Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Платежный баланс республики беларусь

Платежный баланс и госдолг: в поисках равновесия

Одной из приоритетных целей экономической политики белорусского правительства на 2019 год заявлено «обеспечение сбалансированности платежного баланса и снижение уровня государственного долга», о чем говорилось на заседании Президиума Совмина 24 июля с.г. «ЭГ» разбирается, можно ли достичь этих целей одновременно.

Взаимосвязь долга и баланса

Как известно, платежный баланс страны – это статистический отчет, который отражает суммарные данные о внешнеэкономической деятельности (ВЭД) страны за определенный период. То есть платежный баланс отражает только ВЭД государства, в т.ч. в отношении госдолга. А значит, взаимосвязь платежного баланса и госдолга непосредственно проявляется лишь через часть госдолга, а именно – внешний долг страны.

Именно внешние государственные заимствования и выплаты влияют на структуру платежного баланса. Ключевое здесь слово «структура», т.к. платежный баланс в теории предполагает равенство доходов и расходов. Поэтому снижение размера госдолга будет означать лишь изменение структуры статей платежного баланса, а не его сбалансированность, т.к. платежный баланс всегда должен быть осуществлен исходя из своей экономической сущности.

Относительно Беларуси следует отметить, что ВЭД страны имеет свою специфику, связанную с от­сутствием полноценной таможенной границы с Россией, а следовательно, и отсутствием полноценного контроля над движением товаров, денег и услуг на данном направлении. В этой связи статистические данные о ВЭД, на основании которых составляется баланс, могут быть неполными, а значит, платежный баланс Беларуси может быть не сбалансирован.

В этой связи планируемое правительством снижение госдолга может не только отразиться на структуре платежного баланса, но и повлиять на сбалансированность платежного баланса Беларуси. Данное влияние может быть существенным не только для самого платежного баланса, но в целом для экономики Беларуси.

Понять же экономическую суть возможных изменений платежного баланса страны можно только после анализа его текущей структуры.

Платежный баланс Беларуси

Составленный по методологии Международного валютного фонда (МВФ) платежный баланс Беларуси включает 5 разделов:

– счет текущих операций;

– счет операций с капиталом;

Счет текущих операций отражает внешнеэкономические операции, связанные с движением товаров, услуг, денежных трансферов (заработная плата, гранты, гуманитарная помощь и т.д.). За последние 10 лет значение счета текущих операций имело всегда отрицательное значение и составило в 2017 году 931,4 млн. USD. Это значит, что товаров, услуг и денежных трансферов в Беларусь поступало всегда больше, чем было экспортировано.

Счет операций с капиталом отражает капитальные трансферы, а также приобретение и отчуждение непроизводственных нефинансовых активов. По данному счету Беларусь имеет в последние годы несущественное положительное сальдо, составившее в 2017 году 2,4 млн. USD. Данная цифра означает, что белорусы больше денег перечислили за границу по капитальным трансферам, чем получили из-за границы.

По статье финансовый счет отражаются все формы инвестиций (прямые, портфельные, прочие), а также производные финансовые инструменты. По этому счету Беларусь в последние 10 лет имела отрицательное значение, т.е. привлекала инвестиций в страну больше, чем инвестировала за границу. За 2017 г. отрицательное сальдо финансового счета составило 1760,2 млн. USD.

По статье резервные активы отражаются финансовые операции, связанные с кредитами МВФ и операциями госорганов с высоколиквидными иностранными активами (ценными бумагами, долговыми обязательствами и т.п.). За последние годы Беларусь практически всегда имела отрицательное сальдо по резервным активам – по данной статье привлекалось больше денег из-за границы, чем делалось вы­плат. При этом 2017 г. стал, скорее, исключением, т.к. страной было достигнуто положительное сальдо в 1363,7 млн. USD. Это значит, что государство больше выплатило денег по своим внешним обязательствам, чем взяло взаймы.

Последней статьей платежного баланса является статистическое расхождение. Она является балансирующей статьей платежного баланса, которая должна уравновешивать сальдо платежного баланса по неучтенным в балансе операциям. По итогам 2017 г. отмечается положительное сальдо статистического рас­хождения в сумме 532,5 млн. USD. Это значит, что на такую сумму из страны были перечислены неучтенные в статистике товары, услуги и денежные средства.

Причины дисбаланса платежного баланса

Несмотря на такое существенное значение статистического расхождения, платежный баланс Беларуси в 2017 г. был не сбалансирован и составил «плюс» 793 млн. USD. Последнее означает, что статрасхождение должно было составить не 532,5 млн. USD, а 1325,5 млн. USD. Именно эта сумма балансирует платежный баланс Беларуси за 2017 г. и показывает, сколько реально неучтенных в статистике денег, товаров и услуг было направлено за границу.

Здесь следует отметить, что платежный баланс, помимо статданных, учитывает и оценочные дан­ные Нацбанка. В этой связи указанное существенное расхождение в отчетных и балансирующем значениях показателя «статистическое расхождение» связано с тем, что Нацбанк не оценил статрасхождение в сумме более 532,5 млн. USD.

В этой связи, оценивая несбалансированность платежного баланса Беларуси, следует отметить, что эта проблема является многосторонней и многофакторной. Так, например, можно выделить 4 фактора, которые влияют на несбалансированность платежного баланса Беларуси.

Во-первых, отсутствие полноценной таможенной границы с РФ, как уже отмечалось, не позволяет установить эффективный таможенный контроль за движением товаров, услуг и наличных денежных средств в этом направлении. А значит, платежный баланс в этой части не будет достоверным.

Во-вторых, статистическая отчетность, на основании которой формируется платежный баланс, составляется не всеми субъектами хозяйствования и не включает хозяйственные операции малого бизнеса. А значит, и здесь возможны проблемы в достоверности платежного баланса.

В-третьих, в платежном балансе невозможно учесть все движение наличных денег в ВЭД, особенно связанных с физическими лицами. При этом, судя по данным банков о депозитных счетах, именно граждане являются основными вкладчиками в белорусской банковской системе. А значит, именно физические лица могут вносить основной вклад в несбалансированность платежного баланса Беларуси, т.к. могут вывозить основную сумму денег за границу.

В-четвертых, нельзя исключать фактор влияния теневой экономики на структуру и балансировку платежного баланса. Отсутствие полноценной таможенной границы с Россией, а также недостаточная либеральность белорусского законодательства этому способствуют.

В этой связи попытка государства повлиять на балансировку платежного баланса исключительно за счет гос­долга малоэффективна без учета всех вышеперечисленных факторов. Поэтому наряду с изменением подходов к статистической оценке платежного баланса необходимо осуществлять либеральные изменения законодательства, на­правленные на сокращение сегмента теневой экономики Беларуси. Именно совокупность этих мер позволит до­стичь балансировки платежного баланса нашей страны.

Платежный баланс Республики Беларусь

Платежный баланс Республики Беларусь разрабатывается Национальным банком страны на основе методических рекомендаций МВФ. Информационной основой для составления платежного баланса служат отчетные данные о движении товаров, доходов, трансфертов, капитала, финансовых активов между резидентами и нерезидентами, которые предоставляются Национальным статистическим комитетом , Министерством финансов, Государственным таможенным комитетом и другими государственными организациями.

Платежный баланс Республики Беларусь для обеспечения международной сопоставимости рассчитывается в долларах США, а для внутренних целей — в белорусских рублях. Внешнеэкономические операции в платежном балансе отражаются по рыночным ценам, по которым они были фактически осуществлены.

Платежный баланс Республики Беларусь составляется в стандартном и аналитическом представлении. Стандартное представление описывает в соответствии с принятой классификацией операции потока товаров, услуг, доходов, текущих и капитальных трансфертов и движение финансовых ресурсов в страну и за границу. Аналитическое представление платежного баланса получается из стандартного представления путем выделения из финансового счета платежного баланса операций, связанных с изменением официальных резервных активов.

Сокращенный вариант платежного баланса Республики Беларусь за 2010г. представлен на рис. 14.2.

Платежный баланс Республики Беларусь, млн. долларов США

Рис.14.2. Платежный баланс Республики Беларусь

И с т о ч н и к: Бюллетень банковской статистики Национального банка Республики Беларусь. 2010 г. – Минск: 2011

По каждому счету платежного баланса определяется сальдо (итоговый результат операций со знаком «+» или «-»).

В 2010 г. имело место отрицательное сальдо торгового баланса в размере 9118,2 млн. долларов (16,7 % ВВП). Сальдо по услугам было положительным и составило 1692,6 млн. долларов. Основную роль в формировании профицита услуг сыграло положительное сальдо по транспортным услугам. Отрицательным было сальдо доходов от инвестиций. Доходы нерезидентов от инвестиций в нашу экономику превысили поступления от отечественных инвестиций за рубежом на 1462,9 млн. долларов. Сальдо текущих трансфертов сформировалось положительным в основном за счет денежных переводов,

Читать еще:  Платежный календарь предприятия

полученных физическими лицами — резидентами Республики Беларусь из-за рубежа, более половины из них поступило из Российской федерации.

Счет текущих операций был отрицательным, его величина по сравнению с 2009 г. увеличилась с 6389,7 до 8492,7 млн. долларов. Дефицит счета текущих операций за 2010 г. финансировался за счет средств положительного сальдо счета операций с капиталом и финансовых операций.

Положительное сальдо операций счета с капиталом и финансовых операций за 2010 г. обеспечено притоком прямых и портфельных иностранных инвестиций, а также привлечением иностранных кредитов и займов, ростом кредиторской задолженности по внешнеторговым операциям, увеличением обязательств банковской системы РБ по счетам и депозитам населения.

Общий платежный баланс равен сумме сальдо счета текущих операций и сальдо счета операций с капиталом и финансовых операций.

Резервные активыРеспублики Беларусь были использованы для финансирования отрицательного сальдо платежного баланса. Величина их сократилась на 808,5 млн. долларов.

Проблемы регулирования платежного баланса Республики Беларусь и пути их преодоления

Платежный баланс широко используется в макроэкономическом анализе и прогнозировании, для определения фискальной и монетарной политики, протекционистских мер, для регулирования внутреннего валютного рынка и валютного курса. Он служит важным источником данных для системы национальных счетов и непосредственно используется для определения важнейших макроэкономических показателей.

Актуальность данной темы определяется следующими причинами: исследование и анализ платежного баланса имеют народнохозяйственное значение. В платежном балансе отражаются, систематизируются и представляются в целях анализа все внешнеэкономические связи страны. Состояние платежного баланса – индикатор состояния всей экономики, а динамика изменения состояния его отдельных статей отражает главные тенденции экономического развития общества и, как следствие, может служить основным источником информации для принятия решений государственной политики.

Платежный баланс–это статистический отчет, в котором в систематизированном виде отражаются суммарные данные о внешнеэкономической деятельности страны за определенный период времени[1, с. 177].

Одна из основных целей платежного баланса – выявить необходимость корректировки внешнего дисбаланса. Система учета, основанная на двойных записях, предполагает, что платежный баланс должен быть постоянно уравновешен. В практических и аналитических целях наиболее важной частью платежного баланса является баланс текущих операций [2, с.5].

В соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь составление платежного баланса Республики Беларусь относится к основным функциям Национального банка Республики Беларусь. Платежный баланс Республики Беларусь входит в число информационных ресурсов, имеющих государственное значение, его разработка осуществляется на основании методических рекомендаций МВФ, содержащихся в шестом издании Руководства по платежному балансу, других изданиях МВФ методологического характера [3].

Платежный баланс представляет собой результат внешнеэкономических операций, совершаемых между резидентами Республики Беларусь и нерезидентами. В платежном балансе регистрируются изменения в объеме активов и обязательств, которые произошли в результате осуществления операций. В платежном балансе отражаются операции, как сопровождаемые фактическими платежами, так и не предполагающие денежных платежей [4, с. 7].

За 2014 год сальдо счета текущих операций сложилось отрицательным в размере 5,1 млрд. долларов. В том числе с дефицитом сформировались: сальдо внешней торговли товарами (2,6 млрд. долларов), первичных и вторичных доходов (2,4 млрд. долларов и 2,3 млрд. долларов соответственно). При этом сальдо торговли услугами сложилось положительным в размере 2,2 млрд. долларов и частично компенсировало дефицит по остальным статьям счета текущих операций.

Сальдо внешней торговли товарами за 2014 год сформировалось отрицательным в размере 2,6 млрд. долларов. С государствами – членами ТС и ЕЭП дефицит внешней торговли товарами составил 6,4 млрд. долларов (с Российской Федерацией – 7 млрд. долларов). Сальдо торговли с остальными странами – положительное в размере 3,8 млрд. долларов.

Экспорт товаров сложился в размере 35,7 млрд. долларов (47,1 % ВВП), что на 0,8 млрд. долларов, или на 2,2 %, меньше, чем за 2013 год. В наибольшей степени на общее сокращение экспорта товаров в стоимостном выражении повлияло снижение поставок транспортных средств (на 29,8 %) и машин и оборудования (на 13,2 %), пластмасс и изделий из них (на 13,8 %). Вместе с тем, увеличился экспорт продукции химической и связанных с ней отраслей промышленности – на 27,3 % (за счет роста поставок калийных удобрений), минеральных продуктов – на 1,5 % и недрагоценных металлов – на 0,8 %.

Основными товарными разделами в экспорте выступили: минеральные продукты – 34,2 % экспорта товаров, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье – 15,2 %, продукция химической промышленности – 11,8 %, машины и оборудование – 7,5 % и транспортные средства – 7 % [5, с.11- 12].

Импорт товаров составил 38,3 млрд. долларов (50,5 % ВВП) и сократился на 6,8 % или на 2,8 млрд. долларов. Импорт товаров составил 38,3 млрд. долларов (50,5 % ВВП) и сократился на 6,8 % или на 2,8 млрд. долларов.

Основными товарными разделами в импорте товаров явились: минеральные продукты, доля которых составила 29,8 % (стоимостные объемы импорта минеральных продуктов в 2014 году по сравнению с 2013 годом уменьшились на 6,2 %), машины и оборудование – 16,9 % (снижение стоимости импорта на 13,7 %) и продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье – 11,8 % (рост импортных поставок на 16,5 %) [5, c. 13].

Сальдо внешней торговли услугами сложилось положительным в размере 2,2 млрд. долларов (2,9 % ВВП). Международный оборот торговли услугами составил 13,4 млрд. долларов, превысив уровень 2013 года на 5,3 %. Транспортные услуги (положительное сальдо в размере 2,2 млрд. долларов), а также телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги (679,3 млн. долларов) явились важнейшими в формировании профицита услуг. Наибольшее отрицательное сальдо сложилось по следующим видам услуг: строительство (312,8 млн. долларов), финансовые услуги (294,3 млн. долларов), поездки (265,8 млн. долларов) и плата за пользование интеллектуальной собственностью (163,4 млн. долларов) [6, c. 14].

Текущие трансферты резидентов Республики Беларусь за границу составили 4,2 млрд. долларов, основную часть из которых выплатило Правительство Республики Беларусь (3,9 млрд. долларов) как в рамках распределения ввозных таможенных пошлин между государствами – членами ТС и ЕЭП, так и в силу двустороннего соглашения о выплате вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты в пользу Российской Федерации. Другие секторы выплатили текущих трансфертов на сумму 369,2 млн. долларов.

За 2014 год положительное сальдо счета операций с капиталом сформировалось в размере 7,7 млн. долларов за счет поступлений от чистой продажи нерезидентам Республики Беларусь непроизведенных нефинансовых активов на сумму 3,1 млн. долларов и поступления капитальных трансфертов в размере 4,6 млн. долларов.

Сальдо финансового счета в стандартном представлении платежного баланса за 2014 год сформировалось отрицательным в размере 5,7 млрд. долларов (за 2013 год – отрицательное сальдо в размере 8,5 млрд. долларов). Это означает, что по итогам 2014 года экономика Республики Беларусь оставалась ”чистым заемщиком“ финансовых ресурсов у остального мира. При этом внешние обязательства резидентов Республики Беларусь увеличились на 4,1 млрд. долларов, иностранные активы, напротив, уменьшились на 1,6 млрд. долларов [5, с. 17].

Таким образом, исходя из проведенного анализа видно, что сальдо внешней торговли товарами в 2013 складывалось отрицательным и составляет 4,5 млрд. долларов. Данная ситуация обусловлена, главным образом, превышением импорта товаров над их экспортом, однако заметна тенденция к уменьшению отрицательного сальдо. И в 2014 году сальдо внешней торговли товарами составило 2,6 млрд. долларов Отрицательное сальдо внешней торговли товарами компенсируется положительным сальдо внешней торговли услугами. Так, сальдо внешней торговли услугами в 2013 составило 2,6 млрд. долларов, в 2014 -2,2 млрд. долларов. Сальдо финансового счета в 2013-2014гг. складывалось отрицательным. Это означает, что внешние обязательства резидентов Республики Беларусь превышали чистое приобретение активов резидентами Республики Беларусь. Это обусловлено, главным образом, притоком прямых и портфельных иностранных инвестиций, привлечением иностранных кредитов и займов, включая коммерческие кредиты. Сальдо счета операций с капиталом за весь рассматриваемый период сложилось положительным, за счет притока трансфертов сектора домашних хозяйств, связанных с трансграничным движением мигрантов.

Читать еще:  Платежеспособность физического лица

Переход Республики Беларусь к рыночной экономике характеризуется коренными изменениями и преобразованиями во всех сферах экономики. Становление рыночной экономики обуславливает развитие и укрепление экономических отношений нашей страны с другими государствами мира. В свою очередь, экономические связи нашей страны с другими странами находят свое обобщающее выражение в платежном балансе страны[6, с. 535].

Существует ряд проблем, с которыми сталкивается Республика Беларусь при регулировании платежного баланса:

1.несовершенство информационной базы.

2. проблемы, с которыми сталкиваются специалисты при формировании и составлении платежного баланса страны.

3.дефицит счета текущих операций.

Для решения этих проблем необходимо принять следующие меры:

  • повысить конкурентоспособность продукции отечественных производителей;
  • улучшить информированность предприятий-экспортеров о рынке;
  • использование протекционистских мер;
  • применение девальвации.

Перечисленные меры позволят повысить основные показатели платежного баланса, являющегося важнейшим финансовым показателем эффективности деятельности экономики страны.

1. Кравцова Г.И., Кузьменко Г.С., Румянцева О.И.; Деньги, кредит, банки: учебник под ред. проф. Г.И. Кравцовой, 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 2007. – 444 с.

2. Дайнеко, А. Н. Внешнеэкономический дисбаланс и рост внешнего долга Беларуси / А. Н. Дайнеко // Банковский вестник. – июль 2011. — № 19. – с. 511.

3. Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Платёжный баланс Республики Беларусь, — Минск, 2014 — Режим доступа: http://www.nbrb.by/statistics/BalPay/, — Дата доступа : 02.05.2015.

4. Платёжный баланс Республики Беларусь за 2014[Электронный ресурс] / Национальный банк Республики Беларусь; сост.: Главное управление платежного баланса и банковской статистики Управление платежного баланса. — Минск, 2012. — 186 с.

5. Платёжный баланс, международная инвестиционная позиция и валовой внешний долг Республики Беларусь за 2014 [Электронный ресурс] / Национальный банк Республики Беларусь; сост.: Главное управление платежного баланса и банковской статистики Управление платежного баланса. — Минск, 2014. — 202 с.

6. Кругман П.Ф Международная экономика. Пер. с англ./ П.Ф.Кругман П.Ф. — Спб и др.: Питер, 2004.- 831

Платежный баланс Республики Беларусь

Полесский государственный университет

Бокша Надежда Владимировна, старший преподаватель кафедры экономической теории Полесского государственного университетеа

УДК 33

Главным понятием международной экономики и основой макроэкономического анализа каждой страны служит платёжный баланс, который систематизирует результаты взаимодействия государства в целом с мировой экономикой. Он отражает состояние международных экономических отношений страны с остальным миром, выступает важным ориентиром при разработке макроэкономической политики.

Основными разделами платежного баланса являются: экспорт (импорт) товаров, экспорт (импорт) услуг, оплата труда работников (операции между резидентами и нерезидентами), трансферты (операции между резидентами и нерезидентами), действия с финансовыми активами (между резидентами и нерезидентами), инвестиционные доходы.

Национальный банк страны занимается разработкой операций платежного баланса, в которых отражаются внешнеэкономические операции между резидентами Республики Беларусь и ее нерезидентами,.

Рассмотрим и проанализируем основные статьи платёжного баланса Республики Беларусь, исходя из таблицы.

Таблица – Основные показатели платежного баланса Республики Беларусь за 2012–2014 годы (млн. долларов США)

1. Счёт текущих операций

Сальдо счёта текущих операций

в процентах к ВВП

Сальдо внешней торговли товарами и услугами

в процентах к ВВП

Экспорт товаров и услуг

в процентах к ВВП

Импорт товаров и услуг

в процентах к ВВП

Сальдо первичных доходов

в процентах к ВВП

Сальдо вторичных доходов

в процентах к ВВП

2. Финансовый счёт

Чистое кредитование (+)/чистое заимствование (сальдо финансового счёта)

в процентах к ВВП

Чистое привлечение прямых иностранных инвестиций

в процентах к ВВП

Изменение резервных активов

в процентах к ВВП

ВВП в млрд. рублей

ВВП в млн. долл. США

Примечание – Источник: [1]

Из таблицы видно, что за 2014 год сальдо счета текущих операций сложилось отрицательным в размере 5,1 млрд. долларов США (6,7 % ВВП), в то время как за 2013 год – в размере 7,6 млрд. долларов (10,4 % ВВП) и за 2012 год оно составляло 1,9 млрд. долларов США (2,9% ВВП). Вместе с дефицитом сформировались: первичных и вторичных доходов (2,4 млрд. долларов и 2,3 млрд. долларов соответственно), сальдо внешней торговли товарами (2,6 млрд. долларов) в 2014 году. Следует отметить, что в 2012-2013 годах наблюдался дефицит первичных и вторичных доходов. При этом в 2014 году сальдо торговли услугами сложилось положительным в размере 2,2 млрд. долларов и частично компенсировало дефицит по остальным статьям счета текущих операций.

Движение финансовых ресурсов, которое отражает платёжный баланс, не может полностью балансироваться, то есть отток финансовых ресурсов и импорт товаров и услуг не могут быть в точности равны притоку финансовых ресурсов и экспорту товаров и услуг. При этом возникающее сальдо платёжного баланса может быть положительным или отрицательным. И дефицит, если он не случайного характера, и профицит, если он затягивается, отрицательно сказываются на валютном курсе и экономике страны в целом. Если же дефицит платежного баланса является результатом внутренних колебаний, то необходимы структурные изменения в экономике и экономической политике страны. Поэтому государство стремится достичь равновесия платёжного баланса с помощью специальных мер.

На сегодняшний день платёжный баланс Республики Беларусь характеризуется хроническим дефицитом, то есть на протяжении нескольких лет его сальдо складывается отрицательным.

Республика Беларусь относится к числу стран, где внешнеторговые операции являются основой текущего счета платежного баланса. Внешнеторговое сальдо товарами за 2014 год сложилось отрицательным в размере 4 396 млн. долл. США и обусловило дефицит по счету текущих операций в размере 5 094 млн. долл. США (6,7 % ВВП). На протяжении многих лет основным источником формирования отрицательного внешнеторгового сальдо являются операции с промежуточными товарами.

В связи с этим правительство Республики Беларусь предпринимает протекционистские меры по регулированию платёжного баланса. Политика протекционизма осуществляется посредством тарифных и нетарифных ограничений внешней торговли. Для этого вводятся завышенные таможенные пошлины, квоты на некоторые виды товаров, лицензии и другие меры, препятствующие проникновению на рынок иностранных товаров. [2, с. 25].

В данном случае полезным и актуальным будет опыт зарубежных стран по регулированию дефицита платёжного баланса. В условиях отсутствия возможностей по снижению импорта, необходимо уделить наибольшее внимание мерам, связанным со стимулированием экспортных операций и отраслей экономики. Анализ опыта других стран показывает, что конкретной единой модели стимулирования экспорта не существует. Среди направлений этой сферы можно выделить: путём активного участия в деятельности посольств и международных организациях создавать позитивный имидж страны; информационное обеспечение потенциальных иностранных покупателей и национальных экспортёров; финансовое обеспечение экспортных операций; содействие государством увеличению доли наукоёмких товаров в экспорте; повышение конкурентоспособности отечественных товаров на зарубежных рынках.

Приоритетным направлением развития экспорта страны является информационная поддержка отечественных экспортёров. Наличие информации о зарубежных рынках, условиях осуществления деятельности на них, о вкусах потенциальных потребителей, о льготах и мерах поддержки, которые могут быть использованы экспортёрами – всё это немаловажный элемент эффективной внешней торговли.

Одним из методов уменьшения дефицита текущего счета платёжного баланса может стать девальвация. Изъятие из обращения обесцененных бумажных денег и замена их на новые, снижение курса национальной валюты проводится в целях стимулирование экспорта, так как экспортер получает девальвационный доход при обмене вырученной иностранной валюты на обесцененную национальную валюту. Девальвация приводит к повышению цен на импортные товары, делает их менее конкурентоспособными по сравнению с отечественными товарами и, следовательно, ограничивает импорт. Однако девальвация имеет свои негативные последствия:

• снижение ликвидности банков;

• потеря доверия к национальной валюте субъектами экономики;

• отток депозитов из банковской системы.

Если страна зависит от импорта энергоресурсов, то положительный эффект девальвации снижается, что можно отнести к Республике Беларусь, которая не обладает большими запасами энергоресурсов и вынуждена импортировать их. Ослабление национальной валюты в будущем может привести к росту производственных издержек, поскольку происходит увеличение цен на иностранное сырьё, комплектующие, оборудование и технологии.

Читать еще:  Международный платежный оборот

Как правило, дефляционная политика государства направлена на решение внутриэкономических задач, однако может способствовать улучшению состояния платежного баланса. Осуществляется с помощью увеличения налогов, повышения банковских ставок, продажи государственных ценных бумаг, снижения расходов бюджета.

В целях обеспечения удовлетворения спроса на иностранную валюту, сокращения оттока иностранной валюты, сохранения золотовалютных резервов для реализации долговой политики государства вводятся валютные ограничения.

В Республике Беларусь был применён целый ряд валютных ограничений. Запрещено авансирование импорта за счет средств валютных кредитов белорусских банков. Также импортерам запрещалось покупать валюту более чем на 50 тыс. евро, повысились нормативы обязательного резервирования для банков по привлеченным средствам. Так, например, с 1 апреля 2011 г. на Белорусской валютно-фондовой бирже были введены временные условия покупки иностранной валюты, согласно которым в приоритетном порядке удовлетворяются заявки банков и предприятий на оплату импортных контрактов на покупку природного газа, медикаментов, погашение кредитов в иностранной валюте и другие. [2, с. 26]

Привлечение иностранных кредитов и инвестиций является одним из методов финансирования дефицита платёжного баланса Республики Беларусь.

Наличие конкретных проблем платёжного баланса говорит о необходимости государственного вмешательства. И для решения этих проблем, государство разрабатывает различные способы и методы воздействия на платёжный баланс. Однако при выработке этих методов необходимо учитывать специфику, особенности и состояние экономики страны.

Платежный баланс Беларуси: дефицит растворился в нефти

Дефицит счета текущих операций, который является причиной многих бед Беларуси, почти исчез.

Нацбанк опубликовал платежный баланс Беларуси за 2018 год. Откроешь его — не поверишь. По итогам прошлого года дефицит счета текущих операций, который является причиной многих бед Беларуси, почти сошел на нет. Как это стало возможно?

Для понимания ситуации немного теории. Платежный баланс страны отражает соотношение денежных платежей, поступающих в страну из-за границы, и всех ее платежей за границу. Счет текущих операций платежного баланса включает внешнеэкономические операции с экономическими ценностями. Под текущими операциями понимаются операции с товарами, услугами и доходами.

Дефицит платежного баланса по текущим операциям означает, что стране необходимо искать источники для его финансирования — привлекать займы, продавать активы.

Иногда с дефицитом текущего счета государства борются с помощью девальвации — снижают курс национальной валюты, чтобы тем самым повысить ценовую конкурентоспособность экспорта и сократить импорт (за счет его удорожания).

Такого давно не было

Для Беларуси многие годы был характерен высокий дефицит текущего счета платежного баланса. Последний раз счет текущих операций платежного баланса находился в положительной области в 2005 году. В последующие годы (из-за роста цен на энергоносители, требований России делиться с ней нефтяными доходами, стимулирования внутреннего спроса) дефицит в платежном балансе Беларуси был очень значительным.

Так, в 2007-2014 годы дефицит текущего счета превышал и 5%, и даже 10% (!) ВВП. В 2015-2016 годы, когда власти стали ограничивать денежное предложения и обеспечивать ценовую стабильность, дефицит текущего счета уменьшился до 3,8% и 3,5% ВВП, соответственно, но оставался существенным.

Большой дефицит текущего счета властям приходилось финансировать, в том числе, за счет займов. Если в 2006 году внешний госдолг Беларуси составлял 2,6% ВВП, то в начале 2017-го — 28,4% ВВП. Такой же показатель, по данным Минфина, сформировался и на 1 января 2019 года.

Стабилизация уровня внешнего госдолга Беларуси в 2017-2018 годы произошла на фоне улучшение ситуации в платежном балансе. В 2017 году дефицит счета текущих операций платежного баланса был равен 1,7% ВВП, а по итогам 2018 года — всего 0,4% ВВП.

Такого хорошего результата в платежном балансе Беларусь не знала с 2005 года. Благодаря чему дефицит удалось свести к минимуму?

Как сообщает Национальный банк в комментарии к платежному балансу, «сокращение размера дефицита счета текущих операций произошло за счет роста положительных сальдо внешней торговли услугами и вторичных доходов».

Что касается услуг, все просто. За 2018 год положительное сальдо внешней торговли услугами выросло на 9,3% по сравнению с 2017 годом до 3,3 млрд долларов. Такая положительная динамика стала возможна благодаря увеличению экспорта компьютерных услуг. Кстати, положительное сальдо внешней торговли услугами позволило в 2018 году перекрыть отрицательное сальдо внешней торговали товарами (2,7 млрд долларов).

Нефтяные доходы

Что касается увеличения положительного сальдо вторичных доходов, то здесь требуются отдельные пояснения. По этой статье отражаются, в том числе, операции с перечислением пошлин. До 2010 года по этой статье практически отсутствовали серьезные потоки, но потом ситуация изменилась.

В 2011-2014 годы Беларусь уплачивала пошлины от экспорта нефтепродуктов в российский бюджет. Соответственно, в этот период сальдо операций по вторичным доходам было отрицательным для Беларуси.

После подписания договора о ЕАЭС Беларусь с 2015 года стала зачислять в свой бюджет экспортные пошлины на нефтепродукты, выработанные из российской нефти.

Соответственно, в 2015-2016 годы отрицательное сальдо вторичных доходов исчезло. А в апреле 2017 года президенты Беларуси и России договорились о «перетаможке» нефти — механизме компенсации Беларуси высоких цен на газ, и со второй половины 2017-го объем вторичных доходов Беларуси, получаемых из России, стал постоянно расти.

Так, в 2017-м вторичные доходы сектора госуправления Беларуси, поступившие из России, составляли 1,18 млрд долларов и увеличились почти вдвое по сравнению с 2016-м.

В 2018 году, когда в бюджет Беларуси были зачислены таможенные пошлины с 6 млн тонн российской нефти, вторичные доходы государства, поступившие из России, по сравнению с 2017-м выросли на 38,2% до 1,64 млрд долларов.

Использование нефтяной схемы позволило не только увеличить доходы бюджета, но и, как видим, заметно улучшить состояние платежного баланса.

Дефицит вновь станет расти?

Отсутствие дефицита текущего счета (либо его минимальная величина) — наилучшая ситуация, не требующая привлечения дополнительных займов или продажи активов. Не появляется в этом случае и предпосылок для девальвации.

Между тем, эксперты предполагают, что дефицит текущего счета платежного баланса Беларуси может вновь начать расти.

Перспектива увеличения дефицита текущего счета платежного баланса вполне реальная, основания для такого развития событий наблюдаются, отмечает научный директор Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая.

«Налоговый маневр в нефтяной отрасли России провоцирует рост входящей цены на нефть, что породит увеличение импорта. Непонятно, насколько в этой ситуации будут конкурентоспособны белорусские НПЗ. Таким образом, значительная часть валютных доходов, поступающих в страну, оказалась под вопросом», — констатирует Ирина Точицкая.

Старший аналитик «Альпари» Вадим Иосуб также считает, что ухудшение ситуации в платежном балансе вполне возможно.

«У нас может продолжать расти экспорт услуг, но потерь, связанных с влиянием налогового маневра на платежный баланс, это не компенсирует. Поэтому риск увеличения дефицита текущего счета платежного баланса вполне очевиден», — полагает Вадим Иосуб.

Если это произойдет, власти обратятся за новыми заимствованиями, считает Ирина Точицкая.

«Чтобы минимизировать размер таких заимствований, можно ожидать определенных шагов по сокращению расходов и увеличению доходов бюджета. В частности, за счет уменьшения налоговых льгот. Это, наверное, позволит привлечь дополнительные ресурсы в бюджет и, может быть, как-то компенсировать потери из-за налогового маневра», — полагает Ирина Точицкая.

При этом эксперты не ожидают, что государство будет использовать курсовую политику для решения потенциальных проблем в платежном балансе.

«Госдолг и корпоративный долг в основном номинированы в иностранной валюте. Соответственно, ослабление курса нацвалюты автоматически ведет к увеличению долговой нагрузки на государство и предприятия. Поэтому маловероятно, что власти будут использовать девальвацию для решения потенциальных проблем в платежном балансе», — считает Вадим Иосуб.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector