Задачи государственного финансового контроля в рф
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Контроль можно классифицировать по различным признакам.
По видам контроль делится на государственный контроль, аудит и общественный контроль.
Общественный контроль осуществляется общественными организациями. Государственный финансовый контроль в РК призван обеспечить проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики в целях защиты ее финансовых интересов. Его осуществляют государственные и административные органы. При осуществлении своих функций органы государственного финансового контроля имеют право проводить ревизии и проверки, получать письменные и устные объяснения от должностных лиц и граждан при проведении ревизий и проверок, направлять представления и предписания по результатам проведенной ревизии или проверки в государственные органы государственной власти, органы власти субъектов РК, а также руководителям других объектов контроля.
К основным задачам государственного финансового контроля относятся:
1) контроль за образованием и использованием государственных средств РК и ее субъектов;
2) контроль за деятельностью органов исполнительной власти, на которые возложено практическое проведение финансовой, бюджетной, кредитной, денежной, налоговой и валютной политики; 3) проверка законности и правильности распределения финансовых средств государства и ведения бухгалтерского учета;
4) проверка эффективности и экономности расходования государственных средств;
5) проверка правильности расчета и уплаты налогов.
Объектами государственного финансового контроля являются:
1) государственные органы и структуры;
2) промышленные и коммерческие предприятия, финансируемые за счет бюджетных средств или получающие государственные субсидии;
3) общественные неправительственные организации и физические лица в части уплаты налогов и осуществления деятельности, регулируемой государством.
Государственный финансовый контроль возлагается на Счетную палату РК, Национальный банк РК, Министерство финансов РК и его структурные подразделения (Государственное казначейство, Департамент государственного финансового контроля и аудита, Государственную налоговую службу РК, Государственную таможенную службу РК, Государственную службу РК по валютному и экспортному контролю, контрольные и финансовые органы государственных органов исполнительной власти, контрольные органы субъектов РК и местного самоуправления, главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств).
Счетная палата РК должна организовывать и осуществлять контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей государственного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению.
Национальный банк РК организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране и осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков, а также контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами.
Главное контрольное управление Президента РК контролирует деятельность органов контроля и надзора при государственных органах исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РК, рассматривает жалобы и обращения граждан и юридических лиц.
Министерство финансов РК осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств; за исполнением бюджетов субъектов РК и местных бюджетов.
Государственная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет надзор за исполнением законодательства РК о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля государственных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РК и органов местного самоуправления.
Департамент государственного финансового контроля и аудита, а также Государственная служба финансово-бюджетного надзора осуществляют контроль за операциями с бюджетными средствами, осуществляемыми главными и нижестоящими распорядителями, а также получателями бюджетных средств, кредитными организациями. Указанные органы участвуют в осуществлении контроля за поступлением доходов от имущества, находящегося в государственной собственности, организует и проводит ревизии и финансовые проверки в организациях по обращениям органов государственной власти субъектов РК и органов местного самоуправления.
Государственное казначейство проводит предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, кредитными организациями, другими организациями по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов, взаимодействует с другими государственными органами исполнительной власти в процессе указанного контроля и координирует их работу.
Государственная налоговая служба РК контролирует полноту и своевременность поступления платежей в соответствующий бюджет.
Основным направлением ее деятельности является предупреждение, выявление, пресечение и расследование налоговых преступлений или административных правонарушений.
Государственная таможенная служба осуществляет контроль за исполнением нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.
Главные распорядители, распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за использованием бюджетных средств их получателями.
При самостоятельном исполнении бюджетов контрольные органы субъектов РК и местного самоуправления осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств.
9. Организация и задачи финансового контроля в РФ
9. Организация и задачи финансового контроля в РФ
Государственный контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации страны, он распространяется как на государственные организации, так и на негосударственную сферу экономики – коммерческие организации и граждан.
В соответствии с российским законодательством государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организаций денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот.
Финансовый контроль государственных организаций – это контроль над разработкой, утверждением и исполнением бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль над финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, банков и финансовых корпораций. Оперативный контроль возложен на следующие государственные органы – Счетную палату РФ, Банк России, Министерство финансов РФ (Главное управление Федерального казначейства и Департамент государственного финансового контроля и аудита), Министерство РФ по налогам и сборам, ГПК РФ, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти. Он проводится в ходе исполнения бюджета, смет расходов бюджетных учреждений повседневно в течение бюджетного года с целью выявления нарушений бюджетно-налоговой дисциплины, соблюдения финансовых норм и нормативов, установленных показателей по формированию и использованию бюджетного и внебюджетного фондов денежных средств государства. Текущий контроль опирается на первичные документы оперативного бюджетно-бухгалтерского учета и отчетности.
При этом осуществляется не только контрольная работа. Она невозможна без текущего анализа, посредством которого выявляется уровень собираемости налоговых и неналоговых доходов бюджета, своевременное и целенаправленное финансирование федеральных, региональных и местных программ, размер бюджетного дефицита и источники его покрытия, дается оценка действующему бюджетному законодательству, исследуются вопросы регулирования и стимулирования социально-налогового механизма. Оперативный контроль предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов.
К деятельности органов государственного контроля примыкает контрольная деятельность органов представительной власти, а также Президента РФ. Такой контроль осуществляется при рассмотрении и принятии законов и прежде всего при рассмотрении и утверждении проектов федерального и нижестоящих бюджетов, бюджетов государственных и местных внебюджетных фондов, а также при утверждении отчетов об их исполнении. Комитеты Государственной думы РФ по бюджету и налогам, финансам и банкам и соответствующие подкомитеты ведут экспертно-аналитическую работу по финансовым вопросам, дают заключение по проекту федерального бюджета, занимаются оценкой законодательных предложений по вопросам налогообложения, банковской и других видов финансовой деятельности.
Понятие финансового контроля негосударственной сферы экономики и граждан со стороны государства затрагивает сферу соблюдения финансовой дисциплины, т. е. выполнения перед государством следующих денежных обязательств:
1) уплата налогов и других обязательных платежей;
2) соблюдение установленных законодательством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности. Деятельность органов финансового контроля регламентируется письмом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 10.11.2005 г. № 09-2/1773 «О государственном финансовом контрольном органе».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Cистема государственного финансового контроля в России
Финансовый контроль – это завершающая стадия управления финансами в государстве, и то же время – необходимое условие эффективности управления ими.
Сущность финансового контроля
Необходимым элементом в любом обществе с товарно-денежными отношениями является финансовый контроль. В рыночных условиях хозяйствования государственная финансовая система функционирует и управляется в основном за счет норм финансового права.
Финансовый контроль – это неотъемлемая часть управленческой системы, некая форма обратной связи, с помощью которой управляющей системе поступает информация о положении дел в управляемой системе. В рамках финансового контроля проверяются выполненные управленческие решения, соблюдение нормативов и условий деятельности.
Финансовый контроль выступает механизмом обеспечения законности всех работ, связанных с финансами в органах исполнительной власти.
К основным задачам финансового контроля относятся:
- Проверка выполнения организациями и гражданами финансовых обязательств перед государственными органами;
- Проверка правильности использования денежных ресурсов, которых находятся в хозяйственном ведении или же оперативном управлении государственных или муниципальных предприятий;
- Проверка правильности совершения различных финансовых операций, расчетов денежными средствами, их хранения;
- Определение внутренних производственных резервов;
- Предупреждение и устранение при необходимости нарушений финансового порядка.
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Контроль – это важный элемент в процессе государственного управления, способствующий реализации задач бюджетной системы страны.
Финансовый контроль обеспечивает:
- Правильность составления бюджета и его исполнения;
- Соблюдение бюджетного и налогового законодательства, грамотность ведения бухучета и отчетности;
- Целевое и эффективное использование государственных бюджетных средств, а также внебюджетных фондов;
- Определение резервов увеличения доходов бюджета и экономии ресурсов;
- Эффективное распределение фондов поддержки регионов и т.д.
Объект государственного финансового контроля – бюджетная система, которая представляет собой совокупность бюджетов разных уровней и внебюджетных фондов государства.
Органы государственного финансового контроля РФ
Согласно Бюджетному кодексу РФ и иным нормативно-законодательным актам, государственный финансовый контроль осуществляется законодательными органами власти, органами исполнительной власти, местного самоуправления.
Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!
Государственный финансовый контроль в РФ осуществляют следующие органы:
- Законодательные органы публичной власти;
- Законодательные органы субъектов страны;
- Министерство финансов РФ;
- Федеральная налоговая служба;
- Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
- Федеральная служба страхового надзора;
- Федеральное казначейство;
- Центральный банк России;
- Финансовая служба по мониторингу финансов;
- Федеральная таможенная служба.
Рассмотрим подробнее каждый из перечисленных государственных органов.
К задачам законодательных органов публичной власти относится финансовый контроль в процессе законотворческой и управленческой деятельности, а также осуществление контроль через образуемые ими контролирующие органы. К таким органам относятся: Счетная палата РФ, контрольные палаты и др. Счетная палата контролирует использование федерального имущества и средств, исполнение бюджетов различных уровней, эффективность и результативность расходования средств государства и т.д.
Законодательные органы субъектов страны создают собственные региональные контрольно-счетные органы, которые контролируют исполнение региональных бюджетов.
Важнейшим органом финансового контроля на уровне государства в РФ Министерство финансов. К его функциям относится разработка и утверждение методологии и методического обеспечения финансового контроля. Минфин РФ руководит, координирует и контролирует входящие в его структуру органы.
Одним из таких органов является Федеральная налоговая служба, которая осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, ведет учет налогоплательщиков, а также объектов налогообложения и т.д.
К функциям Федеральной службы финансово-бюджетного надзора относятся надзор и контроль в финансово-бюджетной сфере, в валютных отношениях.
Осуществление контрольно-надзорной деятельности на рынке страхования – это полномочия Федеральной службы страхового надзора.
Федеральное казначейство ведет учет бюджетных средств, осуществляет как предварительный, так и текущий контроль над операциями по счетам распорядителей и получателей средств из бюджета страны и т.д.
ЦБ РФ контролирует денежную массу в обращении и осуществляет банковский надзор в целом.
Федеральная служба по мониторингу финансов осуществляет контроль выполнения организациями и физлицами законодательства о противодействии теневым доходам.
Федеральная таможенная служба выполняет функции проведения контроля на таможне.
Планирование финансового контроля на государственном уровне
Планирование государственного финансового аудита хозяйствующих субъектов предусматривает:
- Сбор информации, т.е. получение основной информации об объекте контроля;
- Оценку, т.е. анализ полученных данных, формирование общего представления о требованиях к деятельности объекта аудита и т.д.
- План финансового аудита государственного уровня должен включать:
- Цели аудита, органы, его проводящие;
- Данные о деятельности субъекта проверки: цель деятельности, структуру объекта, численность сотрудников, показатели деятельности и т.д.;
- Факторы риска, т.е. обоснование предварительно выявленных факторов риска;
- Объемы аудита;
- График проведения аудита.
Так и не нашли ответ
на свой вопрос?
Просто напиши с чем тебе
нужна помощь