Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Платежный баланс рб

Платежный баланс Республики Беларусь

Платежный баланс Республики Беларусь разрабатывается Национальным банком страны на основе методических рекомендаций МВФ. Информационной основой для составления платежного баланса служат отчетные данные о движении товаров, доходов, трансфертов, капитала, финансовых активов между резидентами и нерезидентами, которые предоставляются Национальным статистическим комитетом , Министерством финансов, Государственным таможенным комитетом и другими государственными организациями.

Платежный баланс Республики Беларусь для обеспечения международной сопоставимости рассчитывается в долларах США, а для внутренних целей — в белорусских рублях. Внешнеэкономические операции в платежном балансе отражаются по рыночным ценам, по которым они были фактически осуществлены.

Платежный баланс Республики Беларусь составляется в стандартном и аналитическом представлении. Стандартное представление описывает в соответствии с принятой классификацией операции потока товаров, услуг, доходов, текущих и капитальных трансфертов и движение финансовых ресурсов в страну и за границу. Аналитическое представление платежного баланса получается из стандартного представления путем выделения из финансового счета платежного баланса операций, связанных с изменением официальных резервных активов.

Сокращенный вариант платежного баланса Республики Беларусь за 2010г. представлен на рис. 14.2.

Платежный баланс Республики Беларусь, млн. долларов США

Рис.14.2. Платежный баланс Республики Беларусь

И с т о ч н и к: Бюллетень банковской статистики Национального банка Республики Беларусь. 2010 г. – Минск: 2011

По каждому счету платежного баланса определяется сальдо (итоговый результат операций со знаком «+» или «-»).

В 2010 г. имело место отрицательное сальдо торгового баланса в размере 9118,2 млн. долларов (16,7 % ВВП). Сальдо по услугам было положительным и составило 1692,6 млн. долларов. Основную роль в формировании профицита услуг сыграло положительное сальдо по транспортным услугам. Отрицательным было сальдо доходов от инвестиций. Доходы нерезидентов от инвестиций в нашу экономику превысили поступления от отечественных инвестиций за рубежом на 1462,9 млн. долларов. Сальдо текущих трансфертов сформировалось положительным в основном за счет денежных переводов,

полученных физическими лицами — резидентами Республики Беларусь из-за рубежа, более половины из них поступило из Российской федерации.

Счет текущих операций был отрицательным, его величина по сравнению с 2009 г. увеличилась с 6389,7 до 8492,7 млн. долларов. Дефицит счета текущих операций за 2010 г. финансировался за счет средств положительного сальдо счета операций с капиталом и финансовых операций.

Положительное сальдо операций счета с капиталом и финансовых операций за 2010 г. обеспечено притоком прямых и портфельных иностранных инвестиций, а также привлечением иностранных кредитов и займов, ростом кредиторской задолженности по внешнеторговым операциям, увеличением обязательств банковской системы РБ по счетам и депозитам населения.

Общий платежный баланс равен сумме сальдо счета текущих операций и сальдо счета операций с капиталом и финансовых операций.

Резервные активыРеспублики Беларусь были использованы для финансирования отрицательного сальдо платежного баланса. Величина их сократилась на 808,5 млн. долларов.

Платежный баланс Республики Беларусь

Полесский государственный университет

Бокша Надежда Владимировна, старший преподаватель кафедры экономической теории Полесского государственного университетеа

УДК 33

Главным понятием международной экономики и основой макроэкономического анализа каждой страны служит платёжный баланс, который систематизирует результаты взаимодействия государства в целом с мировой экономикой. Он отражает состояние международных экономических отношений страны с остальным миром, выступает важным ориентиром при разработке макроэкономической политики.

Основными разделами платежного баланса являются: экспорт (импорт) товаров, экспорт (импорт) услуг, оплата труда работников (операции между резидентами и нерезидентами), трансферты (операции между резидентами и нерезидентами), действия с финансовыми активами (между резидентами и нерезидентами), инвестиционные доходы.

Национальный банк страны занимается разработкой операций платежного баланса, в которых отражаются внешнеэкономические операции между резидентами Республики Беларусь и ее нерезидентами,.

Рассмотрим и проанализируем основные статьи платёжного баланса Республики Беларусь, исходя из таблицы.

Таблица – Основные показатели платежного баланса Республики Беларусь за 2012–2014 годы (млн. долларов США)

1. Счёт текущих операций

Сальдо счёта текущих операций

в процентах к ВВП

Сальдо внешней торговли товарами и услугами

в процентах к ВВП

Экспорт товаров и услуг

в процентах к ВВП

Импорт товаров и услуг

в процентах к ВВП

Сальдо первичных доходов

в процентах к ВВП

Сальдо вторичных доходов

в процентах к ВВП

2. Финансовый счёт

Чистое кредитование (+)/чистое заимствование (сальдо финансового счёта)

в процентах к ВВП

Чистое привлечение прямых иностранных инвестиций

в процентах к ВВП

Изменение резервных активов

в процентах к ВВП

ВВП в млрд. рублей

ВВП в млн. долл. США

Примечание – Источник: [1]

Из таблицы видно, что за 2014 год сальдо счета текущих операций сложилось отрицательным в размере 5,1 млрд. долларов США (6,7 % ВВП), в то время как за 2013 год – в размере 7,6 млрд. долларов (10,4 % ВВП) и за 2012 год оно составляло 1,9 млрд. долларов США (2,9% ВВП). Вместе с дефицитом сформировались: первичных и вторичных доходов (2,4 млрд. долларов и 2,3 млрд. долларов соответственно), сальдо внешней торговли товарами (2,6 млрд. долларов) в 2014 году. Следует отметить, что в 2012-2013 годах наблюдался дефицит первичных и вторичных доходов. При этом в 2014 году сальдо торговли услугами сложилось положительным в размере 2,2 млрд. долларов и частично компенсировало дефицит по остальным статьям счета текущих операций.

Движение финансовых ресурсов, которое отражает платёжный баланс, не может полностью балансироваться, то есть отток финансовых ресурсов и импорт товаров и услуг не могут быть в точности равны притоку финансовых ресурсов и экспорту товаров и услуг. При этом возникающее сальдо платёжного баланса может быть положительным или отрицательным. И дефицит, если он не случайного характера, и профицит, если он затягивается, отрицательно сказываются на валютном курсе и экономике страны в целом. Если же дефицит платежного баланса является результатом внутренних колебаний, то необходимы структурные изменения в экономике и экономической политике страны. Поэтому государство стремится достичь равновесия платёжного баланса с помощью специальных мер.

На сегодняшний день платёжный баланс Республики Беларусь характеризуется хроническим дефицитом, то есть на протяжении нескольких лет его сальдо складывается отрицательным.

Республика Беларусь относится к числу стран, где внешнеторговые операции являются основой текущего счета платежного баланса. Внешнеторговое сальдо товарами за 2014 год сложилось отрицательным в размере 4 396 млн. долл. США и обусловило дефицит по счету текущих операций в размере 5 094 млн. долл. США (6,7 % ВВП). На протяжении многих лет основным источником формирования отрицательного внешнеторгового сальдо являются операции с промежуточными товарами.

В связи с этим правительство Республики Беларусь предпринимает протекционистские меры по регулированию платёжного баланса. Политика протекционизма осуществляется посредством тарифных и нетарифных ограничений внешней торговли. Для этого вводятся завышенные таможенные пошлины, квоты на некоторые виды товаров, лицензии и другие меры, препятствующие проникновению на рынок иностранных товаров. [2, с. 25].

В данном случае полезным и актуальным будет опыт зарубежных стран по регулированию дефицита платёжного баланса. В условиях отсутствия возможностей по снижению импорта, необходимо уделить наибольшее внимание мерам, связанным со стимулированием экспортных операций и отраслей экономики. Анализ опыта других стран показывает, что конкретной единой модели стимулирования экспорта не существует. Среди направлений этой сферы можно выделить: путём активного участия в деятельности посольств и международных организациях создавать позитивный имидж страны; информационное обеспечение потенциальных иностранных покупателей и национальных экспортёров; финансовое обеспечение экспортных операций; содействие государством увеличению доли наукоёмких товаров в экспорте; повышение конкурентоспособности отечественных товаров на зарубежных рынках.

Читать еще:  Пример расчета платежеспособности предприятия

Приоритетным направлением развития экспорта страны является информационная поддержка отечественных экспортёров. Наличие информации о зарубежных рынках, условиях осуществления деятельности на них, о вкусах потенциальных потребителей, о льготах и мерах поддержки, которые могут быть использованы экспортёрами – всё это немаловажный элемент эффективной внешней торговли.

Одним из методов уменьшения дефицита текущего счета платёжного баланса может стать девальвация. Изъятие из обращения обесцененных бумажных денег и замена их на новые, снижение курса национальной валюты проводится в целях стимулирование экспорта, так как экспортер получает девальвационный доход при обмене вырученной иностранной валюты на обесцененную национальную валюту. Девальвация приводит к повышению цен на импортные товары, делает их менее конкурентоспособными по сравнению с отечественными товарами и, следовательно, ограничивает импорт. Однако девальвация имеет свои негативные последствия:

• снижение ликвидности банков;

• потеря доверия к национальной валюте субъектами экономики;

• отток депозитов из банковской системы.

Если страна зависит от импорта энергоресурсов, то положительный эффект девальвации снижается, что можно отнести к Республике Беларусь, которая не обладает большими запасами энергоресурсов и вынуждена импортировать их. Ослабление национальной валюты в будущем может привести к росту производственных издержек, поскольку происходит увеличение цен на иностранное сырьё, комплектующие, оборудование и технологии.

Как правило, дефляционная политика государства направлена на решение внутриэкономических задач, однако может способствовать улучшению состояния платежного баланса. Осуществляется с помощью увеличения налогов, повышения банковских ставок, продажи государственных ценных бумаг, снижения расходов бюджета.

В целях обеспечения удовлетворения спроса на иностранную валюту, сокращения оттока иностранной валюты, сохранения золотовалютных резервов для реализации долговой политики государства вводятся валютные ограничения.

В Республике Беларусь был применён целый ряд валютных ограничений. Запрещено авансирование импорта за счет средств валютных кредитов белорусских банков. Также импортерам запрещалось покупать валюту более чем на 50 тыс. евро, повысились нормативы обязательного резервирования для банков по привлеченным средствам. Так, например, с 1 апреля 2011 г. на Белорусской валютно-фондовой бирже были введены временные условия покупки иностранной валюты, согласно которым в приоритетном порядке удовлетворяются заявки банков и предприятий на оплату импортных контрактов на покупку природного газа, медикаментов, погашение кредитов в иностранной валюте и другие. [2, с. 26]

Привлечение иностранных кредитов и инвестиций является одним из методов финансирования дефицита платёжного баланса Республики Беларусь.

Наличие конкретных проблем платёжного баланса говорит о необходимости государственного вмешательства. И для решения этих проблем, государство разрабатывает различные способы и методы воздействия на платёжный баланс. Однако при выработке этих методов необходимо учитывать специфику, особенности и состояние экономики страны.

Платежный баланс страны: понятие, структура и методы регулирования. Состояние и динамика показателей платежного баланса РБ.

Платежный баланс – балансовый счет международных операций – это стоимостное выражение всего комплекса внешнеэкономических и международных связей страны в форме соотношения показателей вывоза и ввоза товаров, услуг, капиталов. Это стоимостное количественное и качественное выражение масштабов, структуры и характера внешнеэкономических операций страны, ее участия в мировом хозяйстве. Баланс охватывает не только платежи и поступления на определенную дату, но и показатели по международным требованиям и обязательствам. Структура платежного баланса. Основные его разделы:

1) торговый баланс, т.е. соотношение между вывозом и ввозом товаров (поскольку значительная часть внешней торговли осуществляется в кредит, существуют различия между показателями торговли, платежей и поступлений, фактически произведенных за соответствующий период, активное сальдо торгового баланса используется для экспорта капитала, пассивное сальдо обычно оценивается как признак слабости позиций страны);

2) баланс услуг и некоммерческих платежей (транспортные перевозки, страхование, туризм, связь, обмен информацией, реклама, торговля лицензиями, ноу-хау, лизинговые операции, выплаты и поступления доходов по инвестициям и процентов по международным кредитам, сделки военного характера;

3) баланс текущих операций, включающий движение товаров, услуг и односторонних переводов (субсидии по линии экономической помощи, пенсии, взносы в международные организации, частные операции);

4) баланс движения капиталов и кредитов. Это соотношение вывоза и ввоза государственных и частных капиталов, предоставленных и полученных международных кредитов.

Методы регулирования платежного баланса:

1. Дефляционная политика. Такая политика, направленная на сокращение внутреннего спроса, включает ограничение бюджет­ных расходов преимущественно на гражданские цели, заморажива­ние цен и заработной платы. Одним из важнейших ее инструмен­тов служат финансовые и денежно-кредитные меры: уменьшение бюджетного дефицита, изменения учетной ставки центрального банка (дисконтная политика), кредитные ограничения, установле­ние пределов роста денежной массы. В условиях экономического спада, при наличии большой армии безработных и резервов неис­пользованных производственных мощностей политика дефляции ведет к дальнейшему падению производства и занятости. Она связана с наступлением на жизненный уровень трудящихся и гро­зит обострением социальных конфликтов, если не принимаются компенсирующие меры.

2. Девальвация. Понижение курса национальной валюты на­правлено на стимулирование экспорта и сдерживание импорта товаров. Однако роль девальвации в регулировании платежного баланса зависит от конкретных условий ее проведения и сопутст­вующей общеэкономической и финансовой политики. Девальвация стимулирует экспорт товаров лишь при наличии экспортного по­тенциала конкурентоспособных товаров и услуг и благоприятной ситуации на мировом рынке. Что касается сдерживающего влия­ния девальвации на импорт, то в условиях интернационализации процесса воспроизводства и развития международной специализа­ции страна зачастую не может резко сократить ввоз товаров. К тому же не все страны проводят успешную политику импортозамещения.

3. Валютные ограничения. Блокирование инвалютной выручки экспортеров, лицензирование продажи иностранной валюты им­портерам, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках направлены на устранение дефицита платежного баланса путем ограничения экспорта капитала и стимулирования его при­тока, сдерживания импорта товаров. Так, в конце 70-х — начале 80-х годов, несмотря на либерализацию текущих операций, приме­рно 90% стран с конвертируемой валютой применяли ограничения по международному движению капиталов. Страны ЕС отменили их лишь в начале 90-х годов.

4. Финансовая и денежно-кредитная политика. Для уменьшения дефицита платежного баланса используются бюджетные субсидии экспортерам, протекционистское повышение импортных пошлин, от­мена налога с процентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг в целях притока капитала в страну, денежно-кредитная политика, особенно учетная политика и таргетирование денежной массы (установление целевых ориентиров ее ежегодного роста).

5. Специальные меры государственного воздействия на пла­тежный баланс в ходе формирования его основных статей — тор­гового баланса, «невидимых» операций, движения капитала.

Важным объектом регулирования является торговый баланс. В современных условиях государственное регулирование охваты­вает не только сферу обращения, но и производства экспортных товаров. Стимулирование экспорта на стадии реализации товаров осуществляется путем воздействия на цены (предоставление экс­портерам налоговых, кредитных льгот, изменение валютного кур­са и т.д.). Для создания долгосрочной заинтересованности экспор­теров в вывозе товаров и освоении внешних рынков государство предоставляет целевые экспортные кредиты, страхует их от эконо­мических и политических рисков, вводит льготный режим амор­тизации основного капитала, предоставляет им иные финансово-кредитные льготы в обмен на обязательство выполнять опреде­ленную экспортную программу.

Состояние платежного баланса Беларуси быстро ухудшается: валютные доходы страны снижаются, а правительство и банки увеличивают заимствования за рубежом

По данным Национального банка РБ, по итогам января — мая сальдо текущего счета платежного баланса страны сложилось отрицательным в размере минус 3.368,5 млн. USD, увеличившись за месяц на 396,7 млн. USD. Такие данные приведены в аналитическом обозрении Нацбанка «Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере РБ» за январь — июнь 2013 г.

Читать еще:  Платежный оборот это

В январе — мае 2012 года сальдо было положительным и равнялось 469 млн. USD, что объяснялось поступлением в страну значительных валютных средств от экспорта растворителей и ряда других продуктов нефтепереработки.

Сальдо первичных доходов РБ в январе — мае сложилось отрицательным в размере минус 2.242 млн. USD, ухудшившись в 2,5 раза по отношению к январю — маю 2012 года, что связано, как сообщил Нацбанк, с выплатами доходов прямым инвесторам. Сальдо первичных доходов в январе — апреле было отрицательным в размере минус 2.076,3 млн. USD, то есть в мае к сальдо добавилось еще 165,7 млн. USD.

По статье вторичных доходов сальдо за 5 месяцев текущего года также оказалось отрицательным: минус 1.420,3 млн. противминус 1.599,7 млн. USD в январе — мае 2012 года. За май текущего года отрицательное сальдо приросло еще на 221,4 млн. USD.

Потери доходов были компенсированы притоком капитала. По финансовому счету платежного баланса чистый приток капитала за рассматриваемый период составил 2.088,2 млн. USD против чистого оттока в размере 976,6 млн. USD в январе — мае 2012 года. В мае 2013 года чистый приток капитала составил 201,6 млн. USD.

При этом прямые инвестиции в экономику страны за январь — май текущего года равнялись 1.781,4 млн. USD, увеличившись в 2,3 раза по сравнению с январем — маем 2012 года. В мае данные инвестиции выросли всего на 45,9 млн. USD. Но говорить об успехах по привлечению новых инвесторов не приходится, так как 78,9% от общего объема прямых инвестиций составило реинвестирование полученных в Беларуси зарубежными инвесторами доходов.

По операциям правительства и Нацбанка на чистой основе за январь — май было выплачено 578,4 млн. USD, что обусловлено погашением РБ внешних обязательств, в том числе основного долга по кредиту МВФ. Этот показатель в мае даже снизился (на 55,2 млн. USD), то есть правительство и Нацбанк в мае позаимствовали средств за рубежом больше, чем вернули.

По нефинансовому сектору в январе — мае наблюдался приток капитала в размере около 40 млн. USD, обусловленный главным образом привлечением кредитов и займов. В январе — апреле приток капитала в данном секторе был больше — 216,3 млн. USD, то есть в мае произошел отток капитала по данной статье в размере 176,3 млн. USD.

Этот отток с лихвой компенсировали банки. Привлечение капитала в банковский сектор за январь — май составило 844 млн. USD и было обеспечено в основном привлечением краткосрочных кредитов и займов. За май банки привлекли 275,6 млн. USD.

В целом по итогам января — мая отрицательное общее сальдо платежного баланса Беларуси составило минус 544 млн. USD. В январе — апреле оно было минус 422,4 млн. USD, то есть в мае произошло дальнейшее ухудшение ситуации.

Как сообщил Нацбанк, сальдо за январь — май текущего года было профинансировано с помощью привлечения четвертого и пятого траншей стабилизационного кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС в размере 880 млн. USD.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Регулирование и финансирование платежного баланса, значение операций с официальными резервами. Платежный баланс Республики Беларусь

В соответствии с принципами построения платежного баланса, он всегда является сбалансированным. Но по основным его разделам имеет место либо активное сальдо (если поступления превышают платежи), либо пассивное (если платежи превышают поступления).

Обычно внутри общего платежного баланса выделяют сальдо торгового баланса, баланса текущих операций, баланса движения капиталов и баланса официальных расчетов. Сальдо баланса по текущим операциям рассматривается, как правило, в качестве справочного сальдо платежного баланса, поскольку определяет потребности страны в финансировании. Сальдо движения капиталов фактически является зеркальным отражением состояния текущего сальдо, так как показывает финансирование потока реальных ресурсов. Сальдо баланса официальных расчетов является наиболее распространенным определением общего сальдо платежного баланса. Оно свидетельствует об увеличении (уменьшении) официальных резервов страны в иностранных ликвидных активах. То есть, если резиденты страны в целом тратят на покупку иностранных товаров, услуг и активов больше, чем получают от продажи за границу своих товаров, услуг и активов, погашение задолженности осуществляется центральным банком за счет сокращения официальных резервов инвалюты (в том случае, если центральный банк воздерживается от корректировки валютного курса). Наоборот, в случае положительного сальдо баланса официальных расчетов резервы инвалюты увеличиваются.

В современных условиях глобализации хозяйственных связей значение уравновешивания платежного баланса превращается в главную проблему. При этом возникает сложная дилемма: «балансирование или регулирование» т.е., выбор между двумя альтернативами – покрытием образовавшегося сальдо баланса и политикой, направленной на недопущение такого сальдо или сокращение его размеров.

Существует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, направленных либо на стимулирование, либо на ограничение внешнеэкономических операций. Набор мер сводится к двум основным группам.

Первая группа – меры по регулированию наиболее важных внешнеэкономических операций (экспорт и импорт товаров, услуг, долгосрочных инвестиций). К ним относят: предоставление экспортерам налоговых и кредитных льгот, изменение валютного курса, страхование от экономического и политического риска, льготный режим амортизации основного капитала и т.д.

Вторая группа – меры воздействия не столько на результаты внешний отношений страны с заграницей, сколько на состояние ее денежного обращения и внутрихозяйственной конъюнктуры (к примеру, дефляционная политика). Дефляционная политика, направленная на сокращение внутреннего спроса, включает ограничение бюджетных расходов, замораживание цен и зарплаты. Важнейшими ее инструментами служат финансовые и денежно- кредитные меры: уменьшение бюджетного дефицита, изменение учетной ставки центрального банка, кредитные ограничения, установление пределов роста денежной массы.

Наконец, крайним средством выравнивания платежного баланса является изменение паритета валюты (девальвация или ревальвация при системе фиксированных валютных курсов). Однако девальвация и ревальвация влекут за собой целый ряд неблагоприятных последствий. Попыткой разрешения противоречий государственного регулирования и повышения его эффективности является в современных условиях тенденция к сочетанию государственного воздействия на состояние внешних расчетов с приданием большей гибкости валютным курсам.

Для финансирования отрицательного сальдо платежного баланса традиционно используются иностранные займы, ввоз капитала, резервные (безусловные) кредиты МВФ, банковские кредиты, краткосрочные кредиты по соглашениям своп, взаимно предоставляемые центральными банками в национальной валюте, льготные кредиты по линии иностранной помощи. Но получение или предоставление внешних кредитов означает временное уравновешивание платежного баланса, влекущее за собой необходимость окончательного урегулирования в будущем. Окончательное сальдирование платежного баланса осуществляется государством, если при этом расходуются или пополняются собственные запасы международных платежных средств – золото, резервные валюты, СДР.

Платежный баланс Республики Беларусь

Платежный баланс Беларуси составляется по стандартной классификации МВФ. В соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь составление платежного баланса относится к основным функциям Национального банка.

Платежный баланс Беларуси — это статистический отчет, в котором в систематизированном виде отражаются суммарные данные о ВЭД страны за определенный период времени. В ПБ фиксируются все операции между резидентами Республики Беларусь и нерезидентами, связанные с движением товаров, услуг, доходов, трансфертов, финансовых активов и обязательств. ПБ рассчитывается в долларах США (для обеспечения международной сопоставимости) и в белорусских рулях. ПБ разрабатывается ежеквартально.

Читать еще:  Повышение ликвидности и платежеспособности

Платежный баланс Республики Беларусь имеет ряд отличительных черт.

1.Устойчивый дефицит счета текущих операций. За 1993-2007 гг. накопленное отрицательное сальдо счета текущих операций составило более 10,5 млрд. долл., в том числе в 2007 г. – 2,9 млрд. долл. Основной фактор — дефицит внешнеторгового баланса. В 2007 г. он составил 3,98 млрд. долл.

2. Значительный рост положительного сальдо по услугам, что позволяет нивелировать в определенной степени дефицит торгового баланса: от 9% в 1993 г. до 31% в 2007 г. Основная доля внешней торговли услугами приходится на транспорт.

3. Практически постоянное крупное сальдо счета операций с капиталом и финансовых операций. Оно показывает финансирование потока реальных ресурсов за счет иностранных займов и ввоза капитала и является зеркальным отражением счета текущих операций. В анализируемом периоде (1993-2007 гг.) сальдо этого счета было положительным, за исключением 2005 г., достигнув максимальной отметки в 2007 г. — почти 5,4 млрд. долл.

В структуре финансового счета можно проследить хотя и нестабильный, но все же значительный рост ПИИ — с 17,6 млн. долл. в 1993 г. до 1768,9 млн. долл. в 2007 г., Однако основным источником финансирования дефицита текущего счета являются операции с кредитами и займами. Получение страной кредитного рейтинга способствовало активному привлечению ссудного капитала (в 2007 г. было получено 3,6 млрд. долл. по сравнению с 400 млн. долл. в 1993 г.).

По сравнению с финансовым счетом капитальный счет всегда занимал меньший удельный вес. Но это не снижает значения данного счета. Его динамика указывает на рост чистого притока имущества, товаров, финансовых активов мигрантов, поскольку потоки въезжающих на постоянное место жительства в Беларусь больше потоков выезжающих.

4. Значительная величина ошибок и пропусков, вписывающаяся, однако, в международные стандарты. Относительно большой объем этой статьи, доходящий в отдельные годы до 4% доходов от товарного экспорта, отражает как несовершенство учета внешнеэкономических операций страны, так и различные формы бегства капитала.

5. Резкие колебания валютных резервов страны. Результаты движения средств по счетам напрямую влияют на формирование золотовалютных резервов страны.

Приток иностранных инвестиций и кредитных ресурсов позволяет не только финансировать дефицит текущего счета, но и увеличивать резервные активы. В 2007 г. Международные резервные активы выросли примерно на 2,8 млрд. долл. и составили на 01.01.08 г. 4,2 млрд. долл. Этих резервов хватает для обеспечения импорта товаров и услуг в течение 1,7 месяца. В 1993, 1997-99, 2001, 2003, 2006 гг. резервные активы использовались для финансирования дефицита платежного баланса.

Следует заметить, что резервные активы являются лишь вторым эшелоном защиты платежного баланса. Несбалансированность счета текущих операций обеспечивается в основном привлечением иностранного капитала, а не расходами резервных активов страны. Однако у нас в структуре привлекаемых иностранных средств преобладает ссудный капитал, что увеличивает внешний долг. Его величина достигла к концу 2008 г. 14 млрд. долл. по сравнению с 1,9 млрд. в 1997 г. Если не принимать должных мер по управлению внешним долгом и регулированию платежного баланса, это может спровоцировать долговой кризис.

Платежный баланс Республики Беларусь

Платёжный бала́нс — это «статистический отчёт, где в систематизированном виде приводятся суммарные данные о внешнеэкономических операциях данной страны с другими странами мира за определённый период времени».

Платежный баланс является важным показателем и инструментом, позволяющим предвидеть степень возможного участия страны в мировой торговле, международных экономических связях, установить ее платёжеспособность.

В Беларуси к операциям, которые совершаются между резидентами и нерезидентами, относятся операции с товарами, услугами, доходами, а также с финансовыми требованиями и обязательствами в отношении остальных стран мира. Классификация платёжного баланса предполагает выделение в его структуре двух основных разделов: счёт текущих операций (текущий счёт) и счёт операций с капиталом и финансовых операций, которые представлены более мелкими стандартными компонентами.

Счёт текущих операций охватывает любые операции с реальными ценностями (за исключением операций с финансовыми компонентами), совершаемые между резидентами и нерезидентами. В этом счёте отражается информация об экспортно-импортных операциях с товарами, услугами, доходами и текущими трансфертами.

В состав раздела товары включается экспорт и импорт товаров, включаются операции с товарами для переработки, товарами на ремонт, товарами, приобретаемыми в портах транспортными организациями.

Услуги включают экспортно-импортные операции с услугами. Среди услуг выделяются следующие их виды: транспортные, туристические услуги, услуги связи, строительные, страховые, финансовые, компьютерные и информационные услуги, роялти и лицензионные платежи, аренда, полиграфические, государственные и прочие деловые услуги.

В состав статьи доходов включаются две категории: оплата труда работников и доходы от инвестиций. Оплата труда работников состоит из заработной платы, выплачиваемой рабочим-нерезидентам, и получаемой работниками-резидентами. Доходы от инвестиций включают поступления от внешних финансовых активов, принадлежащих резидентам, и платежам по внешним обязательствам перед нерезидентами. Данная категория включает доходы от прямых, портфельных, и других инвестиций.

Текущие трансферты включают в себя гуманитарную помощь, техническую помощь и другие поступления реальных ценностей на безвозмездной основе.

Счёт операций с капиталом платёжного баланса включает в себя капитальные трансферты различных секторов с подразделением на денежные переводы мигрантов, прощение долгов и прочие трансферты.

В финансовом счёте регистрируются операции с финансовыми активами и обязательствами страны, в результате которых происходит переход права собственности на внешние финансовые активы и обязательства республики. Активы включают операции, связанные с инвестициями резидентов Республики Беларусь за границу. В обязательствах отражаются изменения, произошедшие в инвестициях нерезидентов в Республику Беларусь. На первом уровне классификации финансового счёта операции объединяются в четыре функциональных категории: прямые инвестиции, портфельные инвестиции, другие инвестиции и резервные активы.

Прямые инвестиции охватывают любые операции, совершаемые между прямыми инвесторами и предприятиями прямого инвестирования. Операции по прямому вложению капитала подразделяются далее на инвестиции в акционерный и приравненный к нему капитал, реинвестированные доходы и прочий капитал.

Портфельные инвестиции включают операции с ценными бумагами и долговыми операциями в форме ценных бумаг. Последние подразделяются на облигации и другие долгосрочные долговые ценные бумаги.

Категория другие инвестиции охватывает следующие компоненты: коммерческие (торговые) кредиты, средний и долгосрочный капитал, краткосрочный капитал и прочий краткосрочный капитал. Эти показатели в балансе рассматриваются по секторам экономики (сектор денежно-кредитного регулирования, сектор государственного управления, банковский сектор и другие сектора).

Коммерческие кредиты включают изменение текущей задолженности по экспортно-импортным операциям субъектов хозяйствования Республики Беларусь перед внешним миром, а также задолженность нерезидентов за поставленные им белорусские товары и оказанные им услуги. Средний и долгосрочный капитал отражает кредиты под гарантию Правительства и долгосрочные негарантированные займы предприятий. Краткосрочный капитал включает произошедшие изменения иностранных в активах и обязательствах банков, а также привлечение и погашение краткосрочных негарантированных займов предприятий. И, наконец, в прочем краткосрочном капитале находит отражение изменение просроченной задолженности перед внешним миром по привлеченным кредитам и поступившим в республику энергоносителям, а также изменение, произошедшие на счетах белорусских предприятий, открытых за рубежом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector