Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

К элементам платежной системы не относятся

Элементы национальной платежной системы

Элемент системы — это структурная единица системы, не подлежащая делению в данных условиях рассмотрения системы[108].

К числу основных элементов национальной платежной системы Комитет по платежным и расчетным системам относит[109]:

— платежные инструменты, применяемые для инициирования и направления перевода денежных средств со счетов плательщиков на счета получателей платежей, открытые в финансовых организациях;

— процедуры по обработке и клирингу платежных инструментов, обработке и доведению платежной информации, а также переводу денежных средств между учреждениями-плательщиками и учреждениями-получателями;

— финансовые организации, предоставляющие расчетные счета, инструменты и услуги частным клиентам и предприятиям, а также организации, осуществляющие в интересах указанных учреждений управление платежными операциями, клирингом и расчетными сетями;

— рыночные правила, нормы, а также контрактные договоренности по созданию, тарификации, официальной передаче и приобретению различных платежных инструментов и услуг;

— законодательство, стандарты, правила и процедуры, установленные законодательными, судебными, регламентирующими и платежными организациями и определяющие механизмы проведения платежных операций, связанных с переводом денежных средств, а также правила поведения на рынках платежных услуг.

Национальная платежная система включает в себя все формы институционального и инфраструктурного взаимодействия при переводе денежных средств от плательщика к получателю[110].

Инфраструктурные элементы – элементы национальной платежной системы, предназначенные для предоставления платежных услуг финансовым организациям или непосредственно клиентам конкретных организаций. К инфраструктурным элементам относятся: 1) платежные инструменты, используемые для инициирования и направления перевода денежных средств со счетов плательщиков на счета получателей в финансовых учреждениях; 2) платежные инфраструктуры, обеспечивающие инициирование клиринга платежных инструментов, обработку и передачу платежной информации, а также перевода денежных средств между клиентам (гражданам, предприятиям и государственным органам), и организациям, которые являются операторами платежной инфраструктуры; 2) поставщики услуг, сетей, информационных и компьютерных технологий, операционных процедур и правил.

Институциональные элементы – элементы, за счет которых достигается функциональная взaимоcвязь договоренностей инфраструктурного плана и заинтересованных в национальной платежной системе лиц. К институциональным элементам относятся: 1) различные виды рыночных механизмов (например, стандарты, конвенции и договоры о создании, ценообразовании и использовании различных платежных инструментов и услуг), которые определяют необходимые условия для организации сотрудничества в индустрии платежей всех заинтересованных сторон; 2) финансовые (центральный и коммерческие банки) и прочие организации, являющиеся операторами сетей операционных, клиринговых и расчетных услуг по платежам для этих финансовых учреждений, обеспечивающие оказание платежных услуг в интересах потребителей; 3) правовые и регулятивные механизмы организации рынка (законы, стандарты и процедуры) и соответствующие правила проведения расчетов, установленные законодателями, судами, регуляторами, операторами систем и контролерами со стороны центрального банка, создающие прочную правовую основу национальной платежной системы; 4) регулятивные механизмы для организации взаимодействия основных заинтересованных лиц.

Данные группировки институциональных и инфраструктурных элементов национальной платежной системы в их взаимодействии и определяют направления ее развития и оказывают прямое влияние на выбор инструментов регулирования и методов управления рисками платежных систем.

Комитет по платежным и расчетным системам рассматривает элементы национальной платежной системы в определенном взаимодействии (см. рис. 1) [111].

Рис. 1. Национальная платежная система (основные элементы и их взаимодействие)

Каждый из элементовнациональной платежной системы, имеет свое назначение и наделен присущими лишь ему свойствами, необходимыми для построения и функционирования системы в целом.

Так, платежные инструменты используются для инициирования и направления перевода денежных средств со счетов плательщиков на счета получателей в финансовых учреждениях.

Платежные инструменты — любые инструменты, предоставляющие держателю/пользователю возможность для перевода денежных средств[112];

Платежные инфраструктурыиспользуются для инициирования клиринга платежных инструментов, обработки и передачи платежной информации, а также перевода денежных средств между учреждениями-плательщиками и получателями.

Платежные инфраструктурыкомплекс взаимосвязанных обслуживающих структур, подчинённый единым нормам и правилам, обеспечивающий инициирование клиринга платежных инструментов, обработку и передачу платежной информации, а также перевод денежных средств между клиентам (гражданам, предприятиям и государственным органам), и организациям, которые являются операторами платежной инфраструктур.

Ключевые компоненты инфраструктуры представлены операционными, клиринговыми и расчетными услугами, услугами средств коммуникации. Эти компоненты включают: операционные процедуры и правила, информационные и компьютерные технологии, провайдеров услуг и сетевое оборудование[113];

Финансовые учреждения включают центральный и коммерческие банки, которые открывают счета для осуществления платежей, предоставляют платежные инструменты и услуги потребителям;

Предприятия и организации, являющиеся операторами сетей операционных, клиринговых и расчетных услуг предоставляют платежные инструменты и услуги по платежам для указанных финансовых учреждений;

Рыночное взаимодействиемежду субъектами и участниками национальной платежной системы осуществляется через соглашения, договоренности или договоры по созданию различных платежных инструментов и услуг, формированию цен на них, а также по их предоставлению и приобретению

Рыночные договоренности – правила, нормы, а также контрактные договоренности по созданию, тарификации, официальной передаче и приобретению различных платежных инструментов и услуг[114].

Практическая стратегия по реализации эффективного согласованного рыночного взаимодействия должна быть сосредоточена на четырех ключевых позициях: 1) координации действий пользователей и провайдеров услуг на отдельных и взаимосвязанных рынках платежных услуг; 2) условиях эффективного ценообразования на рынке; 3) прозрачности и рыночном информировании о платежных инструментах и услугах; 4) cпpaвeдливыx и равных возможностях и стимулах для участия аналогичных категорий физических и юридических лиц на тех же рынках платежных услуг[115];

Консультации с заинтересованными сторонамиспособствуют получению информации для центральных банков и иных ключевых заинтересованных сторон о возникающих тенденциях и процессах развития и являются важным инструментом стратегического планирования и развития эффективных рынков платежных услуг;

Законы, стандарты, правила и процедуры, установленные законодательными, судебными и регулирующими органами определяют и регулируют механизм перевода платежей и рынки платежных услуг.

Нормативному регулированию подлежат все компоненты платежных систем, платежные инфраструктуры, инструменты, участники и т.д. Законодательство устанавливает требования к деятельности по оказанию услуг платежной инфраструктуры (субъектный состав), обязательства, принципы оказания услуг, включая обеспечение доступности, надежности, безопасности, транспарентности ценообразования, управление рисками, и определения услуг платежной инфраструктуры (коммуникационные, операционные и пр.);

Наблюдение и другая государственная политикаосуществляетсядля обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования национальной платежной системы[116].

Все элементы национальной платежной системы тесно взаимосвязаны между собой, их взаимодействие осуществляется по определенным правилам, закрепленным в нормативно-правовых актах государства и международных соглашениях.

Как правило, основными участниками национальной платежной системы являются Центральный банк, частные банки, небанковские учреждения, включая клиринговые и расчетные центры. Они выступают в качестве институтов, предоставляющих услуги по осуществлению денежных переводов и погашению долговых обязательств. По общему правило обеспечение бесперебойности расчетов возлагается непосредственно на Центральный банк государства.

Платежная система

Платежная система страны

Платежная система — это совокупность организационных форм, инструментов и процедур, способствующих денежному обращению.

Платежная система — это совокупность правил, договорных отношений, технологий, методик расчета, внутренних и внешних нормативных актов, которые позволяют всем участникам производить финансовые операции и расчеты друг с другом.

Основные задачи, стоящие перед платежной системой, следующие:

  • бесперебойность, безопасность и эффективность функционирования;
  • надежность и прочность, гарантирующие отсутствие срывов или полного выхода из строя системы платежей;
  • эффективность, обеспечивающая быстрый, экономный и точный выход потока операций;
  • справедливый подход, например, требование участия в платежной системе лиц, отвечающих необходимым квалификационным критериям.

Основной функцией любой платежной системы является обеспечение динамики и устойчивости хозяйственного оборота. Наличие эффективной платежной системы способствует осуществлению контроля за денежно-кредитной сферой, помогает банкам активно управлять ликвидностью, снижая тем самым потребность в крупных избыточных резервах. В результате этого упрощается процесс составления денежно-кредитной программы и ускоряется осуществление операций в области финансовой политики. К элементам платежной системы относятся:

  • институты, предоставляющие услуги по осуществлению денежных переводов и погашению долговых обязательств;
  • финансовые инструменты и коммуникационные системы, обеспечивающие перевод денежных средсгв между экономическими агентами;
  • контрактные отношения, регулирующие порядок безналичных расчетов.

Элементы платежной системы тесно взаимосвязаны, их взаимодействие осуществляется по определенным правилам, закрепленным в нормативных правовых актах государства и международных соглашениях. Работа платежной системы России в целом построена согласно соответствующим правовым актам, на основе которых разработаны правила ее функционирования. Они являются едиными для любой системы и определяют совокупность процедур, которые необходимы для функционирования платежной системы и осуществления переводов денежных средств от одних экономических агентов к другим. К процедурам платежной системы относятся установленные формы проведения безналичных расчетов, стандарты платежных документов, а также различные средства передачи информации (линии связи, программное и техническое обеспечение).

Основными участниками платежной системы являются центральный банк, коммерческие банки, небанковские учреждения, включая клиринговые и расчетные центры. Они выступают в качестве институтов, предоставляющих услуги по осуществлению денежных переводов и погашению долговых обязательств. Обеспечение бесперебойности расчетов возлагается непосредственно на центральный банк государства. Работа платежной системы тесно связана с реализацией важной цели деятельности центрального банка — обеспечением эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Читать еще:  Формы расчетно платежных документов

К компетенции центральных банков, как правило, относится управление рисками платежных систем. Центральный банк контролирует риск ликвидности, кредитный и системный риски в платежной системе, осуществляет регулирование ликвидности ее участников, в том числе на основе функции кредитора последней инстанции, выступает как оператор платежной системы. Управление рисками со стороны центрального банка заключается в:

  • применении превентивных мер к коммерческим банкам, находящимся в затруднительном положении;
  • контролировании деятельности кредитных организаций в сфере осуществления расчетов;
  • разработке правовых норм, обеспечивающих регулирование расчетов между экономическими агентами;
  • создании и реализации соответствующих форм защиты каналов передачи информации.

Отсутствие должного внимания к любому из рисков и способов упраапения ими может привести к серьезным последствиям, выражающимся в дестабилизации расчетов в регионе или стране в целом вплоть до кризиса платежной системы.

В настоящее время в Российской Федерации существуют параллельно несколько систем межбанковских расчетов, которые могут рассматриваться как основной инструмент, используемый в расчетных системах технологии проведения платежей.

Платежная система Банка России, в которой межбанковские расчеты осуществляются в централизованном порядке — через его расчетную сеть. В соответствии с российским законодательством при получении лицензии на осуществление банковских операций каждый коммерческий банк открывает корреспондентский счет в Банке России. На нем хранятся свободные денежные резервы коммерческого банка. Расчеты ведутся через расчетно-кассовые центры.

Системы межбанковских расчетов, основанные на установлении прямых корреспондентских отношений между коммерческими банками.

Клиринговые системы, в которых расчеты осуществляются независимыми клиринговыми центрами и расчетными палатами, т.е. небанковскими кредитными организациями. Между коммерческими банками и клиринговыми центрами устанавливаются отношения. Членами клиринговых центров, как правило, являются крупные банки, остальные банки могут осуществлять расчеты через банки-участники.

Внутрибанковские расчетные системы, с помощью которых осуществляются расчеты между головными конторами банков и их филиалов, включают технические, телекоммуникационные средства и организационные мероприятия, обеспечивающие возможность проведения расчетных операций между подразделениями кредитной организации с использованием счетов межфилиальных расчетов (счета МФР). Последние представляют собой счета филиалов, открываемые на балансе головной организации для учета взаимных расчетов.

Платежная система Банка России носит централизованный характер. Остальные три относятся к децентрализованным системам. Рассматривая все существующие в России системы, необходимо отмстить, что только клиринговая система основана на нетто-рас четах.

Платежная система России по состоянию на 1 января 2008 г. включала 1172 учреждения Банка России, 1136 кредитных организаций, 44 небанковских расчетных организаций, 3455 филиалов кредитных организаций.

Система расчетов через расчетную сеть Банка России в настоящее время является преобладающей в нашей стране, однако через нее можно осуществлять расчеты только в национальной валюте.

Поэтому все операции, связанные с расчетами в иностранной валюте, производятся посредством децентрализованной системы межбанковских расчетов, в основном по прямым корреспондентским счетам кредитных организаций. Для этого, как правило, применяют электронный способ, который позволяет коммерческим банкам ускорить расчеты между собой. Коммерческие банки на основе прямых корреспондентских отношений могут осуществлять также и межгосударственные расчеты через счета, открытые в коммерческих банках соответствующих государств. Такое право предоставляется банкам, получившим генеральную или расширенную лицензию.

Платежная система России и ее элементы

Современная экономика любого государства представляет собой широко разветвленную сеть сложных отношений миллионов входящих в нее хозяйствующих субъектов как между собой, так и с внешними агентами из других стран. Основой этих взаимосвязей являются расчеты и платежи, в процессе которых происходит удовлетворение взаимных требований и обязательств.

Платежная система страны — неотъемлемый элемент рыночной экономики, своеобразный канал энергетического обмена, реализующий экономические возможности субъектов расчетов. Без оптимизации платежной системы никакие существенные перемены не смогут охватить все народное хозяйство в целом. Для России она имеет особую значимость, ибо стала одной из ключевых проблем реформирования экономики на переходном этапе страны к рынку.

Платежная система страны — жизненно важная составная часть финансовой системы. Платежная система страны представляет собой совокупность законодательно регулируемых элементов, обеспечивающих выполнение долговых обязательств, возникающих в процессе экономической деятельности. Она в значительной степени определяет эффективность экономики. Необходимо отметить, что в странах с устоявшимися рыночными экономиками, эффективность которых во многом обеспечивается благодаря хорошо отлаженным платежным системам, выбору оптимальных моделей последних придается статус вопроса государственной важности. Там и центральными банками, и частным сектором проводятся исследования в области построения платежных систем, совершенствования принципов их организации, эффективности для поставщиков и пользователей платежных услуг, критериев оценки участников.

С середины 1990-х гг. в России также заметно усилился интерес к вопросам платежной системы со стороны научных и практических работников. Определенную лепту в разработку новой платежной системы страны может внести предложенная систематизация ее элементов и принципов организации.

Платежная система включает инструменты порядок, формы и правила расчетов в Российской Федерации. Функционирование системы регулируется Гражданским Кодексом РФ, ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)», «О банках и банковской деятельности» и документами ЦБ РФ. Структура платежной системы России приведена на рис.10. Платежный оборот делится на налично-денежный и безналичный (рис. 11). Банки осуществляют операции как с наличными деньгами, так и безналичные расчеты, в соответствии с Положением Банка России «О безналичных расчетах в Российской Федерации» №2-П от 03.10.2002 г. и «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ» №14 — 17 от 15 января 1998 г.

Все элементы платежной системы тесно взаимосвязаны. Например, международные расчеты, как правило, оптовые и электронные; оптовые (внутренние и международные) — обычно электронные; розничные — малые, бумажные и дорогостоящие.

Рис. 8. Структура платежной системы России

Денежные расчеты с использованием безналичных расчетов гораздо более выгодны со всех точек зрения. Они значительно ускоряют процесс оплаты, упрощают его, способствуют снижению издержек обращения. Наиболее ярко это видно на примере, когда покупатель и продавец находятся в удалении друг от друга (в разных городах, странах). Безналичная форма расчетов, бесспорно, более выгодна, чем наличная форма, но для ее внедрения необходим определенный уровень развития техники, образования, культуры и многое другое.

Рис. 9. Направление платежей с использованием расчетов по счетам клиентов в платежной системе России

Безналичный платежный оборот в стане организуется на основе определенных принципов.

Принципы организации расчетов основа их проведения. Соблюдение всех принципов в совокупности позволяет обеспечить соответствие расчетов предъявляемым требованиям: своевременности, надежности, эффективности. Принципы служат главными ориентирами при разработке порядка расчетов, их технического и документального оформления, а также организации оперативно-бухгалтерской работы участников расчетов.

Международные платежные системы

Международная платежная система — система расчетов между банками разных стран, которые используют единые стандарты платежных средств.

Элементы платежной системы

Платежная система (национальная и международная) — это организация денежного оборота (наличного и безналичного), в рамках которой определены права и обязанности участников расчетных операций, действуют единые правила и процедуры, что гарантирует безопасность и своевременность денежных платежей.

В наличном денежном обороте окончательность расчета обеспечивается путем прямой передачи плательщиком получателю денежных знаков. Поскольку расчетные операции наличными деньгами осуществляются вне банковской системы, их организация со стороны государства сводится по большей части к установлению правил выдачи и приема денежных знаков кассами банков и предприятий.

Для обеспечения безналичного денежного оборота необходимо наличие специальной системы расчетов, то есть системы передачи платежных сообщений, гарантирующей последующее перечисление денежных средств.

Роль платежных систем:

— создают условия для движения денежных средств между участниками экономического оборота,

— дают возможность эффективно использовать финансовые ресурсы,

— проводить государственную денежно-кредитную политику,

— влиять на стабильность финансовой системы и эффективность экономики через уровень издержек денежного обращения, стоимость экономических операций, ликвидность финансовых рынков и банковской системы.

Платежная система должна быть быстродействующей, безопасной, экономичной и маневренной (предоставлять возможность эффективно управлять денежными средствами).

Требования к платежным системам — обеспечение:

• надежности и стабильности расчетов, т.е. сохранность средств;

• высокую скорость проведения платежей;

• рентабельность расчетных операций — минимальное отвлечение средств в расчетах и снижение затрат на совершение платежей;

• равные условия для всех участников;

• минимизацию расчетных, операционных и других рисков;

• условия для управления участниками расчетов своими деньгами — свободный доступ к счету, платежным услугам системы, выбор режимов счетов, процедуры расчетов;

• возможность для коммерческих банков эффективно управлять своей ликвидностью;

• условия для оперативного регулирования центральным банком ликвидности коммерческих банков и банковской системы в целом;

Читать еще:  Организация операций с использованием платежных карт

• проведение международных расчетов.

Платежные услуги — ведение банковских счетов юридических и физических лиц, расчетное и кассовое обслуживание этих лиц и банков-корреспондентов, а также выпуск в обращение банковских пластиковых карточек.

Платежная система — это совокупность законодательно регулируемых элементов для совершения платежей.

Элементы платежной системы:

• институты, осуществляющие перевод денег — центральные и коммерческие банки, небанковские кредитно-финансовые организации;

• законодательная база, определяющая права участников и порядок перевода денег;

• коммуникационные системы перевода денег — почтовая и телефонная связь, телетрансмиссионные средства, электронная почта, система S.W.I.F.T.;

• инструменты платежей — наличные деньги, расчетные документы, аккредитивы, векселя, чеки, банковские пластиковые карточки.

Функционирование и взаимодействие этих элементов осуществляется в соответствии с правилами, действующими в рамках каждой конкретной платежной системы. Институты, осуществляющие переводы денег и расчетные операции от имени своих клиентов, называются участниками платежной системы. Юридические и физические лица— клиенты этих институтов — являются пользователями системы.

Основные участники платежной системы страны:

центральный банк – осуществляет надзор за банковской системой с целью поддержания ликвидности банков (система ликвидна, если в ней достаточно средств, необходимых для осуществления расчетов), за всеми элементами платежной системы с целью снижения рисков (особенно системного).

— небанковские кредитно-финансовые организации (клиринговые палаты).

Центральный банк может выступать пользователем, участником, расчетным агентом, который организует и проводит платежи между ее участниками, гарантом окончательного завершения расчетов, поскольку выполняет функцию кредитора в последней инстанции для коммерческих банков.

Национальный банк Республики Беларусь проводит расчетные операции для специфического круга клиентов. Как центральный банк страны он ведет счета государственного бюджета и предоставляет платежные услуги государственным органам власти и управления (Правительству Республики Беларусь, Министерству финансов, Министерству обороны, Министерству внутренних дел и т.д.). Кроме того, он ведет корреспондентские счета банков — участников платежной системы и выполняет расчетно-кассовое обслуживание банков.

Национальный банк организует функционирование национальной платежной системы, инкассацию и перевозку наличных денежных средств и платежных инструкций, определяет порядок проведения в стране расчетов в безналичной и наличной формах.

Национальный банк определяет основные направления совершенствования платежной системы страны:

• устанавливает стандарты (правила, формы, сроки) при проведении безналичных и наличных расчетов и ответственность за их нарушение;

• ведет архив данных для статистического анализа состояния платежной системы и подтверждения межбанковских расчетов;

• осуществляет надзор за банковской системой путем установления экономических нормативов и правил управления ликвидностью;

• проводит проверку деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, применяет санкции к нарушителям.

Коммерческие банки выполняют платежи своих клиентов — хозяйствующих субъектов и населения, а также совершают межбанковские платежи от своего имени.

Дата добавления: 2014-12-06 ; просмотров: 1988 . Нарушение авторских прав

Понятие, элементы и виды платежной системы

Платежная система представляет собой совокупность законодательно регулируемых элементов, применяемых для перевода денег, совершения расчетов и платежей в процессе выполнения экономическими агентами долговых и других обязательств.

Участниками платежной системы являются – институты, предоставляющие услуги по осуществлению переводов денежных средств.

В их число входят НБ РБ, банки, НКФО, имеющие соответствующую лицензию НБ РБ юридические лица-нерезиденты, заключившие договоры на участие в частной платежной системе.

Основными задачами и функциямиплатежной системы являются:

—бесперебойность, безопасность и эффективность функционирования;

—надежность и прочность, гарантирующие отсутствие сбоев в работе или полного выхода из строя системы платежей;

—эффективность, обеспечивающая быстрый, экономный и точный поток операций;

—справедливый подход ко всем участникам системы.

Главная функция любой платежной системы состоит в обеспечении развития и устойчивости хозяйственного оборота, обеспечении стабильности банковской системы.

С целью снижения рисков в работе платежной системы важно соблюдать основные принципы ее построения:

—удержание темпов обесценивания национальной валюты на низком уровне;

—четкость и ясность в денежно-кредитном и правовом отношении;

—удовлетворение потребностей юр. лиц в управлении денежными ресурсами;

—развитая техническая инфраструктура;

—надзор за деятельностью банков;

—использование средств, хранящихся на счетах центрального банка, для осуществления окончательных межбанковских расчетов.

Основными элементами современной платежной системы являются:

—институты, осуществляющие перевод денег и расчетные операции;

—законодательная база и конкретные соглашения между участниками системы;

—коммуникационная система перевода денежных средств и платежных сообщений;

В современных условиях хозяйствования действует множество платежных систем, как внутри государства, так и между ними. Платежные системы классифицируются по ряду признаков. По организации взаимодействия участниковдецентрализованная и централизованная (двухуровневая, одноуровневая); по способу расчетовсистема валовых расчетов и система клиринговых расчетов; по сфере действиялокальная, национальная, международная.

  1. Национальная платежная система, ее виды и элементы.

—Национальная платежная система –– это совокупность банков и НКФО, платежных инструментов, правил и процедур, программно-технических средств, а также межбанковских систем и механизмов перевода денежных средств, которые обеспечивают их обращение внутри страны и способствуют взаимодействию с международными платежными системами.

Основными предпосылками для создания национальной платежной системы РБ явились:

—объявление государственного суверенитета;

—создание самостоятельной денежной системы;

—начало реформирования экономики на рыночных принципах и образование двухуровневой банковской системы.

В настоящее время в РБ действуют платежные системыи механизмы расчетов, имеющие собственные правила и источники правового регулирования:

—национальная автоматизированная система межбанковских расчетов (АС МБР);

—платежные системы банков;

—расчеты через предприятия связи;

—системы безналичных расчетов по розничным платежам (БелКарт, VISA, MasterCard).

Информационное взаимодействие между функциональными компонентами национальной платежной системы обеспечивается телекоммуникационной сетью.

Национальная платежная система функционирует в соответствии с законодательными актами РБ. Все элементы платежной системы тесно связаны между собой.

В Банковском кодексе РБ закреплено, что обеспечение эффективного и надежного функционирования платежной системы является одной из основных целейдеятельности Национального банка.

Национальный банк ведет корреспондентские счета банков – участников платежной системы и осуществляет их расчетно-кассовое обслуживание.

Как банк государства, он ведет счет государственного бюджета, организует расчетное обслуживание структур государственной власти и управления, оказывает банковские услуги иностранным правительствам, международным организациям.

Он контролирует риск ликвидности, кредитный и системный риски, осуществляет регулирование ликвидности ее участников.

НБ РБ определяет правила, сроки и стандарты проведения в РБ расчетов и безналичной и наличной формах и ответственность за их нарушение.

НБ ведет ведомственный архив данных и документов по межбанковским расчетам. Он вправе использовать этот архив для статистической и иной обработки, а также для подтверждения операций осуществляемых при проведении межбанковских расчетов. НБ, обладая статусом кредитора последней инстанции и абсолютной платежеспособностью, позволяет свести риск неплатежей при расчетах с его участников к минимуму.

Коммерческие банки выполняют расчеты и платежи своих клиентов — юридических лиц и населения, а также совершают межбанковские платежи от своего имени.

Предприятия почтовой связи РБ осуществляют только приходные и расходные операции по поручению физических лиц.

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Теория систем и системный анализ (48)
  • Банковское дело (34)
  • ИТ в банке (26)
  • Учет и операционная деятельность в банке (25)
  • Рынок ценных бумаг (25)
  • Интеллектуальные информационные системы (24)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

15. Платёжные системы, построение и принципы работы.

Платежная система — это совокупность правил, договорных отношений, технологий, методик расчета, внутренних и внешних нормативных актов, которые позволяют всем участникам производить финансовые операции и расчеты друг с другом. Рассмотрим согласно данному определению каждую составляющую платежной системы. С позиции системности все элементы последней должны находиться во взаимодействии, только в этом случае может быть достигнута эффективность ее функционирования.

Эффективность платежной системы — это своевременность и надежность передачи и учета платежных ресурсов, выделяемых на проведение платежей. При эффективном функционировании платежной системы существенно сокращаются операционные издержки, появляется возможность для лучшего управления ликвидностью и в банках, и на предприятиях. Различные сбои, непреднамеренные или неожиданные задержки в платежах существенно подрывают доверие к платежной системе, экономические агенты начинают сомневаться в том, будут ли вообще произведены платежи. Все это приводит к возрастанию риска, а тем самым и повышению издержек участников платежной системы и к платежному кризису. Об этом наглядно свидетельствуют кризисы 1994 и 1998 гг. в России, когда неплатежи клиентов влекли за собой неплатежи коммерческих банков.

Задачи и функции платежной системы. Основными задачами, стоящими перед платежной системой, являются следующие:

  • бесперебойность, безопасность и эффективность функционирования;
  • надежность и прочность, гарантирующие отсутствие срывов или полного выхода из строя системы платежей;
  • эффективность, обеспечивающая быстрый, экономный и точный выход потока операций;
  • справедливый подход, например требование участия в платежной системе лиц, отвечающих необходимым квалификационным критериям.

Основной функцией любой платежной системы является обеспечение динамики и устойчивости хозяйственного оборота. Наличие эффективной платежной системы способствует осуществлению контроля за денежно-кредитной сферой, помогает банкам активно управлять ликвидностью, снижая тем самым потребность в крупных и избыточных резервах. В результате этого упрощается процесс составления денежно-кредитной программы и ускоряется осуществление операций в области финансовой политики.

Читать еще:  Показатели ликвидности и платежеспособности предприятия

Элементы платежной системы. Кним относятся следующие:

  • институты, предоставляющие услуги по осуществлению денежных переводов и погашению долговых обязательств;
  • финансовые инструменты и коммуникационные системы, обеспечивающие перевод денежных средств между экономическими агентами;
  • контрактные соглашения, регулирующие порядок безналичных расчетов.

Элементы платежной системы тесно взаимосвязаны между собой, их взаимодействие осуществляется по определенным правилам, закрепленным в нормативно-правовых актах государства и международных соглашениях. Работа платежной системы России в целом построена согласно соответствующим правовым актам, на основе которых разработаны правила ее функционирования. Они являются едиными для любой системы и определяют совокупность процедур, которые необходимы для функционирования платежной системы и осуществления переводов денежных средств от одних экономических агентов к другим. К процедурам платежной системы относятся установленные формы проведения безналичных расчетов, стандарты платежных документов, а также различные средства передачи информации (линии связи, программное и техническое обеспечения).

Основными участниками платежной системы являются центральный банк, коммерческие банки, небанковские учреждения, включая клиринговые и расчетные центры. Они выступают в качестве институтов, предоставляющих услуги по осуществлению денежных переводов и погашению долговых обязательств. Обеспечение бесперебойности расчетов возлагается непосредственно на центральный банк государства. Работа платежной системы тесно связана с реализацией основной цели деятельности центрального банка — обеспечением стабильности банковской системы. При этом центральный банк может выступать в качестве:

  • пользователя платежной системы, т. е. осуществлять свои собственные операции;
  • участника платежной системы, т. е. совершать или получать платежи от имени своих клиентов;
  • лица, предоставляющего платежные услуги;
  • защитника государственных интересов, т. е. выполнять функцию «регулировщика» платежной системы, осуществляя надзор за ее участниками и устанавливая общие правила их работы.

К компетенции центральных банков, как правило, относится управление рисками платежных систем. Центральный банк контролирует риск ликвидности, кредитный и системный риски в платежной системе, осуществляет регулирование ликвидности ее участников, в том числе на основе функции кредитора последней инстанции, выступает как оператор платежной системы. Управление рисками со стороны центрального банка заключается в:

  • применении превентивных мер к коммерческим банкам, находящимся в затруднительном положении;
  • контролировании деятельности кредитных организаций в сфере осуществления расчетов;
  • разработке правовых норм, обеспечивающих регулирование расчетов между экономическими агентами;
  • создании и реализации соответствующих форм защиты каналов передачи информации с платежными инструкциями и обращающихся платежных инструментов.

Отсутствие должного внимания к любому из рисков и способов управления им может привести к очень серьезным последствиям, выражающимся в дестабилизации расчетов в регионе или стране в целом, вызывая кризис платежной системы. Для снижения рисков платежных систем важно соблюдать определенные принципы их построения.

Принципы построения платежных систем.

Основные принципы построения платежных систем определены Комитетом по платежным системам, который действует в рамках Базельского комитета по банковскому надзору. Они применимы ко всем платежным системам различных государств и заключаются в следующем:

  • система должна иметь хорошо проработанную правовую базу во всех соответствующих юрисдикциях;
  • правила и процедуры системы должны давать участникам четкое представление о ее влиянии на каждый из финансовых рисков, которые они несут в силу участия в системе;
  • система должна иметь четко определенные процедуры управления кредитными и ликвидными рисками, устанавливающие соответствующую ответственность оператора системы и ее участников и содержащие надлежащие стимулы для управления этими рисками и их сдерживания;
  • система должна обеспечивать быстрый окончательный расчет в день валютирования, предпочтительно в течение дня или в крайнем случае на его конец;
  • система, в которой осуществляется многосторонний неттинг, должна как минимум быть способна обеспечивать своевременное завершение ежедневных расчетов в случае, если участник с крупнейшим отдельным расчетным обязательством не способен произвести расчет;
  • система должна обладать высокой степенью безопасности и операционной надежности и иметь запасные процедуры для своевременного завершения обработки данных за день;
  • средства осуществления платежей, предлагаемые системой, должны быть практичными для пользователей и эффективными для экономики;
  • система должна иметь объективные и публично объявленные критерии для участия в ней, обеспечивающие справедливый и открытый доступ;
  • процедуры управления системой должны быть эффективными, подотчетными и транспарентными.

Кроме того, Комитетом по платежным системам определена роль центральных банков в платежной системе государства и их задачи в соответствии с основными принципами.

  1. Центральный банк должен четко определить свои цели и обнародовать основные направления политики по отношению к значимым платежным системам.
  2. Центральный банк должен обеспечивать соблюдение основных принципов системами, которыми он управляет.
  3. Центральный банк должен осуществлять надзор за соблюдением основных принципов системами, которыми он не управляет, и иметь для этого возможности.
  4. Для обеспечения безопасности и эффективности платежных систем посредством основных принципов центральный банк должен сотрудничать с центральными банками других государств и любыми соответствующими национальными или иностранными учреждениями.

Расчетные процессы. Платежная система включает три основных расчетных процесса:

  • инициирование платежа — процесс, при помощи которого хозяйствующий субъект поручает обслуживающему его банку перевести денежные средства другому хозяйствующему субъекту. Инициирование платежа осуществляется с помощью платежных инструментов;
  • процесс передачи и обмена платежными инструментами между банками — участниками платежной системы;
  • процесс расчета между банками-участниками, которые списывают (зачисляют) денежные средства со счетов своих клиентов.

При расчетах наличными деньгами в качестве платежного инструмента выступают сами наличные деньги. Расчеты происходят непосредственно между плательщиком и получателем. Роль банков сводится к обслуживанию оборота наличных денег: выдаче их из касс банка, зачислению на счета, инкассации, хранению и т. п. Центральный банк осуществляет выпуск наличных денег в обращение, устанавливает правила совершения операций с ними, прогнозирует потребность оборота, регулирует покупюрный состав налично-денежной массы и т. п. Обращение наличных денег происходит во внебанковском обороте, правила расчетов наличными деньгами по своей сути сводятся к правилам совершения кассовых операций.

При безналичных расчетах все платежи совершаются в рамках банковской системы. Для их проведения предприятию в коммерческом банке открывается расчетный или текущий счет, на котором хранятся его свободные денежные средства. При осуществлении безналичного платежа деньги должны списываться со счета плательщика и зачисляться на счет получателя — другого предприятия. Если счета плательщика и получателя находятся в одном банке, то в нем происходит простое перемещение средств по счетам. Если же их счета открыты в разных банках, то средства переводятся из одного банка в другой, т. е. осуществляются межбанковские расчеты. Для проведения расчетов между самостоятельными банками используются корреспондентские счета.

Расчетные операции по указанным счетам осуществляются при условии обеспечения ежедневного равенства их остатков и отражаются в балансах банка-респондента и банка-корреспондента одной календарной датой (число, месяц, год) — датой перечисления платежа (ДПП). Корреспондентские счета открываются коммерческими банками друг другу по взаимной договоренности. В Центральном банке РФ корреспондентские счета коммерческих банков открываются в обязательном порядке. Каждый банк имеет один корреспондентский счет в расчетном подразделении Центрального банка РФ. К расчетным подразделениям Банка России относятся головные расчетно-кассовые центры и расчетно-кассовые центры.

Расчеты между банками могут проходить как через расчетную сеть Центрального банка РФ, так и на основе двух — или многосторонних корреспондентских отношений между коммерческими банками. Последние могут осуществлять эти отношения друг с другом и без открытия корреспондентских счетов, а через счет, который они ведут в третьем банке.

Любые взаимодействия участников платежной системы построены на определенных договорных отношениях. На основании договора открывается корреспондентский счет в расчетной сети Банка России и корреспондентские счета в других банках и кредитных организациях. Договором, как правило, определяются порядок открытия и ведения счета, порядок проведения операций по последнему (в том числе и сроки прохождения платежей), права и обязанности сторон, их ответственность. В нем фиксируются платежные реквизиты сторон. Кроме того, договором предусматриваются стоимость оказания сторонами тех или иных услуг, срок его действия, порядок изменения, расторжения, урегулирования споров.

Договора корреспондентского (субсчета) и банковского (для физических и юридических лиц) счетов служат основой функционирования платежной системы России.

Если банк-резидент открывает счет в банке-нерезиденте, то он подписывает с банком-корреспондентом не договор, а тарифы по операциям, т. е. свое согласие на условия банка-корреспондента, согласно которым оказываются платежные услуги. Все их взаимоотношения в дальнейшем регулируются только в рамках данной тарифной политики контрагента при условии, что это не противоречит международным и внутренним правилам государства банка-корреспондента.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector