отношений. С их помощью можно отследить объем совокупного предложения, уровень потребления, интенсивность деловой активности, хозяйственный потенциал, благосостояние населения, темпы экономического развития, платежеспособность субъекта, наличие резервных фондов и так далее. Они дают полную информацию о текущем состоянии исследуемого объекта, а также его потенциале.

Финансы описывают ту часть денежных отношений, которая касается создания резервных фондов частного пользования, либо формирования и использования государственного бюджета. Макроэкономическое распределение бюджета связано с распределением совокупного дохода, либо общественного продукта. Финансы являются одним из инструментов государственного воздействия на работу рыночного механизма. Кроме того, они позволяют выявить дополнительные резервы роста или экономической стабилизации. Основная задача финансовой деятельности – обеспечение хозяйственных отношений между субъектами при обеспечении индивидуальных интересов каждого из участников.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Среди принципов финансового обращения можно выделить:

  • формирование единого правого поля;
  • проведение стандартизации обмена данными и документами;
  • создание единых условий для кредитной, денежной и фискальной политики;
  • целевое использование денег;
  • диверсификация источников дохода, а также проектов инвестирования;
  • обеспечение рыночного баланса.

Функции финансов, прежде всего, связаны с созданием условий для движения денежных средств между субъектами, объектами отношений, территориями, странами, отдельными регионами. Они позволяют равномерно распределять национальные, международные и общемировые средства. Кроме того, финансы дают возможность государству воздействовать на экономическую стабильность и рост путем решений финансовой политики. Например, могут сокращаться или увеличиваться субсидии, изменяться объемы государственных закупок, применяться налоговые льготы и так далее. Можно сказать, что финансы не только определяют направленность денежного обращения, финансовый результат, но и позволяют решать вопросы в социальной, политической и экономической жизни общества.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Роль и значение финансового менеджмента

Современные системы хозяйствования придерживаются рыночной модели отношений. Для них характерна свобода субъектов, их стремление к индивидуальной выгоде. Максимизация дохода осуществляется за счет сбытовых операций, частью которых является взаимный финансовый расчет. Получается, что все субъекты связаны между собой не только хозяйственными, но и финансовыми отношениями. Любое изменение в работе одного субъекта моментально сказывается на всех его связях. Одним из ярких примеров является финансовый кризис 2008 года, который начался с проблем на ипотечном рынке США, но постепенно распространился на всю финансовую систему мира. Кроме того, он стал причиной глубоко экономического спада.

Управление финансами, прежде всего, направлено на оптимизацию работы сферы обращения. С его помощью осуществляется координация действий, связанных с увеличением финансового результата, повышением эффективности использования денежных ресурсов. Объектами управления могут выступать средства домашних хозяйств, деньги реального сектора, государственные бюджетные средства. Финансовый менеджмент решает две задачи, а именно, диверсифицирует источники формирования доходов, а также ищет новые направления для инвестирования.

Управление финансовой деятельностью предполагает прохождение следующих этапов:

  1. Предварительный анализ.
  2. Разработка стратегического и тактического плана.
  3. Внедрение управленческих решений в реальную деятельность.
  4. Обеспечение обратной связи.
  5. Контроль и внесение изменений в план.

Постоянный мониторинг финансовой деятельности, сбор и анализ данных позволяют своевременно реагировать на любые изменения в системе хозяйствования. Финансовый данные показывают не только текущее положение субъекта, его платежеспособность, но также дают возможность принять обоснованные решения в смежных областях его экономического развития.

Субъекты управления финансами

Значимость управления финансами была определена выше. Субъектами финансового менеджмента выступают органы, специальные службы и подразделения различных объектов, чьей основной деятельностью является обеспечение контроля над исполнением внутреннего финансового законодательства страны.

Читать еще:  Государственный финансовый контроль определение разных авторов

В России на общегосударственном уровне субъекты управления финансами осуществляют законотворческую деятельность, а также реализуют исполнение принятых решений на практике. К этим субъектами относятся Президент РФ, Правительство, Федеральное собрание. Непосредственными исполнителями принятых распоряжений и законов становятся Министерство финансов, а также Федеральные налоговая и таможенная службы.

На региональном и муниципальном уровне существует своя иерархия органов финансового управления. Например, это может быть законодательное собрание муниципального субъекта. Если говорить об отдельных предприятиях или индивидуальных предпринимателях, то их финансовая деятельность определяется уставными документами, а также организационно-правовой формой. Каждый индивид так же может быть субъектом финансового управления, осуществляя менеджмент собственных средств.

В России главным исполнительным и контролирующим органом управления финансами выступает Министерство финансов России. В его обязанности входят:

  • Финансовое планирование для всей экономики в целом, а также для отдельный отраслей.
  • Осуществление методического руководства.
  • Разработка бюджета на федеральном уровне.
  • Составление консолидированного бюджета.
  • Контроль и отчетность использования федеральных бюджетных средств.

Так же, Министерство финансов принимает участие в прогностической деятельности, стратегическом и тактическом планировании. Оно занимается вопросами улучшения бюджетной системы, а также вносит предложения по оптимизации кредитно-денежной политики.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Субъекты и объекты финансового управления

Содержание финансовой деятельности предприятия.

Финансовая деятельность предприятия — это организация финансовых отношений, возникающих у него в процессе работы с другими юридическими и физическими лицами.

Основной целью финансовой деятельности является обеспечение нормального кругооборота средств как условия бесперебойной деятельности, осуществления всех необходимых расходов и платежей и получения прибыли, а затем и денежных средств. Выявление причин нарушения нормального кругооборота позволяет принимать решения по методам их устранения.

Нормальная финансовая работа обеспечивает превышение денежных доходов над денежными расходами, осуществление необходимых инвестиций, возможность формирования резервов на компенсацию ущерба или убытка при возникновении рисковых ситуаций. Практически риски возникают при осуществлении предприятием всех видов деятельности.

При нормальной финансовой деятельности выручка от продаж — основной источник возмещения затрат на производство продукции и формирования фондов денежных средств. Своевременное и полное поступление выручки от продаж обеспечивает бесперебойность процесса деятельности предприятия, непрерывность кругооборота средств. Поступление выручки от продаж свидетельствует о завершении кругооборота средств. До ее поступления издержки производства и обращения финансируются за счет источников формирования оборотных активов. Результат кругооборота вложенных в деятельность средств — возмещение затрат и создание собственных источников финансирования в форме амортизации и прибыли.

Содержание понятия финансового менеджмента

Под финансовым менеджментом понимают:

  • систему управления формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта и эффективным кругооборотом его денежных средств;
  • систему взаимоотношений между различными субъектами по поводу привлечения и использования финансовых ресурсов;
  • науку и практику управления финансами предприятий, направленную на достижение его тактических и стратегических целей;
  • управление финансовыми ресурсами и имуществом предприятия;
  • управление системой денежных отношений (финансами), выражающихся в образовании доходов (денежных фондов и ресурсов), осуществлении расходов (распределении и перераспределении фондов, ресурсов), контроле эффективности названных выше процессов;
  • управление активами и пассивами предприятия в целях поддержания платежного баланса и обеспечения необходимой ликвидности предприятия;
  • управление финансовыми потоками предприятия..

цель финансового менеджмента — максимизация благосостояния собственников с помощью рациональной финансовой политики на основе:

  • долгосрочной максимизации прибыли;
  • максимизации рыночной стоимости предприятия.

Задачи финансового менеджмента

Задачи финансового менеджмента в современных условиях хозяйствования предприятий:

  • формирование объема финансовых ресурсов, необходимого для обеспечения текущей деятельности организации и направлений его развития;
  • наиболее эффективное использование финансовых ресурсов;
  • оптимизация денежного оборота и расходов (затрат);
  • устранение неэффективных участков деятельности;
  • максимизация прибыли предприятия;
  • минимизация уровня финансового риска;
  • эффективное управление ресурсами в целях увеличения стоимости предприятия;
  • обеспечение устойчивых темпов роста экономического потенциала предприятия;
  • оценка потенциальных финансовых возможностей предприятия на предстоящие периоды;
  • применение методик оценки эффективности принимаемых финансовых решений;
  • избежание банкротства (антикризисное управление);
  • обеспечение текущей финансовой устойчивости и целевой рентабельности на основе построенной системы показателей эффективности.

Субъекты и объекты финансового управления

Как система управления финансовый менеджмент предполагает наличие субъекта и объекта управления. В качестве субъектов управления на предприятии могут выступать должностные лица финансовой службы либо работники, в компетенцию которых входит управление организацией денежного оборота предприятия. Финансовая деятельность может быть распределена между службами и исполнителями, находящимися на разных иерархических уровнях управления. Поскольку малый бизнес не предполагает глубокого разделения управленческих функций, в качестве субъектов финансового менеджмента могут выступать руководитель предприятия и бухгалтер.

На крупных предприятиях для управления финансами создаются самостоятельные подразделения — финансовые службы и дирекции. Финансовый директор (вице-президент по финансовым вопросам) — главный ответственный финансист. Функции субъекта финансового управления могут быть также делегированы финансовому менеджеру, главному бухгалтеру, административному директору, руководителю финансово-сбытовой службы, казначею, другим уполномоченным. Создание финансовой дирекции, определение круга ее задач и возможностей являются прерогативой высшего органа управления предприятия — совета директоров, наблюдательного совета и т.п.

Объектами управления в финансовом менеджменте являются денежные поступления и выплаты, составляющие денежный оборот предприятия. Управляемый денежный поток представляет замкнутый цикл притока и оттока средств предприятия, размеры которого зависят от объема продаж, величин дебиторской и кредиторской задолженности, необходимых запасов, структуры капитала, финансовых ресурсов и т.п. Потоки денежных средств предприятия имеют определенные источники: собственный капитал, заемные средства, другие пассивы. Направление использования средств предполагает создание различных активов.

Таким образом, объекты финансового управления представляют собой активы и пассивы (финансовые обязательства) предприятия, формирующиеся в процессе текущей деятельности, осуществления инвестиций.

Объекты финансового менеджмента — активы и пассивы предприятия тесно связаны между собой. Решение об осуществлении вложений в определенные активы предполагает наличие источников финансирования. Цена привлекаемых источников может быть разной, и это отразится на принимаемом решении. Собственные ресурсы в отличие от заемных не могут быть оценены с точки зрения платы за ресурсы, но могут использоваться достаточно эффективно при выборе варианта инвестирования. Таким образом, объекты финансового менеджмента находятся в постоянном взаимодействии и их взаимообусловленность ставит перед субъектом управления задачу разработки вариантов возможных действий, обеспечивая рациональную мобилизацию и использование средств. Вопрос: где взять средства и как с наибольшей выгодой ими распорядиться, никогда не будет иметь однозначного ответа. Поиск альтернатив, наиболее удачных вариантов решения — искусство финансового менеджера.

4 Сущность финансового механизма

Финансовый механизм предприятия Финансовый механизм есть инструмент воздействия финансов на хозяйственный процесс, под которым понимается совокупность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности хозяйствующего субъекта. Поэтому Финансовый механизм выполняет те же функции, что и финансы. Вместе с тем финансовому механизму, как инструменту воздействия финансов, присущи свои конкретные функции, а именно: а) организация финансовых отношений; б) управление денежным потоком, движением финансовых ресурсов и соответствующей организацией финансовых отношений. Содержание первой функции финансового механизма является создание им стройной системы денежных отношений, учитывающей специфику осуществления хозяйственного процесса в той или иной сфере предпринимательства или некоммерческой деятельности. Действие второй функции финансового механизма выражается через функционирование финансового менеджмента. Финансовый менеджмент – это система рационального управления процессами финансирования хозяйственной деятельности предпринимательской организации. В процессе функционирования финансовый менеджмент опирается на Финансовый механизм. Финансовый механизм состоит из двух подсистем: • управляющей; • управляемой. Управляющая подсистема включает в себя финансовую службу предприятия и ее подразделения, таким образом, субъектом управления финансового механизма являются финансовая служба и ее отделы (департаменты), а также финансовые менеджеры.

5Функции финансовых служб предприятия

Основными функциями финансовой службы предприятия являются: управление ликвидностью активов предприятия; организация эффективных взаимоотношений с банками и другими инвесторами; управление заемными средствами; управление финансовыми рисками; формирование оптимальной структуры капитала предприятия; поиск новых источников финансирования; оценка и реализация инвестиционных проектов; контроль валютных операций; проведение операций с ценными бумагами и формирование портфеля ценных бумаг, способного обеспечить финансовую устойчивость и стабильность предприятия; проведение обоснованной дивидендной политики; диверсификация инвестиционной деятельности; прогнозирование финансовых состояний (ситуаций); планирование финансовой деятельности; регулирование денежного оборота; учет затрат и результатов производственной, инвестиционной, и финансовой деятельности; анализ и оценка эффективности использования и вложения капитала; контроль над расходованием и поступлением денежных средств на всех этапах производственно — коммерческого цикла; обеспечение правовой законности и защищенности хозяйственных операций с капиталом и финансовыми ресурсами предприятия; налаживание нормальных финансовых взаимоотношений со всеми участниками коммерческой операции; выявление рейтинга предприятия и его основных конкурентов; анализ финансовых результатов и финансового состояния предприятия и его клиентов.

Читать еще:  Что такое финансовая система государства

6 Информационное обеспечение финансового менеджмента представляет собой единство внутренних и внешних источников информации. Оно заключается в подготовке, нахождении и использовании общеэкономической, бухгалтерской, финансовой, коммерческой, статистической и другой информации для нужд управления финансами.

Основным источником информации для управления финансами на предприятии являются бухгалтерская отчетность, а также обеспечение менеджмента электронными системами коммуникаций.

Для крупных предприятий и организаций управление — одна из наиболее острых, а иногда и критических проблем, поэтому необходимы постоянное повышение квалификации и компьютерной грамотности финансовых менеджеров. В настоящее время система бухгалтерского учета автоматизируется.

Но, несмотря на очевидные преимущества, перевод бумажных документов в электронную форму — сложная проблема. Для крупных предприятий это связано с огромным потоком документов, для мелких — с их финансовыми возможностями, наличием квалифицированных кадров и т.п. Создаются автоматизированные рабочие места (АРМ) финансовых менеджеров, которые представляют собой малые вычислительные системы, ориентированные на автоматизацию управления финансами предприятия.

В финансовом менеджменте используются учетные и внеучетные источники информации.

К учетным источникам информации относят бухгалтерский учет и отчетность; статистический учет и отчетность; оперативный учет и отчетность; выборочные учетные данные.

В финансовую отчетность предприятия включаются:

1) баланс предприятия — он состоит из двух частей. В первой части показываются активы, во второй – пассивы предприятия. Обе части всегда сбалансированы: итоговая сумма строк по активу равна итого–вой сумме строк по пассиву;

2) отчет о финансовых результатах — он содержит сравнение суммы всех доходов предприятия от продажи товаров и услуг или других статей доходов и поступлений с суммой всех расходов, понесенных предприятием для поддержания его деятельности за период с начала года;

3) отчет о движении капитала — в этой форме отражаются данные о наличии и движении составляющих капитала: уставного (складочного) капитала, добавочного капитала, резервного капитала, фондов накопления и социальной сферы, образуемых в соответствии с учредительными документами и принятой учетной политикой, а также средств целевого финансирования (поступлений и нераспределенной прибыли) прошлых лет;

4) отчет о движении денежных средств. Сведения о движении денежных средств представляются в валюте РФ. сведения представляются в разрезе видов деятельности (она может быть основной, финансовой и инвестиционной);

5) приложение к бухгалтерскому балансу. В данной форме дается расшифровка отдельных статей основных форм отчетности, т.е. присутствуют статьи «Движение заемных средств», «Дебиторская и кредиторская задолженность», «Амортизируемое имущество», «Нематериальные активы», «Права на объекты интеллектуальной (промышленной) собственности», «Права на пользование обособленными природными объектами», «Организационные расходы», «Деловая репутация организации», «Нематериальные активы» и т.д.

Во внеучетную информацию включаются: директивная информация в виде законов, постановлений Правительства РФ, указаний вышестоящих организаций, инструкций; нормативно-плановая информация в виде бизнес-планов, нормативов, прейскурантов, справочников; материалы ревизий, инвентаризаций, проверок банков и налоговых инспекций; объяснительные и докладные записки и т.д.

Субъекты и структура органов управления государственными финансами.

Под термином «управление» понимается сознательное воздействие с целью развития и совершенствования объекта. Государство должно совершенствовать систему отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества, осуществлять контроль за рациональным их использованием.

Финансовая политика — это совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов. Она (политика) позволяет соединить потенциальные возможности управления, заложенные непосредственно в самих финансах (объектах управления), с конкретными методами работы, организацией органов финансовой системы (субъектов управления). Во всех государствах финансовая политика реализуется через финансовую систему, деятельность которой строится в соответствии со следующими принципами:

• управление финансами в соответствии с особенностями каждого звена системы финансов;

• общность функций всех финансовых учреждений;

• руководство центра при активном участии нижестоящих органов управления.

Цель проведения финансовой политики, а следовательно, управления финансами — финансовая устойчивость, которая проявляется в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, отсутствии государственного долга, твердой национальной валюте, в конечном счете в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества. Конкретными методами и формами проведения финансовой политики выступают: финансовое планирование, прогнозирование, программирование; финансовое регулирование; финансовый контроль; принятие финансового законодательства; система методов мобилизации финансовых ресурсов. В результате действенной финансовой политики осуществляется перераспределение валового внутреннего продукта, обеспечивающее выравнивание уровней развития субъектов РФ, сочетание интересов всех хозяйствующих субъектов.

Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления:

— Президент РФ (администрация Президента) — регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает Федеральный закон о бюджете, имеет право вето на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием;

— Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы, — устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и др.);

— Правительство РФ — формирует федеральный бюджет, выступает как единый центр управления финансами.

Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов РФ. Оно обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в Российской Федерации, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.

Министерству финансов РФ предоставлены широкие права: получать от министерств, ведомств, предприятий, учреждений материалы, необходимые для составления и исполнения бюджетного плана; ограничивать и приостанавливать финансирование в случае нарушения финансовой дисциплины; проводить ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

В настоящее время в аппарат Министерства финансов РФ входят следующие структурные подразделения:

— бюджетный департамент, основными функциями которого являются разработка бюджетной политики, составление федерального бюджетного плана, разработка консолидированного бюджетного плана РФ, бюджетное регулирование;

— Главное управление Федерального казначейства, которое организует и осуществляет кассовое исполнение федерального бюджета, а также контроль за поступлением и расходованием средств по счетам казначейства в банках (на основе принципа единства кассы), регулирует отношения между федеральным бюджетом РФ и внебюджетными фондами, составляет отчетность об исполнении федерального бюджетного плана;

— Департамент налоговых реформ;

— Департамент ценных бумаг и финансового рынка;

— Департамент иностранных кредитов и внешнего долга;

— отраслевые департаменты (оборонного комплекса, строительства и строительной индустрии, пищевой промышленности, охраны природы и др.);

— Департамент валютно-экономического регулирования.

Министерство РФ по налогам и сборам и Федеральная служба налоговой полиции осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные фонды налогов, сборов и других платежей.

Таможенные органы РФ в соответствии с положениями Таможенного кодекса РФ имеют полномочия в области проведения таможенной политики, таможенно-тарифного регулирования, взимания таможенных платежей, связанных с перемещением товаров через границу России.

Министерство государственного имущества организует управление государственным имуществом с целью получения доходов неналогового характера (арендной платы, доходов от продажи государственного имущества).

Федеральная комиссия по ценным бумагам контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд.

Система Центрального банка РФ — важный орган реализации денежно-кредитной и финансовой политики. Центральный банк РФ наряду с Федеральным казначейством осуществляет кассовое исполнение бюджета, контроль за деятельностью других кредитных институтов.

Для контроля за выполнением финансового законодательства создан специальный контрольный орган — Счетная палата РФ, чьим основным назначением является контроль за федеральными денежными средствами. Счетная палата независима от Правительства РФ и подотчетна Федеральному Собранию РФ.

Проведение финансовой политики в субъектах РФ, их административно-территориальных и муниципальных образованиях осуществляют соответствующие финансовые учреждения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector