Volodina-vasilisa.ru

Антикризисное мышление
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Резервные активы платежного баланса не включают

Финансирование платежного баланса

Резервные активы.
Резервные активы, в отличие от других статей финансового счета находятся под прямым контролем государства и могут использоваться им для достижения целей экономической политики.
Резервные активы – международные высоколиквидные активы страны, которые находятся под контролем ее денежных властей или правительства и в любой момент могут быть использованы ими для финансирования дефицита платежного баланса и регулирования курса национальной валюты.

Резервные активы являются лишь вторым эшелоном защиты платежного баланса. В случае существенной несбалансированности счета текущих операций, т.е. отсутствия притока достаточных средств для оплаты импорта товаров и услуг, правительство сначала обычно прибегает к таким мерам как девальвация валюты для стимулирования экспорта или привлечения дополнительных внешних кредитов. Только когда эти меры исчерпаны, правительство использует резервные активы для оплаты внешних счетов. Чаще всего наличие достаточных резервных активов рассматривается как морально-психологический инструмент для поддержки доверия к национальной валюте, для обеспечения привлечения внешних кредитов и поддержания макроэкономической стабильности.

К резервным активам относятся зарубежные активы коммерческих банков, высоколиквидные активы правительства.

Резервные активы не лежат мертвым грузом, они инвестируются в высоколиквидные и обычно максимально надежные денежные инструменты на мировом финансовом рынке – казначейские векселя, акции крупных компаний, часть просто кладется на депозиты в иностранных банках. Специфическим случаем инвестиций резервных активов является покупка векселей Мирового банка, который использует собранные средства на помощь развивающимся странам. Остатки на валютных счетах правительства, кредиты, представленные международным организациям, валютные свопы центрального банка с коммерческими также считаются резервными активами. Если некоторая страна предоставляет в какой-либо форме валютные средства зарубежной стране, то эти средства могут продолжать считаться резервными активами страны-кредитора только в том случае, если они выплачиваются должником по первому требованию кредитора, погашаются за счет резервных активов страны должника и являются обязательством перед центральным банком или правительством страны-кредитора.

В целом резервные активы, изменение которых показывается «под чертой» в платежном балансе, представляют собой сумму следующих активов:
монетарное золото – золото пробы не ниже 995/1000, находящееся в хранилищах ЦБ или правительства, которое в любой момент может быть продано за иностранную валюту на мировом рынке или международным организациям.
специальные права заимствования (СДР) – выпускаемый МВФ искусственный резервный актив, который распределяется между странами-членами в соответствии с их квотами и который может быть использован для приобретения иностранной валюты, предоставления займов и осуществления платежей.
резервная позиция в МВФ – это сумма резервной транши (доли) страны в МВФ и долга со стороны МВФ этой стране. Резервная транша составляет 25% квоты страны в капитале МВФ и может быть получена страной назад практически без каких либо условий.
— валютные активы – обычно наиболее значительная часть международных активов, состоящая из требований к нерезидентам в форме иностранной валюты, банковских депозитов, правительственных ценных бумаг, других ценных бумаг, финансовых дериватов, акций частных предприятий и требований, возникающих в результате соглашений между национальным и ЦБ, а также правительственными органами.
прочие требования – остаточная категория, включающая все остальные требования в иностранной валюте (наличной валюты и депозитов) или ценных бумаг, которые могут быть включены в определение международных активов ЦБ.

Исключительное финансирование. Во многих странах возникает ситуация когда власти оказываются не в состоянии урегулировать платежный баланс: наступающие платежи по поставкам товаров и услуг, а также по прошлой задолженности оказываются большими, чем текущий приток капитала и имеющиеся резервные активы. Это приводит к просрочке платежей, осложняет отношения с кредиторами, прерывает новое финансирование. Возникший кризис называется кризисом платежного баланса и показывается аналитически как отрицательное сальдо платежного баланса в целом. В таком случае страна может прибегать к исключительному финансированию.

Исключительное финансирование – операции, проводимые страной, испытывающей трудности с финансированием отрицательного сальдо платежного баланса, по согласованию и при поддержке ее зарубежных партнеров в целях снижения этого сальдо до уровня, который может быть профинансирован традиционными средствами.

Операции по исключительному финансированию могут проводиться по любым статьям платежного баланса. Наиболее значимые из них следующие:
аннулирование долга – добровольный отказ кредитора от части или всей суммы долга, зафиксированный в соответствующем соглашении между страной-кредитором и страной должником. В платежном балансе аннулирование долга показывается как капитальный трансферт в счете движения капитала.
обмен задолженности на акции – обмен, обычно по цене ниже номинала, просроченной задолженности и иных долговых обязательств на акции компаний страны-должника.
заимствование для урегулирования платежного баланса – займы, получаемые государственными органами и ЦБ от других стран с целью финансирования платежного баланса в исключительных ситуациях.
переоформление задолженности – изменение условий существующего договора или заключение нового соглашения, предусматривающего замену первоначально согласованных сроков платежей на новые.
просрочка платежей по задолженности – способ чрезвычайного финансирования платежного баланса в рамках которого страны – с согласия кредитора или без него – просто не платят причитающиеся суммы по внешним обязательствам.

Баланс международных инвестиций – производный от платежного баланса статистический отчет, показывающий накопленные запасы внешних финансовых активов и обязательств страны.

Практически баланс международных инвестиций представляет собой финансовый счет платежного баланса, активы и пассивы которого составлены по следующей схеме:

Запасы на начало периода -> операции -> изменение цен -> изменение валютных курсов -> прочие корректировки -> запасы на конец периода.

Инвестиционная позиция – баланс международных инвестиций на конец определенного периода, отражающий совокупность финансовых операций, стоимостных изменений и других корректировочных процедур, имевших место на протяжении рассматриваемого периода, и определяющий величину внешних активов и пассивов страны.

Разность валовых внешних активов и пассивов страны дает величину ее чистой инвестиционной позиции.

Читать еще:  Россия имеет текущий платежный баланс

Чистая инвестиционная позиция – соотношение между международными финансовыми ресурсами, которыми располагает страна, и ее задолженность перед другими странами.

Методологический комментарий к платежному балансу Российской Федерации

Концептуальной и методологической основой является шестое издание Руководства по платежному балансу и международной инвестиционной позиции МВФ (РПБ6).

Общие понятия статистики платежного баланса

Платежный баланс — это статистический отчет, в котором отражаются все экономические операции между резидентами и нерезидентами, которые произошли в течение отчетного периода.

Платежный баланс построен на основе принципа «двойной записи», при котором каждая операция отражается дважды — по кредиту одной статьи и дебету другой. Сумма всех кредитовых проводок должна совпадать с суммой дебетовых, а их общее сальдо должно равняться нулю. Однако на практике такой баланс не достигается. Это происходит потому, что данные, характеризующие разные стороны одной и той же операции, берутся составителями платежного баланса из разных источников.

Экономическая операция между резидентом и нерезидентом — это взаимодействие двух институциональных единиц, которое осуществляется по взаимному соглашению или в силу действия закона и сопровождается обменом экономическими ценностями или трансфертом. Операция предполагает обмен экономическими ценностями и потому состоит из двух экономических потоков, по одному в каждом направлении. Трансферты— это передача реальных или финансовых ресурсов одной единицей другой единице без получения взамен какого-либо стоимостного эквивалента.

Институциональная единица является резидентом экономической территории той страны, которая является центром ее преобладающего экономического интереса (как правило, институциональная единица считается резидентом в случае осуществления экономической деятельности на данной территории сроком один год и более).

Институциональные единицы объединяются в институциональные секторы. В платежном балансе выделяются: центральный банк, банки, органы государственного управления, прочие секторы, которые подразделяются на два подсектора — (1) другие финансовые организации (кроме банков) и (2) нефинансовые организации, домашние хозяйства и некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.

Данные в платежном балансе группируется по трем счетам: счет текущих операций, счет операций с капиталом и финансовый счет.

В текущем счете отражаются потоки товаров, услуг, первичных и вторичных доходов между резидентами и нерезидентами на валовой основе.

Счет операций с капиталом охватывает операции с непроизведенными нефинансовыми активами и с капитальными трансфертами между резидентами и нерезидентами.

Финансовый счет отражает приобретение резидентами иностранных финансовых активов и принятие обязательств резидентами по отношению к нерезидентам. Финансовые операции отражаются на чистой основе, что означает сальдирование, т.е. приобретение минус выбытие по финансовым активам и обязательствам раздельно.

Финансовый счет группируется по функциональным категориям, институциональным секторам, финансовым инструментам и срокам погашения (для долговых инструментов).

Просроченная задолженность учитывается вместе с тем финансовым инструментом, по которому она возникла.

Величина сальдо счета текущих операций отражает разницу между сбережениями и инвестициями в экономике. Сальдо по операциям с товарами и услугами является одной из составляющих ВВП (при его расчете по методу конечного потребления). Величина сальдо счета текущих операций и счета операций с капиталом представляет собой чистое кредитование или чистое заимствование экономики страны в отношении остального мира и концептуально равна величине сальдо по финансовому счету. Возникающая на практике разница между ними является статистическим расхождением и отражается в платежном балансе в статье «Чистые ошибки и пропуски».

РОЛЬ РЕЗЕРВНЫХ АКТИВОВ В РЕГУЛИРОВАНИИ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА;

ПРИЧИНЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕФИЦИТА ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА

Дефицит платежного баланса и способы его финансирования

К несбалансированности платежного баланса страны приводит целый ряд причин. Среди них можно назвать следующие:

1) положение национальной экономики в мировом хозяйстве, определяемое уровнем развития и способностью освоения достижений мирового научно-технологического прогресса. Сюда же необходимо отнести неравномерность социально-экономиче­ского развития стран, входящих в мировое хозяйство, разную сте­пень воздействия цикличности развития экономики;

2) валютно-финансовые факторы, среди которых немалую роль играет изменение курса национальной валюты. Снижение курса (девальвация) национальной валюты стимулирует экспорт и может привести к положительному сальдо не только внешнеторгового, но и платежного баланса. Напротив, завышение курса улучшает позиции импортеров, ведет к росту импортных расходов и, как правило, к несбалансированному платежному балансу.

На равновесное состояние платежного баланса оказывает воздействие и движение капитала;

3) политический и экономический курс, проводимый правительством страны. От него зависит уровень военных и других расходов страны за границей.

Для недопущения длительного и устойчивого ухудшения платежного баланса используются специальный механизм и разнообразные методы и способы его регулирования на основе использования резервных активов, или официальных резервов.

Резервные активы включают монетарное золото, находящееся в распоряжении Центрального банка; иностранную валюту в виде наличных денег, депозитов и ценных бумаг; специальные права заимствования — международные платежные и резервные средства, выпускаемые МВФ; резервную позицию страны в МВФ, составляющую 25 % ее квоты, в пределах которой страна может получить безусловный (автоматический) кредит МВФ. Таким образом, к резервным активам относятся признаваемые в международном масштабе финансовые инструменты, находящиеся в распоряжении Центрального банка, которые могут им использоваться для финансирования дефицита или распределения активного сальдо платежного баланса.

Резервные активы применяются либо для урегулирования неравновесия платежей между данной страной и остальным
миром, либо для поддержания доверия к национальной валюте в случае привлечения зарубежных кредитов.

Дефицит платежного балансаможет быть профинансирован за счет сокращенияофициальных резервов Центрального банка. Механизм этого процесса следующий. На внутреннем рынке растет предложение иностранной валюты, а предложение национальной валюты сокращается. В итоге ее обменный курс относительно повышается, что оказывает сдерживающее воздействие на национальную экономику.

В ситуации активного сальдо платежного балансаимеет место ростофициальных валютных резервов в Центральном банке, что сопровождается уменьшением предложения иностранной валюты на внутреннем рынке, предложение национальной валюты, напротив, относительно возрастает. Ее обменный курс снижается, что оказывает на экономику стимулирующее воздействие. Такие покупки и продажи Центральным банком иностранной валюты называются операциями с официальными резервамии используются для поддержания фиксированного валютного курса.

Читать еще:  Методика анализа ликвидности и платежеспособности предприятия

В итоге операций с официальными резервами сумма сальдо текущего счета движения капитала и изменения величины резервов должна составить ноль.

Резервные активы

Резервные активы, в отличие от других статей финансового счета, находятся под прямым контролем государства и могут использоваться им для достижения целей экономической политики.

@ Резервные активы (reserve assets) — международные высоколиквидные активы страны, которые находятся под контролем ее денежных властей или правительства и в любой момент могут быть использованы ими для финансирования дефицита платежного баланса и регулирования курса национальной валюты.

Необходимо отметить, что резервные активы являются лишь вторым эшелоном защиты платежного баланса. B случае существенной несбалансированности счета текущих операций, т.е. отсутствия притока достаточных средств для оплаты импорта товаров и услуг, правительство сначала обычно прибегает к таким мерам, как девальвация валюты для стимулирования экспорта или привлечения дополнительных внешних кредитов. Только когда возможности этих мер исчерпаны (падение курса ведет к гиперинфляции, и новых внешних кредитов не дают), правительство использует резервные активы для оплаты внешних счетов. Чаще всего наличие достаточных резервных активов рассматривается как морально-психологический инструмент для поддержания доверия к национальной валюте, для обеспечения привлечения внешних кредитов и поддержания макроэкономической стабильности.

Резервные активы, показываемые в рамках платежного баланса, включают только реально существующие активы. Даже если принципиально возможно заключение соглашения между национальным центральным банком и иностранным центральным банком об операции своп, потенциальная возможность получения резервных активов в рамках таких соглашений не дает основания для отнесения их к реально существующим резервным активам страны. Однако национальные активы, отданные под залог нерезидентам, относятся к резервным активам. Таким образом, основной критерий отнесения или неотнесения того

или иного актива к числу резервных заключается в определении того, может ли правительство или центральный банк осуществлять реальный и прямой контроль над ним. B узком смысле слова они могут контролировать только те активы, которые им принадлежат. Однако, поскольку правительство осуществляет контроль над всей территорией страны в широком смысле слова, практически любой актив, принадлежащий резидентам данной страны, попадает под его контроль. Ho в целях платежного баланса контроль над резервами считается реальным и прямым, только если ими владеют денежные власти. Если коммерческие банки на законных основаниях владеют зарубежными активами, но операции с ними могут совершать только на условиях, установленных денежными властями, то считается, что денежные власти имеют прямой и реальный контроль и над этими активами. K числу резервных активов относятся также высоколиквидные активы правительства. Например, счета правительства в иностранной валюте являются резервным активом, тогда как принадлежащие государству особняки или земля за рубежом являются иностранным активом, но не могут считаться резервным активом, поскольку этот тип актива недостаточно ликвиден — не может быть быстро превращен в наличные деньги и использован для целей финансирования платежного баланса.

Разумеется, резервные активы не лежат мертвым грузом, они инвестируются в высоколиквидные и обычно максимально надежные денежные инструменты на мировом финансовом рынке — казначейские векселя, акции крупных компаний, часть просто кладется на депозиты в иностранных банках. Специфическим случаем инвестиций резервных активов является покупка векселей Мирового банка, который использует собранные средства на помощь развивающимся странам.

B целом резервные активы, изменение которых показывается “под чертой” в платежном балансе, представляют собой сумму следующих активов:

•Монетарное золото — золото пробы не ниже 995/1000, находящееся в хранилищах ЦБ или правительства, которое в любой момент может быть продано за иностранную валюту на мировом рынке или международным организациям. Немонетарное золото может находиться в распоряжении любого резидента и не считается резервным активом. Денежные власти могут увеличивать свои запасы монетарного золота путем его монетизации — покупки в государственные резервы добытого золота и приобретения товарного золота на частных рынках. Денежные власти могут также продавать часть монетарного золота из запасов, тем самым демонетизируя его.

•Специальные права заимствования (СДР) — выпускаемый МВФ искусственный резервный актив, который распределяется между странами-членами в соответствии с их квотами и который может быть использован для приобретения иностранной валюты, предоставления займов и осуществления платежей. Страны могут приобретать СДР друг у друга, осуществлять платежи в СДР. Однако СДР представляют собой не более 3% резервных активов мира и в практических целях не играют существенной роли.

•Резервная позиция в МВФ — сумма резервной транши (доли) страны в МВФ и долга со стороны МВФ этой стране. Резервная транша составляет 25% квоты страны в капитале МВФ и может быть получена страной назад практически без каких-либо условий. Покупки иностранной валюты за национальную в рамках резервной транши, которая не считается кредитом МВФ, так же как и получение кредита МВФ, приводят к увеличению резервных активов покупающей страны.

•Валютные активы — обычно наиболее значимая часть международных активов, состоящая из требований к нерезидентам в форме иностранной валюты, банковских депозитов, правительственных ценных бумаг, других ценных бумаг, финансовых дериватов, акций частных предприятий и требований, возникающих в результате соглашений между национальным и иностранными ЦБ, а также правительственными органами.

•Прочие требования — остаточная категория, включающая все остальные требования в иностранной валюте (наличной валюты или депозитов) или ценных бумагах, которые могут быть включены в определение международных активов ЦБ.

B финансирующей части платежного баланса, который, по определению, показывает потоки реальных и финансовых ресурсов, отражаются не запасы, а потоки резервных активов, т.е. изменение в уровне резервных активов в начале и в конце года.

Резервные активы

Резервные активы, в отличие от других статей финансового счета, находятся под прямым контролем государства и могут использоваться им для достижения целей экономической политики.

Читать еще:  Предприятие считается неплатежеспособным если коэффициент ликвидности

Резервные активы (reserve assets) — международные высоколиквидные активы страны, которые находятся под контролем ее денежных властей или правительства и в любой момент могут быть использованы ими для финансирования дефицита платежного баланса и регулирования курса национальной валюты.

Необходимо отметить, что резервные активы являются лишь вторым эшелоном защиты платежного баланса. В случае существенной несбалансированности счета текущих операций, т.е. отсутствия притока достаточных средств для оплаты импорта товаров и услуг, правительство сначала обычно прибегает к таким мерам, как девальвация валюты для стимулирования экспорта или привлечения дополнительных внешних кредитов. Только когда возможности этих мер исчерпаны (падение курса ведет к гиперинфляции, и новых внешних кредитов не дают), правительство использует резервные активы для оплаты внешних счетов. Чаще всего наличие достаточных резервных активов рассматривается, как морально-психологический инструмент для поддержания доверия к национальной валюте, для обеспечения привлечения внешних кредитов и поддержания макроэкономической стабильности.

Резервные активы, показываемые в рамках платежного баланса, включают только реально существующие активы. Даже, если принципиально возможно заключение соглашения между национальным центральным банком и иностранным центральным банком об операции своп, потенциальная возможность получения резервных активов в рамках таких соглашений не дает основания для отнесения их к реально существующим резервным активам страны. Однако национальные активы, отданные под залог нерезидентам, относятся к резервным активам. Таким образом, основной критерий отнесения или неотнесения того или иного актива к числу резервных заключается в определении того, может ли правительство или центральный банк осуществлять реальный и прямой контроль над ним. В узком смысле слова они могут контролировать только те активы, которые им принадлежат. Однако, поскольку правительство осуществляет контроль над всей территорией страны в широком смысле слова, практически любой актив, принадлежащий резидентам данной страны, попадает под его контроль. Но в целях платежного баланса контроль над резервами считается реальным и прямым, только если ими владеют денежные власти. Если коммерческие банки на законных основаниях владеют зарубежными активами, но операции с ними могут совершать только на условиях, установленных денежными властями, то считается, что денежные власти имеют прямой и реальный контроль и над этими активами. К числу резервных активов относятся также высоколиквидные активы правительства. Например, счета правительства в иностранной валюте являются резервным активом, тогда как принадлежащие государству особняки или земля за рубежом являются иностранным активом, но не могут считаться резервным активом, поскольку этот тип актива недостаточно ликвиден (не может быть быстро превращен в наличные деньги и использован для целей финансирования платежного баланса).

Разумеется, резервные активы не лежат мертвым грузом, они инвестируются в высоколиквидные и обычно максимально надежные денежные инструменты на мировом финансовом рынке — казначейские векселя, акции крупных компаний, часть просто кладется на депозиты в иностранных банках. Специфическим случаем инвестиций резервных активов является покупка векселей Мирового банка, который использует собранные средства на помощь развивающимся странам. Остатки на валютных счетах правительства, кредиты, предоставленные международным организациям, валютные свопы центрального банка с коммерческими также считаются резервными активами. Если некоторая страна предоставляет в какой-либо форме валютные средства зарубежной стране, то эти средства могут считаться резервным активом страны-кредитора только в случае, если они выплачиваются должником по первому требованию кредитора, погашаются за счет резервных активов должника и являются обязательством перед центральным банком или правительством страны-кредитора. Если эти три условия не соблюдаются, то предоставленные зарубежному государству средства перестают считаться резервными активами страны-кредитора.

В целом резервные активы, изменение которых показывается «под чертой» в платежном балансе, представляют собой сумму следующих активов:

Монетарное золото — золото пробы не ниже 995/1000, находящееся в хранилищах ЦБ или правительства, которое в любой момент может быть продано за иностранную валюту на мировом рынке или международным организациям. Немонетарное золото может находиться в распоряжении любого резидента и не считается резервным активом. Денежные власти могут увеличивать свои запасы монетарного золота путем его монетизации — покупки в государственные резервы добытого золота и приобретения товарного золота на частных рынках. Денежные власти могут также продавать часть монетарного золота из запасов, тем самым демонетизируя его; Специальные права заимствования (СДР) — выпускаемый МВФ искусственный резервный актив, который распределяется между странами-членами в соответствии с их квотами и который может быть использован для приобретения иностранной валюты, предоставления займов и осуществления платежей. Страны могут приобретать СДР друг у друга, осуществлять платежи в СДР. Однако СДР представляют собой не более 3% резервных активов мира и в практических целях не играют существенной роли; Резервная позиция в МВФ — сумма резервной транши (доли) страны в МВФ и долга со стороны МВФ этой стране. Резервная транша составляет 25% квоты страны в капитале МВФ и может быть получена страной назад практически без каких-либо условий. Покупки иностранной валюты за национальную в рамках резервной транши, которая не считается кредитом МВФ, так же как и получение кредита МВФ, приводят к увеличению резервных активов покупающей страны; Валютные активы — обычно наиболее значимая часть международных активов, состоящая из требований к нерезидентам в форме иностранной валюты, банковских депозитов, правительственных ценных бумаг, других ценных бумаг, финансовых дериватов, акций частных предприятий и требований, возникающих в результате соглашений между национальным и иностранными ЦБ, а также правительственными органами; Прочие требования — остаточная категория, включающая все остальные требования в иностранной валюте (наличной валюты или депозитов) или ценных бумагах, которые могут быть включены в определение международных активов ЦБ.

В финансирующей части платежного баланса, который, по определению, показывает потоки реальных и финансовых ресурсов, отражаются не запасы, а потоки резервных активов, т.е. изменение в уровне резервных активов в начале и в конце года.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector