Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мвф платежный баланс

Классификация статей платежного баланса по методике МВФ

А. Текущие операции Товары

§ Доходы от инвестиций

§ Прочие услуги и доходы

§ Частные односторонние переводы

§ Государственные односторонние переводы

Итого А: баланс текущих операций

В. Прямые инвестиции и прочий долгосрочный капитал

§ Прочий долгосрочный капитал

Итого: А+В (соответствует концепции базисного баланса в США)

С. Прочий краткосрочный капитал

D. Ошибки и пропуски

Итого: А+В+С+С (соответствует концепции ликвидности в США)

Е. Балансирующие статьи

§ Переоценка золотовалютных резервов, распределение и ис­пользование СДР

§ Движение золотовалютного резерва

§ Чрезвычайные источники покрытия сальдо

§ Обязательства, образующие валютные резервы иностранных официальных органов

Итого: А + В + С + В (соответствует концепции официальных расчетов в США)

F.Итоговое изменение резервов

§ Резервная позиция в МВФ

Национальное и межгосударственное регулирование платежного баланса.

Платежный баланс является одним из объектов госу­дарственного регулирования. Хотя платежные балансы по своей природе не могут быть постоянно пассивны или активны, по­ляризация их состояния усиливает нестабильность валютных курсов, переливы капитала, особенно «горячих денег», отрица­тельно влияет на денежное обращение и в конечном счете на экономику. При этом стихийный механизм выравнивания пла­тежного баланса через автоматический процесс ценового регулирования действует крайне слабо. Поэтому восстановление равновесия международных расчетов требует целенаправленных государственных мероприятий. Уравновешивание баланса международных расчетов входит в число главных целей экономиче­ской политики государства наряду с обеспечением темпов эко­номического роста, борьбой с инфляцией и безработицей.

Государственное регулирование платежного баланса — это совокупность экономических, в том числе валютных, финансо­вых, денежно-кредитных, мер, направленных на формирование основных его статей. Существуют различные методы регулирования платежного баланса, используемые в. целях стимулирова­ния, либо ограничения внешнеэкономических операций в за­висимости от экономического и валютного положения и со­стояния международных расчетов страны.

Странами с дефицитом платежного баланса обычно применяются следующие меры в целях стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных ка­питалов, ограничения вывоза капитала:

• финансовая и денежно-кредитная политика;

• специальные меры воздействия на платежный баланс в хо­де формирования его основных статей: торгового баланса, «невидимых» операций (ограничение нормы вывоза валюты тури­стами данной страны, регулирование миграции рабочей силы), движения капиталов.

При активном платежном балансе регулирование направле­но на устранение чрезмерно активного сальдо. С этой целью указанные выше методы — финансовые, кредитные, валютные и др., а также ревальвация валюты применяются для расшире­ния импорта и сдерживания экспорта товаров, увеличения экс­порта капиталов (в том числе кредитов и «помощи») и ограни­чения импорта капиталов. Активное сальдо используется для погашения внешней задолженности страны, предоставления кредитов иностранным государствам, увеличения золотовалют­ных резервов.

Новым явлением с середины 70-х гг. стали попытки выработки принципов коллективного регулирования баланса меж­дународных расчетов, в частности, на регулярных встречах на высшем уровне стран Большой семерки.

К межгосударственным средствам регулирования платежных балансов относятся:

§ согласование условий экспортных кредитов;

§ двусторонние правительственные кредиты, краткосрочные взаимные кредиты центральных банков в национальных валю­тах по соглашениям «своп»;

§ кредиты международных валютно-кредитных и финансо­вых организаций, прежде всего МВФ.

Таким образом, регулирование платежного баланса значительно усложнилось, а его инструментарий расширился. Оно приобрело систематический характер в сочетании с другими формами экономической политики.

Платежный баланс бывшего СССР. Информация о состоянии платежного баланса СССР всегда считалась закры­той. Министерство финансов СССР ежегодно готовило отчет 9 выполнении валютного плана страны, который трудно было назвать платежным балансом.

После подачи заявки на вступление в МВФ и в соответствии с его Уставом Россия была обязана представить необходимую статистическую информацию, характеризующую ее экономиче­ское и финансовое положение.

Внешэкономбанк и министерства экономики и финансов
представили специалистам МВФ ранее «закрытую» официаль­ную информацию о неторговых операциях, платежах по обслуживанию долга и динамике валютных резервов. Это позволило рассчитать платежный баланс СССР за 1990 и 1991 тт. в раз­бивке по группам стран, с которыми СССР имел различные системы расчетов.

Платежный баланс России рассчитывался на базе союзного по следующей методике. Доля России в союзном экспорте была установлена на уровне 78%, доля в импорте — 68% в 1990 г. Предполагалось, что 67% добываемого в стране золота является российским. В платежах по обслуживанию долга доля России составляет 67%. Эта же доля принята в расчетах и по всем другим статьям российского платежного баланса.

После распада СССР и образования СНГ возникла проблема расчета платежного баланса России с учетом ее экономических связей со странами — членами СНГ и другими бывшими союзными республиками. Без этого платежный баланс Российской Федерации не может быть полным. Однако включение сальдо расчетов России по межреспубликанским экономическим свя­зям в ее платежный баланс с прочими зарубежными странами потребовало решения многочисленных методологических, тео­ретических и организационных вопросов.

Главным фактором дефицита платежного баланса является необходимость осуществления платежей согласно графику об­служивания внешнего долга (выплата процентов и возврат ос­новной суммы долга).

Основным источником уравновешивания дефицита общего платежного баланса служит внешнее финансирование. Оно включает средства, предоставляемые междуна­родными валютно-финансовыми организациями, в первую оче­редь МВФ и Мировым банком, двусторонние межгосударст­венные кредиты, займы частных коммерческих банков, про­срочки и переносы платежей по обслуживанию внешнего долга.

Концепции и модели регулирования платежного баланса. Про­блемы платежного баланса занимают видное место в экономи­ческой литературе Запада. Целью теории платежного баланса является разработка методов регулирования внешних расчетов

Теория автоматического саморегулирования платежного ба­лансагосподствовала почти в течение 200 лет до 30-х гг. XX в. Ее разработали в XVIII в. Д. Юм и Д. Рикардо. Согласно этой теории, при пассивном платежном балансе, например Франции по отношению к Англии, в результате оттока золота в Англию уменьшалось количество золотых денег в обращении и снижа­лись цены во Франции, что способствовало повышению конку­рентоспособности французских товаров, увеличению их экспорта и тем самым активизации баланса международных расчетов стра­ны. Одновременно происходил обратный процесс выравнивания активного платежного баланса Англии. Прилив золота в страну увеличивал денежную массу в обращении, что, по мнению сторонников количественной теории денег, приводило к росту цен и стимулировало импорт более Дешевых иностранных товаров. В результате стихийного перемещения золота и изменений цен активный платежный баланс становился пассивным.

Кейнсианские теории регулирования платежного баланса. Дж.М. Кейнс рекомендовал уравновешивать платежный баланс государственным регулированием. Кейнсианцы ввели такое поня­тие, как хроническая неуравновешенность платежных балансов, которая, по их мнению, не может быть автоматически скорректи­рована с помощью свободной игры рыночных сил, а требует ак­тивного государственного регулирования различными методами.

Теория внутреннего и внешнего равновесия разработана Р. Харродом, Т. Сцитовским, Р. Манделем и др. Под внутренним равнове­сием подразумевается такое состояние экономики, когда полная занятость сочетается со стабильными ценами, под внешним — ус­тойчивое долговременное равновесие платежного баланса. Сто­ронники данной концепции стремились выработать методы дос­тижения этого равновесия при помощи экономических моделей.

Инструментарно-целевой метод регулирования платежного балан­са. Представители этой концепции Дж. Мид, Я. Тинберген и др. предполагали разрабатывать эконометрические модели регулиро­вания платежного баланса путем условного деления показателей на инструменты и цели государственной экономической полити­ки. Они ограничили анализ поиском причинных взаимосвязей между неуравновешенностью международных расчетов страны и изменением соответствующих методов денежно-кредитного, бюд­жетного и валютного регулирования. Обнаруженная при этом взаимосвязь рассматривается ими как причинно-следственная.

Инструментарно-целевой метод анализа платежного баланса вступает в противоречие с другими мерами государственного регулирования экономики, что сужает возможности его прак­тического применения. Например, меры по стимулированию экономического роста обычно отрицательно воздействуют на платежный баланс, использование политики «дорогих денег», в частности, повышение учетной ставки для улучшения состоя­ния платежного баланса отрицательно влияет на внутреннее производство и занятость при прочих равных условиях.

Рекомендуемый инструмент регулирования платежного баланса ограничен социальными, экономическим, техническими предела­ми. Так, повышение процентной ставки не всегда привлекает иностранные капиталы, а ответное повышение процентных ставок в других странах может нейтрализовать эффект такой политики.

Теория нормативного регулирования платежного баланса, пред­ставителями которой являются Дж. Вильяме, Р. Миллер и др., предполагает следующее: объединение антициклического и антиинфляционного регулирования с регулированием международных расчетов; введение в исследование проблемы инфляции, ее влия­ния на платежный баланс; необходимость межгосударственного регулирования платежного баланса и инфляции.

Монетаристские теории регулирования платежного баланса получили развитие в 70—80-е гг. Монетаризм рассматривает пла­тежный баланс как результат диспропорций всего денежного хо­зяйства, искажающих структуру внутренних цен и препятствую­щих установлению равновесия между спросом и предложением. Его стабилизация рассматривается как кратковременный процесс, направленный на выравнивание неравновесий в денежной сфере страны. Идеал монетаристской концепции платежного баланса — «открытая» экономика, минимальное ограничение движения това­ров, рабочей силы, капиталов, обеспечение свободы действий рыночному механизму в национальной и мировой экономике.

Теории межгосударственного регулирования платежного балан­са, основанные на сочетании кейнсианства, неокейнсианства и монетаризма, были использованы в проектах реформы мировой валютной системы, разработанных в годы Второй мировой войны Дж. Кейнсом и Г. Уайтом. В них большое значение при­дается коллективному регулированию платежного баланса, что нашло отражение в Уставе МВФ. В рамках Бреттон-Вудской системы .был предусмотрен принцип симметричного (сбалан­сированного) регулирования платежного баланса странами как с активным, так и с пассивным сальдо, но в разных направле­ниях, путем воздействия на внутренний спрос, движение капи­талов и кредитов, а также на курс национальной валюты.

Ямайская валютная реформа возрождает принцип симмет­ричного выравнивания платежного баланса странами как с пас­сивным, так и с активным сальдо и намечает принципы его межгосударственного регулирования. Они включают: критерии несбалансированности платежного баланса и методы его вы­равнивания, регулирование платежного баланса санкции про­тив нарушений международного соглашения.

В соответствии с господствующими монетаристскими концеп­циями платежного баланса МВФ разрабатывает стандартные про­граммы «стабилизации» в виде макроэкономических агрегатов, ко­личественных ориентиров с поквартальной разбивкой. С 70-х гг. «стабилизационные» программы МВФ по аналогии с программами МБРР стали включать меры воздействия не только на спрос, но и на предложение. Расширение набора методов регулирования пла­тежного баланса, рекомендуемых МВФ, привело к улучшению его сотрудничества с МБРР. Новый подход МВФ к регулированию платежного баланса отвечает интересам банков-кредиторов, кото­рые видят в этом гарантию укрепления платежеспособности раз­вивающихся стран-должников и снижение риска их кредитования.

Обновленные «стабилизационные» программы МВФ свиде­тельствуют о тенденции к усилению межгосударственного регу­лирования платежного баланса.

Методологический комментарий к платежному балансу Российской Федерации

Концептуальной и методологической основой является шестое издание Руководства по платежному балансу и международной инвестиционной позиции МВФ (РПБ6).

Читать еще:  Платежный баланс республики беларусь

Общие понятия статистики платежного баланса

Платежный баланс — это статистический отчет, в котором отражаются все экономические операции между резидентами и нерезидентами, которые произошли в течение отчетного периода.

Платежный баланс построен на основе принципа «двойной записи», при котором каждая операция отражается дважды — по кредиту одной статьи и дебету другой. Сумма всех кредитовых проводок должна совпадать с суммой дебетовых, а их общее сальдо должно равняться нулю. Однако на практике такой баланс не достигается. Это происходит потому, что данные, характеризующие разные стороны одной и той же операции, берутся составителями платежного баланса из разных источников.

Экономическая операция между резидентом и нерезидентом — это взаимодействие двух институциональных единиц, которое осуществляется по взаимному соглашению или в силу действия закона и сопровождается обменом экономическими ценностями или трансфертом. Операция предполагает обмен экономическими ценностями и потому состоит из двух экономических потоков, по одному в каждом направлении. Трансферты— это передача реальных или финансовых ресурсов одной единицей другой единице без получения взамен какого-либо стоимостного эквивалента.

Институциональная единица является резидентом экономической территории той страны, которая является центром ее преобладающего экономического интереса (как правило, институциональная единица считается резидентом в случае осуществления экономической деятельности на данной территории сроком один год и более).

Институциональные единицы объединяются в институциональные секторы. В платежном балансе выделяются: центральный банк, банки, органы государственного управления, прочие секторы, которые подразделяются на два подсектора — (1) другие финансовые организации (кроме банков) и (2) нефинансовые организации, домашние хозяйства и некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.

Данные в платежном балансе группируется по трем счетам: счет текущих операций, счет операций с капиталом и финансовый счет.

В текущем счете отражаются потоки товаров, услуг, первичных и вторичных доходов между резидентами и нерезидентами на валовой основе.

Счет операций с капиталом охватывает операции с непроизведенными нефинансовыми активами и с капитальными трансфертами между резидентами и нерезидентами.

Финансовый счет отражает приобретение резидентами иностранных финансовых активов и принятие обязательств резидентами по отношению к нерезидентам. Финансовые операции отражаются на чистой основе, что означает сальдирование, т.е. приобретение минус выбытие по финансовым активам и обязательствам раздельно.

Финансовый счет группируется по функциональным категориям, институциональным секторам, финансовым инструментам и срокам погашения (для долговых инструментов).

Просроченная задолженность учитывается вместе с тем финансовым инструментом, по которому она возникла.

Величина сальдо счета текущих операций отражает разницу между сбережениями и инвестициями в экономике. Сальдо по операциям с товарами и услугами является одной из составляющих ВВП (при его расчете по методу конечного потребления). Величина сальдо счета текущих операций и счета операций с капиталом представляет собой чистое кредитование или чистое заимствование экономики страны в отношении остального мира и концептуально равна величине сальдо по финансовому счету. Возникающая на практике разница между ними является статистическим расхождением и отражается в платежном балансе в статье «Чистые ошибки и пропуски».

Торговый и платежный балансы по методике МФВ, их взаимосвязь

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 20:05, реферат

Описание работы

Органы государственной власти, определяющие экономическую, финансовую и денежно-кредитную испытывают постоянную необходимость в информации о взаимоотношениях государства как субъекта международных экономических отношений с экономическими агентами внешнего мира. Такого рода информация также необходима самим экономическим агентам для принятия решений относительно будущих действий на финансовых, валютных и денежных рынках, в области инвестиционной и ценовой политики.

Работа содержит 1 файл

Мировая экономика.doc

Многогранный комплекс международных отношений страны находит отражение в балансовом счете ее международных операций, который по традиции называется платежным балансом.

Первые попытки учета масштабов и оценки последствий международных

экономических операций появляются в Англии в конце XIV в. и связаны с

экономическими воззрениями раннего меркантилизма.

Практически все видные представители буржуазной экономической науки, включая классиков буржуазной политической экономии — А. Смита и Д. Рикардо, отдали дань проблеме равновесия платежного баланса, внося новые элементы и представления в процесс составления платежных балансов.

Переход капитализма в современную стадию, отмеченный ростом вывоза капитала, быстрым развитием других международных экономических операций, привел к расширению содержания платежных балансов.

Органы государственной власти, определяющие экономическую, финансовую и денежно-кредитную испытывают постоянную необходимость в информации о взаимоотношениях государства как субъекта международных экономических отношений с экономическими агентами внешнего мира. Такого рода информация также необходима самим экономическим агентам для принятия решений относительно будущих действий на финансовых, валютных и денежных рынках, в области инвестиционной и ценовой политики. Традиционно важное значение имеет

информация о состоянии внешнеэкономической деятельности страны и для

экономистов-исследователей, занимающихся анализом и прогнозом экономической ситуации в стране, а также исследованием места страны в системе мировых хозяйственных связей.

Подготовка многих политических и экономических решений нуждается в точных данных об экономики страны. Такую информацию предоставляет платежный баланс и его наиболее часто публикуемая часть – торговый баланс.

1. Понятие и структура платежного баланса

Платежный баланс является одним из основных инструментов

макроэкономического анализа и прогнозирования.

Платежный баланс – это соотношение фактических платежей, произведенных данной страной за границей, и поступлений, полученных ею из-за границы, за определенный период времени.

Данные платежного баланса отражают, как в течение отчетного периода

развивалась торговля с другими странами, которая непосредственно влияет на уровень производства, занятости и потребления, сколько доходов было получено от нерезидентов и сколько было выплачено им. Эти данные позволяют проследить, в какой форме происходило привлечение иностранных инвестиций, своевременно ли осуществлялось погашение внешней задолженности страны или имели место просрочки и ее реструктуризация, а так же, как центральный банк устранял платежные дисбалансы, увеличивая или уменьшая размер своих резервов в

Разделение платежного баланса на конкретные счета, или компоненты, должно основываться на ряде принципов, среди которых следует особо выделить следующие:

  • каждая статья платежного баланса должна иметь свои особенности,

то есть фактор или их совокупность, оказывающие влияние на объем одной статьи, должны отличаться от факторов, воздействующих на иные статьи;

  • наличие той или иной статьи в платежном балансе должно иметь

значение для группы стран, выраженное как в динамике изменения этой статьи, так и в абсолютной ее величине. Другими словами, если какой-нибудь показатель

системы платежного баланса подвержен сильным колебаниям в течение определенного

периода времени у группы стран либо он занимает большой удельный вес в

платежных балансах группы стран, то он должен быть выделен в виде отдельной статьи;

  • сбор информации для учета по статьям не должен представлять

особых сложностей для составителей платежного баланса, тем не менее, этот

принцип второстепенен по отношению к первым двум;

  • структура платежного баланса должна быть такой, чтобы

показатели платежного баланса сочетались с другими статистическими системами, например, системой национальных счетов; в то же время, количество статей не должно быть чрезмерно многочисленным, а сами статьи должны подлежать консолидации в компоненты более высокого уровня (для того, чтобы страны, не вышедшие на высокий уровень обработки статистической информации были способны представлять платежный баланс с меньшей детализацией).

Стандартные компоненты баланса можно разбить на две основные группы

1. «Платежный баланс по текущим операциям»:

а) платежи и поступления по внешнеторговым операциям, или торговый баланс;

б) баланс услуг (международные перевозки, фрахт, страхование и пр.) и

некоммерческих операций (расчеты по патентам технической помощи), доходы и

платежи по инвестициям;

2. «Баланс движения капиталов (краткосрочные и долгосрочные операции) и кредитов».

За балансом движения капиталов и кредитов следует статья «Ошибки и пропуски»,которая показывает неучтенное движение краткосрочного капитала. Изменение валютных резервов отражает международные валютные операции центральных банков, связанные с выравниванием платежного баланса и поддержанием курса национальной валюты.

2.Платежный баланс по методике МВФ

Существуют различные методики составления платёжных балансов. В настоящее время наибольшей известностью пользуется классификация статей платёжного баланса, предложенная Международным валютным фондом . В основе данной методики лежит отражение объективной реальности — необходимости выделения двух больших разделов платёжного баланса. Связано это прежде всего с тем, что каждая сделка имеет две стороны — торговую и финансовую, которые с точки зрения учёта стоимости являются, по сути дела, зеркальным отражением друг друга.

Экспорт товаров и услуг означает рост требований к нерезидентам (что фиксируется в платёжном балансе со знаком «+») и, следовательно, уменьшение финансовых обязательств перед нерезидентами (что фиксируется со знаком «-»). В принципе суммирование двух учётных записей должно давать нуль. В результате экспорта товаров и услуг в стране накапливаются валютные резервы, из которых осуществляется, в частности, оплата импорта.

При отсутствии достаточных валютных резервов для оплаты импорта страна может прибегнуть к иностранным займам, которые не опосредованы экспортом товаров и услуг (но которые в дальнейшем необходимо покрывать за счёт увеличения национального экспорта). В этом случае торговая сторона сделки (ввоз товаров или услуг) означает появление задолженности перед иностранцами, требующей погашения (что фиксируется со знаком «—»), а привлечение кредитов нерезидентов означает рост обязательств перед иностранцами (что фиксируется со знаком «+»).

Именно поэтому платёжный баланс подразделяется на два больших раздела: счёт текущих операций (current account balance) и счёт операций с капиталом и финансовыми инструментами (capital and financial account). МВФ публикует платёжные балансы по двум схемам: агрегированный и более подробный баланс.Хотя на практике используются различные схемы представления платёжного баланса, составляемого по методике МВФ, однако в основном и главном они совпадают.

По методологии МВФ платежный баланс – это систематический перечень всех экономических операций, осуществленных за определенный отрезок времени между резидентами данной страны и нерезидентами, иначе говоря, резидентами всех остальных стран мира. В платежном балансе фактические денежные платежи по текущему коммерческому обороту объединяются с безвалютными операциями, включающими товарообменные сделки и безвозмездную денежную помощь, с перемещением краткосрочных и долгосрочных капиталов, с такими операциями, которые в данный период не сопровождаются платежами, а лишь порождают взаимные требования и обязательства денежного характера. В итоге платежный баланс охватывает все операции, которые связаны с юридическим переходом права собственности на товары, услуги и иные ценности от резидентов к нерезидентам, а также передачей денег, финансовых и иных активов из одной страны в другую.

Читать еще:  Оплата труда наемных работников трансфертные платежи

Существует следующая классификация статей платежного баланса по методике МВФ:

А. Текущие операции

Доходы от инвестиций

Прочие услуги и фонды

Частные односторонние переводы

Государственные односторонние переводы

Итого А. Баланс текущих операций

В. Прямые инвестиции и прочий долгосрочный капитал

Прочий долгосрочный капитал

Итого: А+В (соответствует концепции базисного баланса в США)

С. Краткосрочный капитал

Д. Ошибки и пропуски

Итого: А+В+С+Д (соответствует концепции ликвидности в США)

Е. Компенсирующие статьи

Переоценка золотовалютных резервов, распределение и использование СДР

Чрезвычайные источники покрытия сальдо

Движение золотовалютного резерва

Обязательства, образующие валютные резервы иностранных официальных органов.

Итого: А+В+С+Д+E (соответствует концепции официальных расчетов в США)

F. Итоговое изменение резервов

Резервная позиция в МВФ

Принятая МВФ система классификации статей платежного баланса используется

странами-членами Фонда, включая Россию, как основа национальных методов

Внутри общего платежного баланса выделяют

  • торгового баланса
  • баланс по текущим операциям
  • баланс услуг
  • баланс движения капиталов и кредитов
  • баланс официальных расчетов.

3. Платежный баланс по методике МВФ Торговый баланс

3.1. Понятие торгового баланса

Исторически внешняя торговля выступает исходной формой международных экономических отношений, связывающей национальные хозяйства в мировое хозяйство. Благодаря внешней торговле складывается международное разделение труда, которое углубляется и совершенствуется с развитием внешней торговли и других международных экономических операций. Показатели внешней торговли традиционно занимают важное место в платежном балансе. Соотношение стоимости экспорта и импорта товаров образует торговый баланс. Поскольку значительная часть внешней торговли осуществляется в кредит, существуют различия между показателями торговли, платежей и поступлений, фактически произведенных за соответствующий период.

Экономическое значение актива или дефицита торгового баланса применительно к конкретной стране зависит от ее положения в мировом хозяйстве, характера ее связей с партнерами и общей экономической политики.

Для стран, отстающих от лидеров по уровню экономического развития, активный торговый баланс необходим как источник валютных средств для оплаты международных обязательств по другим статьям платежного баланса. Для ряда промышленно развитых стран активное сальдо торгового баланса используется для создания второй экономики за рубежом. Пассивный торговый баланс считается нежелательным и обычно оценивается как признак слабости внешнеэкономических позиций станы. Это правильно для развивающихся стран, испытывающих нехватку валютных поступлений. Для промышленного развития стран это может иметь иное значение. Разумеется, если экспорт сокращается вследствие падения спроса на товары данной страны в других странах, это плохой признак. Но если отрицательное

Мвф платежный баланс

На практике для удобства учета платежный баланс состоит из следующих разделов:

• торговый баланс, т.е. соотношение между вывозом и ввозом товаров;

• баланс услуг и некоммерческих платежей (баланс»невидимых»операций);

• баланс движения капиталов и кредитов

. Торговый баланс. Внешняя торговля исторически является восходящей формой международных экономических отношений, которые связывают национальные экономики с мировым хозяйством. Торговый баланс — это соотношение стоимости экспорте рту и импорта. Поскольку значительная часть внешней торговли осуществляется в кредит, существуют различия между показателями торговли, платежей и поступлений, фактически осуществленные за соответствующий пеод.

Именно благодаря этим различиям в свое время и возникло понятие платежного баланса как соотношение осуществленных денежных платежей и фактических поступлений в отличие от общего торгового баланса, отражает соответствующие требования и обязательства с различными сроками погашения.

Экономическое содержание актива или дефицита торгового баланса по конкретной стране зависит от ее положения в мировом хозяйстве, характера ее связей с партнерами и общей экономической полити ик.

странам отстающих от лидеров по уровню экономического развития, активный торговый баланс необходим как источник валютных средств для оплаты международных обязательств по другим статьям платежного в баланс.

Для промышленно развитых стран активное сальдо используется для создания второй экономики за рубежом

Пассивный торговый балла не считается нежелательным и обычно оценивается как признак слабости мирохозяйственных позиций страны. Это особенно касается развивающихся стран, и большинства постсоциалис соприкасающихся государств, где остро ощущается нехватка валютных поступлениеь.

Для промышленно развитых стран этот показатель может иметь совершенно иное значение. Например, дефицит торгового баланса. США (с 1971 г.) объясняется активным продвижением на их рынки международных конкурентов в по производству товаров повышенной сложности (Западная. Европа,. Япония, новые индустриальные страныи).

. Баланс услуг и некоммерческих платежей. Он содержит платежи и поступления по транспортным перевозкам, страхованию, электронной, телекосмичного и других видов связи, международного туризма, обмену научно-техническим и производственным опытом, е экспортных услуг, содержание дипломатических, торговых и иных представительств за границей, передаче информации, культурных и научных обменов, различных комиссионных сборов, рекламы, организации представлений к, ярмарок и и и.

Сегодня услуги стали самым динамичным сектором мирохозяйственных связей, их значение и влияние на объемы и структуру платежей постоянно растут. Это торговля лицензиями, ноу-хау, другими видами на ауково-технического и производственного опыта, лизинговые операции, деловые консультации и другие услуги производственного и персонального характеру.

По принятым в мировой статистике правилам в раздел»услуги»входят, как ни странно, выплаты доходов по инвестициям за границей и процентов по международным кредитам. Хотя по экономическому содержанию они и, безусловно, ближе к движению капиталеу капіталів.

По методике. МВФ принято также определять особой позицией в платежном балансе так называемые односторонние переводы:

• государственные операции — субсидии другим странам по линии экономической помощи, государственные пенсии, взносы в международные организации;

• частные переводы — переводы иностранных рабочих, специалистов, родственников на родину

Три перечисленные выше группы операций — услуги, поступления от инвестиций, односторонние переводы — называют»невидимыми»операциями в противовес экспорта и импорта реальных ценностей — товаров. ИСП истовуеться также термин»услуги и некоммерческие платежи»как дань традиции тех времен, когда главным содержанием экономических связей между странами была торговля товарамула торгівля товарами.

Платежный баланс по текущим операциям включает торговый баланс и «невидимые» операции. Текущими эти операции стали называть для того, чтобы отделить торговлю товарами и услугами от между. Международном движения финансовых ресурсов в форме капиталов и кредитеедитів.

. Баланс движения капиталов и кредитов выражает соотношение вывоза и ввоза государственных и частных капиталов, предоставленных и полученных международных кредитов

По экономическому содержанию эти операции делятся на две категории:

• международное движение предпринимательского капитала;

• международное движение заемного капитала

Предпринимательский капитал включает прямые заграничные инвестиции (приобретение и строительство предприятий за границей) и портфельные инвестиции (покупка ценных бумаг заграничных компаний)

Вывоз предпринимательского капитала сегодня происходит интенсивнее, чем рост производства и внешней торговли, что свидетельствует о его важной роли в интернационализации хозяйственной жизни. При ичому более 2/3 стоимости прямых иностранных инвестиций составляют взаимные капиталовложения развитых стран. Это является наглядным подтверждением того, что хозяйственные связи между развитыми меняют ся больше, чем между другими странами мирту.

Международное движение ссудного капитала классифицируется по признакам срочности. Различают долго-, средне-и краткосрочные операции

•. Долго-и среднесрочные операции включают государственные и частные заимствования и кредиты, предоставляемые на срок свыше одного года. Получателями государственных займов и кредитов является преимущественно страны ро озвиваються, и государства, которые отстают от мировых лидеров (постсоциалистические страны), в то время как развитые страны являются главными кредиторами. К частным долгосрочных заимствований и кредитов прибегают рядом с развивающимися странами, и постсоциалистических государств также корпорации развитых стран, активно используя привлечения ресурсов с мирового рынка в форме выпуска долгосрочных ценных их бумаг или банковского кредитату.

•. Краткосрочные операции включают международные кредиты сроком до одного года; текущие счета национальных банков в иностранных банках (авуары) перемещение денежного капитала между банками за последний ни десятилетия межбанковские краткосрочные операции на мировом денежном рынке получили широкое распространение. Если в 60-70-е годы преобладало стихийное перемещение «горячих» денег, что усиливало инфляции ию и привело к кризису. Бреттон-Вудской валютной системы, то с 80-х годов основной поток краткосрочных денежных капиталов направляется в. США, благодаря высоким процентным ставкам и курса доллара. Так в начале 80-х годов ежегодный приток этих капиталов достигал 100-150 млрд долл.. США (в начале 90-х годов он уменьшился до 70 млрд долл.до 70 млрд. дол.).

. Ошибки и пропуски. Несмотря на постоянное совершенствование методики обработки статистических показателей платежного баланса, погрешности все же остаются достаточно значительными. Именно поэтому выделяется специальная статья»Ошибки и пропуски и», в которую вносятся данные как статистических погрешностей, так и неучтенных операцииних операцій.

Специалисты, занимающиеся расчетами платежного баланса, отмечают, что самое поддается учету движение краткосрочного денежного капитала, особенно в периоды кризисных потрясений

результате статья»Ошибки и пропуски»расположена непосредственно за разделом платежного баланса, где фиксируется движение капиталов и кредитов. Показатели статьи»Ошибки и пропуски»резко возрастают в кри изових ситуация у кризових ситуаціях.

. Операции с ликвидными валютными активами. Заключительная статья платежного баланса отражает операции с ликвидными валютными активами, в которых участвуют государственные валютные органы и в результате которых происходят изменения как величины, так и состава ц центральных официальных золотовалютных резервев.

. Современная классификация статей платежного баланса по методике. МВФ

. А. Текущие операции

Доходы от инвестиций

Другие услуги и доходы

Частные односторонние переводы

Официальные односторонние переводы

Итог:. А. Баланс текущих операций

B. Прямые инвестиции и прочий долгосрочный капитал

Другой долгосрочный капитал

Итог:. А. В (соответствует концепции базисного баланса. США)

C. Краткосрочный капитал

D. Ошибки и пропуски

Итог:. А. В. С D (соответствует концепции ликвидности в. США)

. Е. Компенсирующие статьи

Переоценка золотовалютных резервов, распределении использование. СПЗ

F. Чрезвычайное финансирование

G. Обязательства, составляют валютные резервы иностранных официальных органов

Итог:. А. В. С D. Е FG (соответствует концепции официальных расчетов в. США)

. Н. Итоговая изменение резервов. СДР

Резервная позиция в. МВФ

Принятая. МВФ система классификации статей платежного баланса используется странами — членами. Фонда как основа национальных методов классификации. Однако платежные балансы промышленно развитых стране и развивающихся, существенно отличаются как по методике составления, так и по содержанию. Схемы платежных балансов, принятых сегодня. МВФ и. ОЭСР, учитывают общие черты, присущие всем развитым странам, и в то же время предоставляют возможность каждой стране вносить свои, присущие ей, коррективы. Как правило, такие особенности связаны с методами измерения сальдо платежного баланса и его покриттття.

Читать еще:  American express платежная система

Украины, после вступления в. МВФ, регулярно публикует свой платежный баланс

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Классификация статей платежного баланса по методике МВФ

А. Текущие операции Товары

§ Доходы от инвестиций

§ Прочие услуги и доходы

§ Частные односторонние переводы

§ Государственные односторонние переводы

Итого А: баланс текущих операций

В. Прямые инвестиции и прочий долгосрочный капитал

§ Прочий долгосрочный капитал

Итого: А+В (соответствует концепции базисного баланса в США)

С. Прочий краткосрочный капитал

D. Ошибки и пропуски

Итого: А+В+С+С (соответствует концепции ликвидности в США)

Е. Балансирующие статьи

§ Переоценка золотовалютных резервов, распределение и ис­пользование СДР

§ Движение золотовалютного резерва

§ Чрезвычайные источники покрытия сальдо

§ Обязательства, образующие валютные резервы иностранных официальных органов

Итого: А + В + С + В (соответствует концепции официальных расчетов в США)

F.Итоговое изменение резервов

§ Резервная позиция в МВФ

Национальное и межгосударственное регулирование платежного баланса.

Платежный баланс является одним из объектов госу­дарственного регулирования. Хотя платежные балансы по своей природе не могут быть постоянно пассивны или активны, по­ляризация их состояния усиливает нестабильность валютных курсов, переливы капитала, особенно «горячих денег», отрица­тельно влияет на денежное обращение и в конечном счете на экономику. При этом стихийный механизм выравнивания пла­тежного баланса через автоматический процесс ценового регулирования действует крайне слабо. Поэтому восстановление равновесия международных расчетов требует целенаправленных государственных мероприятий. Уравновешивание баланса международных расчетов входит в число главных целей экономиче­ской политики государства наряду с обеспечением темпов эко­номического роста, борьбой с инфляцией и безработицей.

Государственное регулирование платежного баланса — это совокупность экономических, в том числе валютных, финансо­вых, денежно-кредитных, мер, направленных на формирование основных его статей. Существуют различные методы регулирования платежного баланса, используемые в. целях стимулирова­ния, либо ограничения внешнеэкономических операций в за­висимости от экономического и валютного положения и со­стояния международных расчетов страны.

Странами с дефицитом платежного баланса обычно применяются следующие меры в целях стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных ка­питалов, ограничения вывоза капитала:

• финансовая и денежно-кредитная политика;

• специальные меры воздействия на платежный баланс в хо­де формирования его основных статей: торгового баланса, «невидимых» операций (ограничение нормы вывоза валюты тури­стами данной страны, регулирование миграции рабочей силы), движения капиталов.

При активном платежном балансе регулирование направле­но на устранение чрезмерно активного сальдо. С этой целью указанные выше методы — финансовые, кредитные, валютные и др., а также ревальвация валюты применяются для расшире­ния импорта и сдерживания экспорта товаров, увеличения экс­порта капиталов (в том числе кредитов и «помощи») и ограни­чения импорта капиталов. Активное сальдо используется для погашения внешней задолженности страны, предоставления кредитов иностранным государствам, увеличения золотовалют­ных резервов.

Новым явлением с середины 70-х гг. стали попытки выработки принципов коллективного регулирования баланса меж­дународных расчетов, в частности, на регулярных встречах на высшем уровне стран Большой семерки.

К межгосударственным средствам регулирования платежных балансов относятся:

§ согласование условий экспортных кредитов;

§ двусторонние правительственные кредиты, краткосрочные взаимные кредиты центральных банков в национальных валю­тах по соглашениям «своп»;

§ кредиты международных валютно-кредитных и финансо­вых организаций, прежде всего МВФ.

Таким образом, регулирование платежного баланса значительно усложнилось, а его инструментарий расширился. Оно приобрело систематический характер в сочетании с другими формами экономической политики.

Платежный баланс бывшего СССР. Информация о состоянии платежного баланса СССР всегда считалась закры­той. Министерство финансов СССР ежегодно готовило отчет 9 выполнении валютного плана страны, который трудно было назвать платежным балансом.

После подачи заявки на вступление в МВФ и в соответствии с его Уставом Россия была обязана представить необходимую статистическую информацию, характеризующую ее экономиче­ское и финансовое положение.

Внешэкономбанк и министерства экономики и финансов
представили специалистам МВФ ранее «закрытую» официаль­ную информацию о неторговых операциях, платежах по обслуживанию долга и динамике валютных резервов. Это позволило рассчитать платежный баланс СССР за 1990 и 1991 тт. в раз­бивке по группам стран, с которыми СССР имел различные системы расчетов.

Платежный баланс России рассчитывался на базе союзного по следующей методике. Доля России в союзном экспорте была установлена на уровне 78%, доля в импорте — 68% в 1990 г. Предполагалось, что 67% добываемого в стране золота является российским. В платежах по обслуживанию долга доля России составляет 67%. Эта же доля принята в расчетах и по всем другим статьям российского платежного баланса.

После распада СССР и образования СНГ возникла проблема расчета платежного баланса России с учетом ее экономических связей со странами — членами СНГ и другими бывшими союзными республиками. Без этого платежный баланс Российской Федерации не может быть полным. Однако включение сальдо расчетов России по межреспубликанским экономическим свя­зям в ее платежный баланс с прочими зарубежными странами потребовало решения многочисленных методологических, тео­ретических и организационных вопросов.

Главным фактором дефицита платежного баланса является необходимость осуществления платежей согласно графику об­служивания внешнего долга (выплата процентов и возврат ос­новной суммы долга).

Основным источником уравновешивания дефицита общего платежного баланса служит внешнее финансирование. Оно включает средства, предоставляемые междуна­родными валютно-финансовыми организациями, в первую оче­редь МВФ и Мировым банком, двусторонние межгосударст­венные кредиты, займы частных коммерческих банков, про­срочки и переносы платежей по обслуживанию внешнего долга.

Концепции и модели регулирования платежного баланса. Про­блемы платежного баланса занимают видное место в экономи­ческой литературе Запада. Целью теории платежного баланса является разработка методов регулирования внешних расчетов

Теория автоматического саморегулирования платежного ба­лансагосподствовала почти в течение 200 лет до 30-х гг. XX в. Ее разработали в XVIII в. Д. Юм и Д. Рикардо. Согласно этой теории, при пассивном платежном балансе, например Франции по отношению к Англии, в результате оттока золота в Англию уменьшалось количество золотых денег в обращении и снижа­лись цены во Франции, что способствовало повышению конку­рентоспособности французских товаров, увеличению их экспорта и тем самым активизации баланса международных расчетов стра­ны. Одновременно происходил обратный процесс выравнивания активного платежного баланса Англии. Прилив золота в страну увеличивал денежную массу в обращении, что, по мнению сторонников количественной теории денег, приводило к росту цен и стимулировало импорт более Дешевых иностранных товаров. В результате стихийного перемещения золота и изменений цен активный платежный баланс становился пассивным.

Кейнсианские теории регулирования платежного баланса. Дж.М. Кейнс рекомендовал уравновешивать платежный баланс государственным регулированием. Кейнсианцы ввели такое поня­тие, как хроническая неуравновешенность платежных балансов, которая, по их мнению, не может быть автоматически скорректи­рована с помощью свободной игры рыночных сил, а требует ак­тивного государственного регулирования различными методами.

Теория внутреннего и внешнего равновесия разработана Р. Харродом, Т. Сцитовским, Р. Манделем и др. Под внутренним равнове­сием подразумевается такое состояние экономики, когда полная занятость сочетается со стабильными ценами, под внешним — ус­тойчивое долговременное равновесие платежного баланса. Сто­ронники данной концепции стремились выработать методы дос­тижения этого равновесия при помощи экономических моделей.

Инструментарно-целевой метод регулирования платежного балан­са. Представители этой концепции Дж. Мид, Я. Тинберген и др. предполагали разрабатывать эконометрические модели регулиро­вания платежного баланса путем условного деления показателей на инструменты и цели государственной экономической полити­ки. Они ограничили анализ поиском причинных взаимосвязей между неуравновешенностью международных расчетов страны и изменением соответствующих методов денежно-кредитного, бюд­жетного и валютного регулирования. Обнаруженная при этом взаимосвязь рассматривается ими как причинно-следственная.

Инструментарно-целевой метод анализа платежного баланса вступает в противоречие с другими мерами государственного регулирования экономики, что сужает возможности его прак­тического применения. Например, меры по стимулированию экономического роста обычно отрицательно воздействуют на платежный баланс, использование политики «дорогих денег», в частности, повышение учетной ставки для улучшения состоя­ния платежного баланса отрицательно влияет на внутреннее производство и занятость при прочих равных условиях.

Рекомендуемый инструмент регулирования платежного баланса ограничен социальными, экономическим, техническими предела­ми. Так, повышение процентной ставки не всегда привлекает иностранные капиталы, а ответное повышение процентных ставок в других странах может нейтрализовать эффект такой политики.

Теория нормативного регулирования платежного баланса, пред­ставителями которой являются Дж. Вильяме, Р. Миллер и др., предполагает следующее: объединение антициклического и антиинфляционного регулирования с регулированием международных расчетов; введение в исследование проблемы инфляции, ее влия­ния на платежный баланс; необходимость межгосударственного регулирования платежного баланса и инфляции.

Монетаристские теории регулирования платежного баланса получили развитие в 70—80-е гг. Монетаризм рассматривает пла­тежный баланс как результат диспропорций всего денежного хо­зяйства, искажающих структуру внутренних цен и препятствую­щих установлению равновесия между спросом и предложением. Его стабилизация рассматривается как кратковременный процесс, направленный на выравнивание неравновесий в денежной сфере страны. Идеал монетаристской концепции платежного баланса — «открытая» экономика, минимальное ограничение движения това­ров, рабочей силы, капиталов, обеспечение свободы действий рыночному механизму в национальной и мировой экономике.

Теории межгосударственного регулирования платежного балан­са, основанные на сочетании кейнсианства, неокейнсианства и монетаризма, были использованы в проектах реформы мировой валютной системы, разработанных в годы Второй мировой войны Дж. Кейнсом и Г. Уайтом. В них большое значение при­дается коллективному регулированию платежного баланса, что нашло отражение в Уставе МВФ. В рамках Бреттон-Вудской системы .был предусмотрен принцип симметричного (сбалан­сированного) регулирования платежного баланса странами как с активным, так и с пассивным сальдо, но в разных направле­ниях, путем воздействия на внутренний спрос, движение капи­талов и кредитов, а также на курс национальной валюты.

Ямайская валютная реформа возрождает принцип симмет­ричного выравнивания платежного баланса странами как с пас­сивным, так и с активным сальдо и намечает принципы его межгосударственного регулирования. Они включают: критерии несбалансированности платежного баланса и методы его вы­равнивания, регулирование платежного баланса санкции про­тив нарушений международного соглашения.

В соответствии с господствующими монетаристскими концеп­циями платежного баланса МВФ разрабатывает стандартные про­граммы «стабилизации» в виде макроэкономических агрегатов, ко­личественных ориентиров с поквартальной разбивкой. С 70-х гг. «стабилизационные» программы МВФ по аналогии с программами МБРР стали включать меры воздействия не только на спрос, но и на предложение. Расширение набора методов регулирования пла­тежного баланса, рекомендуемых МВФ, привело к улучшению его сотрудничества с МБРР. Новый подход МВФ к регулированию платежного баланса отвечает интересам банков-кредиторов, кото­рые видят в этом гарантию укрепления платежеспособности раз­вивающихся стран-должников и снижение риска их кредитования.

Обновленные «стабилизационные» программы МВФ свиде­тельствуют о тенденции к усилению межгосударственного регу­лирования платежного баланса.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector